ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ «ПРОЛЕСКИ» – КУЗНИЦА КАДРОВ ТРАДИЦИОННОГО ПЕСЕННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ «ПРОЛЕСКИ» – КУЗНИЦА КАДРОВ ТРАДИЦИОННОГО ПЕСЕННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОГО КРАЯ

Селиванова А.А. 1, Гращенко А.Г. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы заметно активизировался интерес к певческому искусству, особенно фольклорному, он затрагивает все уровни образовательного процесса: от ДМШ до ВУЗа. Это проявляется не только в новых образовательных стандартах, но и в самом подходе к освоению традиционного пения в образовательном процессе ДМШ. Если раньше «народный хор», как именовалось направление, мог осваивать в своем репертуаре весь багаж народной песенности, то теперь, «музыкальный фольклор» опирается на традиционные вокальные корни своей местности, то есть, с малолетства, ребенок приучается к подлинным музыкальным корням. Данный принцип воспитания вокальной культуры задолго до принятия нормативных актов ввела в свой репертуар с детьми Л. И. Шингарева, педагог фольклорного отделения Новооскольской детской школы искусств им. Н.И. Платонова, заслуженный работник культуры РФ.

Ее фольклорный ансамбль «Пролески» уже многие годы стремится к достоверному воссозданию подлинных образцов народной песенной культуры. Изучение основ традиционного исполнительства начинается не с решения технологических задач образовательного процесса нацеленных на освоение дыхания, строя, ансамбля, метроритмики, а на накопление, слухового опыта, восприятия образа определенной певческой культуры, традиционного исполнительства конкретного фольклорного коллектива. Конечно же, новооскольские парни и девчата должны были знать свою культуру. Поэтому Любовь Ивановна отдала предпочтение фольклорному исполнительству сел Боровое, Васильдол, Макешкино, Богородское и другим певучим селам, откуда родом и были ее воспитанники. Освоение традиционного исполнительства проходит совсем по-фольклорному, от старшего поколения, с которыми ученики ДМШ встречаются в фольклорных экспедициях. Цель этих поездок многогранна: сбор музыкального материала, изучение этнографии, точное освоение языковой системы конкретного диалекта. Сохранить, не потерять бытовую речь конкретного села необходимо не только в музыкальном материале, но и в тех сценических постановках, которые готовят руководитель вместе с подопечными к каждому годовому празднику. Именно поэтому, общение с мастерами фольклорной песни всегда проходит гладко, так как в учениках старшее поколение видит не аморфных людей, а свое живое продолжение.

Освоение многих элементов песенного исполнительства Л.И. Шингарева так же проводит не у доски или за партой, а живом, понятом детям виде деятельности – игре. Игра у нее не забава, а целый комплекс упражнений, незаметный для детей: метод распевания, варьирования музыкального материала, пение в движении, освоение хореографических элементов, далее используемых в хороводах и т.д.

Мотивация освоения традиционной песенности у учеников очень велика:концерты для родителей, фольклорные фестивали, конкурсы, всевозможные поездки по районам области, все работает на освоение материала.

Диагностика результативности ее работы очень велика: поступающие в школу искусств не все владеют точной интонацией, но через год уже осваивают двухголосие; конкурсные результаты чаще всего однообразны – первые места. Именно поэтому, что у детей на протяжении многих лет вырабатывается потребность народно-певческой практики, многие из них поступают в средние и высшие профильные учебные заведения Белгорода, Губкина, Воронежа и Москвы.

Просмотров работы: 60