Современная экономика динамично меняется и развивается. Политические решения государства прямо или косвенно оказывают влияние на ведение бизнеса, что в свою очередь обязывает организации приспосабливаться к новым условиям, которые не всегда бывают благоприятными. Ужесточение экономических условий, повышение налогов, цен на ресурсы, необходимых для ведения хозяйственной деятельности организаций, нередко приводят к действиям бизнесменов, противоречащим установленным законам. Как правило, организации стремятся к снижению своих затрат, что приводит к следующим противоправным действиям руководителей: уклонение от уплаты налогов путем занижения налоговой базы или завышения налоговых вычетов, покупка ресурсов на черном рынке, использование фирм - однодневок и другие.
Такие действия организаций, несомненно, являются одной из важнейших проблем для государства, требующих вмешательства.
Одной из важнейших особенностей современной российской налоговой системы является рост масштабов и разнообразия налоговых правонарушений и развитие теневого сектора бизнеса. Кризисные условия порождают экономическую ситуацию, которая требует совершенствования методов налогового администрирования и контроля.
В настоящее время организации создают все больше способов сокрытия налогов и занижения налогооблагаемой прибыли, в том числе способы, которые ранее не были распространены среди предприятий малого бизнеса. Одной из наиболее распространенной формой ухода от налогов является создание недобросовестными налогоплательщиками фирм-однодневок для заключения фиктивных сделок и принятию налоговых вычетов по данным фирмам, что, как результат приводит к возмещению суммы налога из бюджета. В дальнейшем фирма - однодневка закрывается, тем самым налог в бюджет не поступает и государство теряет значительные суммы, которые переходят в теневую экономику.
Согласно имеющейся статистике, только 18% всех российских субъектов налоговых отношений рассчитываются по своим налоговым обязательствам своевременно и в полном объеме, 53% - осуществляют платежи нерегулярно и несвоевременно, а 29% - вообще не платят налоги.
Таблица 1 - Динамика налоговых правонарушений в РФ [1]
Год |
Темп роста, % |
||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Камеральные проверки |
1,764,623 |
1,964,299 |
1,949,491 |
94.06 |
111.32 |
99.25 |
|
Выездные проверки |
40,832 |
35,314 |
30,355 |
70.96 |
86.49 |
85.96 |
|
из них |
|||||||
Организации |
32,807 |
29,078 |
25,956 |
73.46 |
88.63 |
89.26 |
|
индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой |
6,508 |
4,749 |
3,171 |
60.55 |
72.97 |
66.77 |
|
физические лица |
1,517 |
1,487 |
1,228 |
71.12 |
98.02 |
82.58 |
|
Итого |
1,805,455 |
1,999,613 |
1,979,846 |
93.37 |
110.75 |
99.01 |
Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что динамика налоговых нарушений в РФ нестабильна. Так, в 2014г. общее число выявленных правонарушений относительно 2013 г. возросло на 17,38%, а в 2015г. относительно 2014г. снизилось на 1%. Также, большее количество выявленных правонарушений приходится на камеральные налоговые проверки.
Несмотря на то, что в 2014г. наметилась положительная тенденция по выявлению налоговых правонарушений, в 2015г. показатели имели тенденцию к снижению.
Таким образом, стремясь к снижению налоговых обязательств, налогоплательщики находят новые способы ухода от налогов и переводу доходов в теневую экономику. В связи с этим, налоговая система и налоговые органы должны быстро адаптироваться к создаваемым схемам ухода от налогов для оперативного выявления данных схем и создания условий для поступления налогов в бюджет.
Список литературы:
Данные по формам статистической налоговой отчетности. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.
Фадеев Д.Е. Налоги и бизнес - климат в России // материалы ХI Всероссийского налогового форума ТПП РФ. - 2015. - UR: http://nalogforum. tpprf.ru/nalog/