ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Лешова К.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Феномен проявление девиантного поведения среди подростков в современное время носит массовый характер. Главная причина заключается в особенностях возрастной группы, так как в данный период существует склонность к отрицательным самовнушениям, характерна повышенная категоричность, податливость, что и подвигает их во влечение в преступную деятельность, к употреблению психоактивных веществ.

Под термином девиантное поведение учёные подразумевают отклонение от норм.

Так, например, согласно В.А Пятунину девиантное поведение можно рассматривать в двух смыслах:

  • в широком – это поведение любого человека, сбившегося с пути или отклонившегося от социальной нормы.

  • в узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными [4, c.16].

Самые распространенные преступления подростков – это преступления корыстной направленности и кражи, причем социальное положение не всегда является показателем. Причина в основном заключается в стремлении испытать адреналин, выиграть спор, ощутить новые острые ощущения, получить что-то бесплатно и др. Так в Ульяновской области за 10 месяцев 2016 года в суд направлено 260 эпизодов преступной деятельности подростков, связанный с различного рода хищениями (более 78,3% от всего массива преступлений, совершенных несовершеннолетними) [8].

Также следует обратить внимание на то, что большинство правонарушений совершаются подростками под воздействием психоактивных веществ. В Ульяновской области по итогам 2015 года на профилактическом учёте по причине злоупотребления алкогольной и спиртосодержащей продукцией было поставлено 340 несовершеннолетних, которые раннее состояли на учете в правоохранительных органах [8].

Среди причин формирования девиантного поведения, выделяют множество вариантов рассматривающихся в социальных, педагогических, психологических, медицинских и в других аспектах, и, некоторые косвенно или прямо указывают на то, что причину следует искать именно в детстве, в подростковом возрасте, а, особенно, в первую очередь в семье. Д.Хаэр отмечает, что небрежное и жестокое обращение с детьми может вызвать серьёзные психологические проблемы, и, что травмированные дети отличаются более низким коэффицентом интеллекта, более подвержены депрессии и суицидальным мыслям и склонны к употреблению алкоголя, наркотических веществ и выражению подавленных желаний через действие [6, c.206].

Однако образовательные учреждения, также играют немалую роль, так как отвечают за обеспечения того уровня образования, социализации, воспитания который поможет несовершеннолетнему сориентироваться в выборе своего будущего направления. Именно большинство проблемных детей обращают на себя внимание учителей и психологов, и очень важно, чтобы специалисты понимали природу проблемы, с которой им приходится сталкиваться [6, c.194].

Cуществует главная проблема, которая проявляется в том, что правонарушения совершаются несовершеннолетними во внеурочное время.

Под внеурочным временем понимается процесс, происходящий, производящийся сверх или помимо уроков [3].

В основном подростки с девиантным поведением не заняты внеурочной деятельностью, то есть не посещают кружки, секции, клубы и другие центры организованного досуга, которые направлены на нравственное воспитание, на формирование личности, заинтересованности. Данная проблема может заключаться в том, что в настоящее время произошла коммерерциализации сферы кульурно-досуговой деятельности, из-за чего увеличилось количество несовершеннолетних, в основном из неблагополучных семей, для которых практически недоступны посещения внешкольных учреждений, которые им интересны, то есть занятия художественным, музыкальным и танцевальным искусством, спортом

Для того, чтобы снизить уровень проявления девиантного поведения среди несовершеннолетних, применяют такую технологию, как профилактика. Однако вне стен учебных заведений её проводить весьма затруднительно, в силу того, что трудно захватить внимание подростков, поэтому в основном её проводят в учебное время.

Согласно федеральному закону № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»профилактика - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении [1].

В общем виде она направлена на формирование внутреннего контроля личности, основанного на нормах и ценностях, а также на повышение устойчивости личности к воздействию неблагоприятных факторов социальной среды.

Холостова Е.И. утверждает, что для уменьшения количества проявления девиантного поведения предполагаются такие профилактические меры, как нейтрализация и устранение социальных причин дезадаптации, коррекции личности и образа жизни детей с отклоняющимся поведением, а не повышение степени контроля и надзора за ними, ужесточение наказаний [7, c.29].

Проведение профилактики в учреждениях системы образования осуществляется посредством составления плана профилактической работы, который в основном включает в себя следующие мероприятия:

- индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на учете ПДН (подразделения по делам несовершеннолетних), внутришкольном учете ;

- посещение с членами родительского комитета, классными руководителями семьи ;

- гражданско-правовое обучение учащихся, беседы об ответственности несовершеннолетних, проводимые также индивидуально;

- проведение заседаний Совета профилактики правонарушений среди учащихся;

- осуществление совместной работы с заместителем директора по воспитательной работе и социальным педагогом по вовлечению несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений во внеурочную досуговую деятельность [9].

В профилактической деятельности учебные заведения сотрудничают с органами внутренних дел, а именно с подразделением по делам несовершеннолетних. Инспекторы ПДН участвуют в проведении профилактических бесед в школах среди учащихся с целью развития правовых знаний, также играют роль в планировании занятости учащихся во время каникул, в вовлечении несовершеннолетних в кружки и секции.

Таким образом, профилактика девиантного поведения несовершеннолетних во внеурочное время заключается в комплексе мероприятий, проводимых в период, когда они находятся в учебном заведении, причем работа осуществляется при сотрудничестве с правоохранительными органами.

Библиографический список:

  1. Федеральном закон № 124-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1996 г.

  2. Жданова Н.Е. Причины и факторы девиантного поведения подростков / Н.Е. Жданова // Международная заочная научно-практическая конференция «Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения» – Владимир: ВлГУ, 2009. – С. 27-31.

  3. Коновалова Я.М. Внеурочное время как форма развития образного мышления и речи младших школьников [Электронный ресурс] (URL https://solncesvet.ru) [Дата обращения:03.02.18 г.].

  4. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции / В.А. Пятунин. – Москва: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. – С. 281.

  5. Торхова А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А.В. Торхова, И.А. Царик, А.С. Чернявская. – Минск: Нац.ин-т образования, 2009. – 120 с.

  6. Хаэр Роберт Д. Лишённые совести. Пугающий мир психопатов: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2017. – 288 с.

  7. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – 3-е изд., перераб. и доп.: – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и Ко», 2012. – 272 с.

  8. Отчет о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ульяновской области за 2016 год [Электронный ресурс] (https://www.ulgov.ru)(Дата обращения 24.12.17 г)
  9. План работы МБОУ СШ № 85 на 2017-2018 учебный год [Электронный ресурс] (http://school85ul.ru/images/pdf_dokuments/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7.pdf)/ (Дата обращения 24.12.17 г).
Просмотров работы: 219