БОРИС АСАФЬЕВ: ВЗГЛЯД НА ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

БОРИС АСАФЬЕВ: ВЗГЛЯД НА ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ

Богунова Ю.А. 1, Гращенко А.Г. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Осваивая пути становления музыкального фольклора, можно встретить известные всему миру имена композиторов, исследователей. В их числе и Борис Владимирович Асафьев – знаменитая личность в области музыкознания не только в советской, но и в мировой музыкальной культуре.

Будучи преемником и продолжателем представителей русской классической музыки – В. Одоевского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, Н.В. Стасова, Борис Владимирович является основоположником советского музыковедения, которого интересовали многие области искусства.

В этой многоаспектности деятельности Б. Асафьева кроется разгадка его феномена: наука и публицистика, композиторское творчество, музыкальная педагогика, работа в музыкальных театрах, литературное поприще, где он проявлял себя под псевдонимом Игорь Глебов. Все сферы его исследования были органично связаны и взаимодействовали друг с другом. Одним из главных его постулатов является: музыку надо уметь услышать – «услышать – это уже понять» [1;с.170]. Борис Владимирович делал все, чтобы и другие могли это услышать, понять и прочувствовать.

Одной из граней музыкального искусства Асафьев видел музыкальный фольклор, исследованием которого он занимался длительный период своей деятельности. Но слово «фольклор» Борис Владимирович не признавал, ему ближе было понятие «музыка устной традиции». Слово «фольклор» чем-то ему напоминало музейный экспонат, более живым, Асафьеву виделось главное свойство фольклора – устность его бытования, тесно связанной с природным бытием, не ограниченным рамками нотного материала и питаемый творческой импровизацией.

Б. Асафьев музыку устной традиции никогда не отделял от общего музыкально-исторического процесса, делая акцент на особое звучание песен в определенных условиях, в разной среде, разных эпохах. Понимая, что эволюция народной музыки связана с пластами народного творчества каждой эпохи.

В работах Асафьева просматривается сегодняшний взгляд этномузыколога, направленный на тесную связь «музыкальных диалектов» с историческим единством каждой отдельной музыкальной культуры.

Придя на кафедру музыкального отделения института истории искусств Петрограда, исследователь разработал программу освоения национальной музыки, в которую вошли экспедиции, создание фонограмархива, музея музыкальных инструментов, сделал акцент и на освоение сольфеджио и гармонии на фольклорном материале. Развитие композиторского образования он видел в освоении музыкального фольклора, наряду с другими дисциплинами, способствующими освоению фольклорной вариантности и импровизационности.

Позже, в Ленинградской консерватории проходило этномузыковедческое становление Б.Асафьева. Как преподаватель этномузыковедческих дисциплин он составлял оригинальные учебные программы, вводил курсы историографии русской народной песни, введение в музыкальную этнографию с использованием семинарских и практических занятий в этнографической лаборатории. Асафьев был пионером введения всех этих курсов в СССР и единственным, кто мог осуществить их на современном ему научном уровне.

В 1925 году Асафьев выезжает в экспедицию в Пинежский край, которая сыграла большую роль в его музыкально-фольклорной деятельности. По результатам поездки им был сделан доклад об изучении фольклора Севера в рамках исторических задач современного русского музыкознания; доклад «О задачах музыкантов в фольклорных экспедициях», написана большая статья «Русская народная песня и ее место в школьном музыкальном воспитании и образовании». Как мудрый педагог Б. Асафьев дифференцировал освоение подлинной народной песни в общеобразовательной школе, вузе.

Этот же год дал возможность применять знания исследователя уже в стенах Ленинградской консерватории, где он возглавил научно-музыкальное отделение. На лекциях профессор ставил задачи освоения народного музыкального искусства на месте, среди соответствующей обстановки, так как «народная песня тесно связана со всем строем интонаций окружающей ее среды.., а это никакою записью не уловить».

Концепция Асафьева с годами не теряет актуальности, сделанное им для сохранения и развития национального музыкального языка, является не только сегодняшним, но и завтрашним днем Российской музыкальной фольклористики.

Литература

1.Асафьев Б.В. Избранные труды: т.5/ Б. В. Асафьев. М.: Академии наук СССР, 1957

Просмотров работы: 66