ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОХОРОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОХОРОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Окорокова Я.А. 1, Гращенко А.Г. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема сохранения и развития традиционной народной культуры становится все актуальнее, так как ее истинные носители уходят в мир иной, а с ними исчезают многие элементы традиционной культуры. Белгородский край представляет собой культурное многообразие разных региональных пластов, вмещающих в себя Воронежский, Курский, Оскольский стиль.

Территория Прохоровского района расположена в бассейне реки Псел и с июля 1928 года представляет собой часть территории Белгородской области (Рис.1). Градообразующей частью современного поселка Прохоровка является железнодорожная станция Прохоровка, открытая летом 1869 года на вновь построенной железной дороге Курск – Харьков. Свое название станция получила от располагавшейся в 9 верстах от неё слободе Прохоровке. По свидетельству ученых, земли исследуемого района принадлежали поселениям восточных славян – северянам, главным занятием которых было землепашество и скотоводство.

Рис.1. Карта Белгородской области

Это занятие не могло не отразиться на формировании культурного пласта территории. Поэтому, как показывают исследования этнографов, музыковедов - фольклористов, для традиционной художественной культуры Прохоровского района характерна удивительная устойчивость обрядов связанных с календарно – земледельческим кругом. Они были представлены в районе почти в полном объеме. Эта особая «живучесть» аграрных обрядов легко объясняется обилием черноземов, особым отношением селян к земле – матушке, источнику жизни, добра и благоденства.

Как и повсеместно на Белгородчине, отправление календарных обрядов и праздников в Прохоровском районе подчинено сезонной цикличности.

Анализ их целесообразно начинать с праздника нового солнечного года – зимних Святок, органично соединивших в себе огромное множество народных примет, обычаев, обрядов, ряда христианских праздников.

Длились Святки две недели: от Рождества Христова до Крещения (6.01-19.01). Повсеместно на Святки готовили кутью (кашу) используя любые зерна: пшеницы, ржи, гречихи, чечевицы и пшена. На Рождество и Крещение – «голодную», на Васильев день («щедрый» вечер) – «жирную».

Исследования выявили бытования «христославий» (духовных стихов), колядок, щедровок, с пением которых обходили дома на Рождество, Новый год, Крещение.

Святочные вечерки занимали особое место в цикле народных увеселений, игрищ и забав. Именно здесь выявились «хороводницы», запевалы, и «хозуны», ибо каждый имел возможность реализовать свои творческие способности. Кроме того, это была прекрасная возможность для молодых познакомиться ближе друг с другом и даже присмотреть себе будущую «половину». Этому в значительной мере способствовали «припевные» песни – величание, «поцелуйные» игры, парные пляски и танцы.

Более всего сохранились в районе девичьи гадания, связанные с предстоящим замужеством, желанием предугадать судьбу, а потом совершались они, как правило, в наиболее значимые дни Святок: накануне Рождества, старого Нового года и Крещения.

Единой составляющей календарных традиций является хореографическое движение, обличенное в весьма развитые хореографические формы народного искусства, так называемые «танки» (особая разновидность карагодов некругового типа). «Танок» основан на единой, постоянно меняющей направление движения цепи, то образующей подкову, то круг, то зигзагообразную «змейку», «плетень», «капусту», то расходящийся на две или четыре параллели. Исследователи на территории региона встречали и хороводов с полотенцами, именуемый на украинский манер «ширинок».

Старожилы вспоминают как в большие праздники по улице женщины «стеной», человек по десять, ходили «у проходку». «Починала», «зачинала» (начинала) песню «игруха» (запевала), остальные подключались постепенно. В плясовых, ритмически четких песнях на первый план выступали мужчины – «скакуны» - «кажин со своим вывортом перед бабой гарцевал». Эмоциональный настрой песни дополняли мужские выкрики: «Давай, давай!», «Еще – еще!», «Ух, ты!», сопровождающиеся коротким свистом. Подобное массовое гуляние селян, по всей вероятности, еще в древности выделилось в самостоятельное явление и получило название «гульбы».

