Чтобы осуществить в полной мере свои технические, тактические и физические способности, умения, навыки и резервные возможности, баскетболисту необходимо быть готовым, в психологическом плане, к условиям его спортивной деятельности. Все то, что было накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед началом или в течение соревнований. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка баскетболиста к соревнованиям очень важный и обязательный компонент обучения и тренировки.
Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям должна быть направлена в первую очередь на формирование качеств и свойств личности и психических состояний, от чего в дальнейшем и будет зависеть стабильность и успешность соревновательной деятельности.
В спорте главная задача – этот достижение определенного спортивного результата. Так, в баскетболе – это выигрыш, который определяется количеством набранных очков командой в баскетбольном матче. Количество очков определяется процентом попаданий всех игроков. Поэтому тренеру важно, чтобы его игрок стабильно показывал и реализовывал хороший процент попаданий. Но, если спортсмен нестабилен, тренер не может определить, как он выступит в конкретном соревновании, поэтому спортсмен будет испытывать значительную тревогу и неуверенность перед каждым своим выступлением. А неуверенность является главной помехой достижения высоких спортивных достижений, т. е. проблема стабильности – это не только проблема результата спортсмена в данных играх, но и проблема формирования уверенности или неуверенности у спортсмена. Тем самым, решая проблему формирования психологической стабильности, мы, в первую очередь решаем психологическую проблему – формирования уверенности, от которой в большей степени зависит успех баскетболиста в соревновательной деятельности. Как показывает практика, многие баскетболисты не обладают психологической стабильностью. Это значительно снижает их игровой потенциал.
Для решения этой задачи была создана программа формирование психологической стабильности на основе принципа «ограничения» попадании бросков с трёхочковой у игроков женской сборной УрФУ по баскетболу во время соревновательного периода.
Необходимость создания методики психологического стабильности на основе принципа «ограничения» баскетболиста в тренировочно - соревновательных условиях вызвана запросами практики. Деятельность баскетболиста довольно часто протекает в сложных по психологической нагрузке условиях.
Предложенная методика является одной из первых попыток перевести работу по психологической подготовке баскетболиста на технологический уровень. Важность именно такого подхода заключается в том, что он даёт в руки тренеру и психологу конкретную технологию по формированию психологической устойчивости личности баскетболиста. Выбор психологической стабильности и умение регулировать психическое состояние в экстремальных условиях и принципов на основе которых созданы технологии по формированию этого психологического компонента обоснована анализом условий, в которых протекает деятельность баскетболиста. Этот анализ свидетельствует, что эта деятельность носит во многом экстремальный характер. В свою очередь, экстремальные условия предъявляют к психике баскетболиста повышенные требования, нередко превышающие ее возможности эффективно действовать в этих условиях. Это может привести к ухудшению деятельности. Поэтому формирование психологической стабильности особенно важно для баскетболиста, которому часто приходиться действовать в этих условиях.
Предложенная методика даёт возможность каждому спортсмену, каждому тренеру на основе принципа «ограничения» создавать свою технологию, использовать самые различные средства для формирования необходимых психологических качеств.
Данные методики позволяют решать поставленные задачи в процессе реальной тренировочно–соревновательной деятельности.