СТРЕСС КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ НА ОРГАНИЗМ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТРЕСС КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ НА ОРГАНИЗМ

Гошкодерова Л.А. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни» [1]

Актуальность: Проблема стресса в спорте была актуальна всегда. Ученые со всего мира исследовали состояние спортсменов в стрессовых ситуациях. И получали самые разные результаты. Мной были изучены такие статьи как: «Современное состояние проблемы стресса и стрессоустойчивости в спорте» [2]; «Управление стрессом высококвалифицированных спортсменов» [3]; «Влияние переживаний тревоги и стресса на соревновательную успешность спортсменов» [4].

Цель: Изучить влияние стресса на организм спортсмена.

Задачи:

1. Проанализировать научно-методические источники по теме «влияние стресса на организм»;

2. Выявить влияние стресса на организм.

Как известно, стресс- неспецифическая реакция организма на раздражитель. Самым мощным и самым первым стрессом является рождение.

Степень и характер влияния стресса на спортивную деятельность обусловлены взаимоотношениями разнообразных индивидуальных свойств спортсмена (социально-психологических, физиологических, личностных, психологических).

Для спортсменов со слабой нервной системой (особо эмоционально-возбудительных, высокотревожных) характерны повышенный контроль предстоящей деятельности, непрерывное детальное ее планирование и фиксированный режим дня. Эти спортсмены испытывают трудности при необходимости быстро и самостоятельно принимать решения в условиях стресса. Они часто обращаются за помощью к тренеру или товарищам по команде.

Спортсмены с сильным типом нервной системы малотревожны, эмоционально-устойчивы, импульсивны, имеют постоянный высокий уровень желаний и целей. Такие спортсмены отличаются высокой самостимуляцией и добиваются наилучших результатов при наличии высокого уровня стресса.

Выделяют три стадии психического перенапряжения, которые имеют свои общие и специфические признаки.

К общим признакам относятся: головные боли, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна.

К специфическим признакам относятся: Капризность, неустойчивость настроения.

При нарастающей раздражительности спортсмен теряет самообладание, направляя свой гнев на товарищей, тренера или совершенно случайных людей.

Для того чтобы избежать эмоционального перенапряжения спортсмена, необходимо изучить уровень резистентности, который под воздействием стрессора опускается ниже нормы. Здоровый организм после упадка проходит стадию тревоги поднимаясь по шкале вверх. Некоторое время организм адаптируется и фиксируется на определённом уровне. Следом, при отсутствии раздражителя следует стадия истощения.

Если не предупредить стадию истощения новым раздражителем, тогда все возвратится к исходному уровню (например, потренировалась 1 раз, бросила, все возвратилось к исходному положению). Если же раздражитель действует непрерывно, резервы организма постепенно истощаются, он перестаёт справляться со стрессором и умирает (например, древние марафонцы, пробегая огромные дистанции, заболевали, и даже умирали).

А если раздражитель умеренной силы будет регулярно действовать и возникать в момент, когда организм проходит стадию резистентности, то эта высокая планка закрепится как новая норма (например, организм привыкает к регулярным тренировкам, становится сильнее, тогда возможно постепенное увеличение нагрузки).

Но несмотря на то, что исследования в этой области появились сравнительно недавно, уже сейчас можно на основе определенных данных постараться понизить уровень восприятия стресса спортсменами, тем самым контролировать его, чтобы предупредить перетренированность спортсмена. Для этого необходимо работать со спортивными психологами как спортсменам, так и тренерам, это нужно для того чтобы и спортсмен, и тренер в той или иной ситуации стресса, могли как можно быстрее избежать ее усугубления. Ведь результат спортсмена в первую очередь зависит от его состояния во время соревнований.

  1. Селье Г. «На уровне целого организма»/ Г. Селье. – М: Наука, 1972. – 122с.

  2. «Современное состояние проблемы стресса и стрессоустойчивости в спорте» Сост. Сигал Н. С., Штых В. А., Гант Е. Е., Писаренко О. Ю. Харьковская государственная академия физической культуры

  3. «Управление стрессом высококвалифицированных спортсменов» Сумин Р. Стресс и тревога в спорте: Международный сборник научных статей / Сост. Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 204-216.

  4. «Влияние переживаний тревоги и стресса на соревновательную успешность спортсменов» Б. Карольчак-Бериацка (Польша).

Просмотров работы: 54