Говоря о стилевых основах песенной культуры региона в целом, следует отметить наличие здесь большого числа песен с узким диапазоном мелодий, простейшей моторной ритмикой, лаконичными композиционными структурами, что подтверждает древние корни этих напевов. Свободное движение голосов по горизонтали порождает множество диссонирующих вертикальных созвучий, что придает песням особую терпкость звучания. Этому способствует также крепкая, напряженная манера пения сельских исполнителей. Огромной популярностью во всех селах района пользуются частушки. При всем многообразии гибкости мотивов и ритмического рисунка частушек, бытующих в регионе, можно выделить все четыре основных типа их: собственно частушки, плясовые, страдания и «Семеновна».

Известно, что каждому историческому периоду соответствовали свои особые обряды, которые в полной мере отражали уровень социально-экономического развития данной эпохи. Однако каждая новая формация была не в силах полностью отторгнуть старые обычаи, потому как они составляли основу бытия людей, их образ жизни и духовно-нравственный потенциал.

Особый стиль Прохоровского района выражена и в отличительных чертах традиционной одежды данного региона. Для нее характерны четыре признака: функциональность (сезонная, будничная, праздничная); конструктивность (простота в изготовлении, экономичность в расходовании средств); декоративность (наличие вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения); комплексность или ее состав (сарафанный и юбка с кофтой).

Комплекс мужской одежды включал белую «альняную» или «конопляную» рубаху прямого покроя с круглым вырезом для шеи и разрезом (пазухой) на груди слева. Рукава рубахи также имели прямой крой. Рубаха дополнялась штанами из «замашной» ткани, (домотканой, слегка шершавой на ощупь). На поясе штаны крепились «подвязкой» (тесёмкой). Праздничным считался «кушак» - широкий тканый пояс с яркими продольными полосками желтого, красного, фиолетового цвета. Бытовали и более узкие пояса аналогичного цветового решения.

Основным видом мужской крестьянской обуви были «лычные» - или «липовые» лапти косого и прямого плетения, подразделяемые на каждый день и «про праздник». И те и другие носили с «онучами» (кусок домотканого полотна) или с шерстяными вязаными чулками («под оборку»). В праздники мужчины среднего достатка надевали «яловые» сапоги с невысокими голенищами, более зажиточные щеголяли в «хромовых» с «подковкой», с высокими голенищами.

Традиционная женская одежда района несколько разнообразнее. Она включает в себя два ее вида и несколько разновидностей. Первый вид, наиболее распространенный, представлял сарафанный тип, состоящий из «штофенного», «шалонового» (тонкая шерстяная ткань в сочетании с атласной нитью) саяна, «завески» (фартука), «кисейной», «альняной» рубахи, «шалонового» с кистями «кистьщенного» платка, «подвязки» (пояса).

В Прохоровском районе бытовало два вид рубах: длинная, с большим отложным воротником, с плечевыми вставками – «поликами». Орнаментный рисунок на рубахах включал ромбы, розетки, косые кресты и располагался по предплечью, горловине, воротнику, подолу, манжетам.

Широкое распространение в районе имела и короткая рубаха «голошейка» из дотканного или покупного полотна, густо присборенная по вороту, с разрезом на груди – «пазухой» посередине. Важная деталь женского наряда – черный домотканный «суконный» сарафан, именуемый в ряде мест – саяном. Составным элементом сарафанного комплекса являлась зеленая «штоховая завеска» (фартук), иногда белая атласная или «кисейная». Основной мотив вышивки – геометрические фигуры.

Традиционный женский головной убор в регионе – платок. Девочки-подростки до 10-12 лет носили длинные рубахи без пояса, старше - с «подпояской». И лишь когда переходили в разряд «невест», имели право надеть сарафан. До замужества девушкам разрешалось ходить с непокрытой головой. Традиционным девичьим головным убором в данном регионе в старину считались «повязка», «веночек» (в форме обруча), изготовленные из плотной белой домотканины, украшенные вышивкой и лентами.

Верхней женской одеждой в регионе считался овчинный полушубок, орнаментированный по низу узором растительного характера, «душегрейка»- короткая шуба со стоячим воротником- и шерстяной зипун. Из обуви наибольшее распространение имели лапти кожаные, суконные или «парусиновые», «чоботы» (тапки), сапожки из «сыромятой» кожи.

Просмотров работы: 110