Актуальность: Специфика восточных единоборств и проводимых в нем соревнований накладывает определенные требования к психическому состоянию и психической подготовленности спортсменов. В единоборствах психологические нагрузки являются избыточно стрессовыми и значительно снижают эффективность адекватного реагирования на ситуацию. Исходя из этого, проблема психологического состояния в единоборствах актуальна для рассмотрения.
Цель работы: Выявить особенности психологической подготовки в единоборствах Востока.
Задачи:
1. Выявить психологические качества, необходимые спортсмену;
2. Обозначить возможные психологические проблемы спортсменов и показать пути их решения.
Под психологической подготовкой спортсмена тренеры, подразумевают воспитание в нем способности противостоять следующим чувствам: неуверенность, страх перед противником, излишняя уверенность в себе, из-за которой спортсмен относится несерьезно к технической и физической подготовке.
Тем не менее эти качества являются маленькой частью большой социокультурной, педагогической и спортивной проблемы [1].
Спортсмены сталкиваются с психологическими проблемами такими как: всевозможные рациональные и иррациональные страхи, заниженная самооценка, стресс, эмоциональное перенапряжение, отрицательный эмоциональный фон.
Главные компоненты общей психологической подготовки состоят из: мотивации, волевой подготовки, эмоциональной подготовки, душевного равновесия, веры в себя, в свои силы, концентрации, визуализации, а также развитии морально-этических качеств спортсмена.
Уровень спортсмена зависит от качества его психологической подготовки. Отсюда следует, что у правильного психологически подготовленного спортсмена положительных эмоций должно быть больше, чем отрицательных. Другими словами, психологическая подготовка должна повышать толерантность (уверенность в себе, устойчивость к сбивающим факторам) и избавлять от фрустрации (боязни, неуверенности) [3]. Полезными для эмоциональной подготовки считаются:
– показательные выступления;
– проведение поединков с другими школами единоборств;
– выездные соревнования без установок на результат;
– бои с более опытными спортсменами;
– учебно-тренировочные сборы и лагеря;
– участие в командных соревнованиях;
– постепенное усложнение соревновательных заданий [2].
В завершении, хотелось бы упомянуть о морально-этических качествах, которые необходимы спортсмену. Одна из основных задач восточных единоборств - достижение физического, психического и духовно-нравственного развития человека. Морально-этические качества, занимают не последнее место в становлении спортсмена. Наиболее весомые из них: честность, правдивость, порядочность, благородство, великодушие, отзывчивость, способность к сопереживанию, трудолюбие, постоянство, обязательность, вежливость, приветливость, дружелюбие, уважение, заботливость, бережливость, щедрость, коллективизм.
Хороший спортсмен должен воспитывать в себе все вышеупомянутые качества. Ведь они способны привести бойца к победе как на соревнованиях, так и в жизни. Спорт должен быть красивым, честным и открытым. Он должен приносить положительные эмоции не только спортсмену, но и зрителю.
Шулика Ю.А., Ключников Е.Ю. Тхэквондо. Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство.– Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 501 с.
Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - 352 с.