1) Неясная вероятность достичь поставленные цели. Достижение поставленных целей зависит не только тренера, но и от спортсменов, руководителей, материальной базы.
2) Независимых характер. Подразумевается, что тренер лично решает задачи, которые связаны с педагогическим и психологическим воздействием на человека. Решение чисто педагогических задач зависит не только от обучения и воспитания, а также и от сбора нужной информации для создания психологической характеристики каждого игрока, цель которого - выбора адекватных средств и методов психологического воздействия на него.
3) Высокий уровень психологической нагрузки, в особенности на соревнованиях. Тренерская работа всегда на виду. Следовательно, поведение тренера в условиях социального окружения характеризуется явным психологическим напряжением, проявляющегося во внешних признаках общения с подопечными, коллегами, руководством. Возбужденное эмоциональное состояние тренера обычно сопровождается( однако, нежелательно) эмоциональными срывами как в тренировочном процессе, так и в соревновательной деятельности. Эмоциональное напряжение (в особенности на соревнованиях) пе-редается команде, а значит очень важно тренеру уметь корректировать свое состояние, а также сдерживать эмоции.
4) Творческий характер труда тренера представляет собой постоянный поиск, экспериментирование, тщательной работе над собой.
5) Добровольность контактов спортсменов с тренером (спортсмен может в любое время уйти от своего тренера к другому).
6) Эффективность тренерской деятельности зависит от моти-вированности спортсменов. Перед тренером стоит сложная задача, заключающаяся в поиске талантов и активизации спортсменов на улучшение их спортивного мастерства, составляющую одну из трудностей в работе тренера.
7) Широта характера отношений тренера с командой заключается в том, что взаимодействие и контакт тренера проходит не только в тренировочной деятельности, но и в школе, университете, на досуге, на выезде.
8) Тренерская деятельность не регламентирована и осуществляется не только в рабочие часы, но и в вечерние, будь это воскресенье или праздничные дни. Часто тренеры проводят больше времени на работе, нежели дома. Они должны быть фанатами своего дела.
9) Большая занятость в разгар сезона – куда больше 6-ти часового рабочего дня
10) Постоянный выезды на сборы, турниры, расставания с семьями на время.
11) Неотъемлемая часть тренировочного процесса – психическое напряжение во время обучения техники и тактики
12) В обязанности тренера входит и общение с другими людьми, помимо команды. будь то родители, руководство клуба, пресса. Следовательно, тренер должен иметь коммуникативные и организаторские навыки, а также терпение и уравновешенность [1, 2, 3, 4, 5].
Огромное значение имеет общение тренера с командой. А именно: быть непрерывным, обращаться нужно, в зависимости от ситуации, к каждому подопечному, т.к. особенность личности футболиста заключается в требование к себе достаточно повышенного внимания. Возникновение разногласий внутри команды, как правило, приводит отсутствию взаимопонимания на площадке, конфликтам.
Тренер должен общаться с командой, подсказывать в ходе игры и тренировочного процесса, разъяснять и убеждать во время тайм-аутов, при этом нужно учитывать момент, когда сделать подобную поправку, чтобы не вводить игроков в путаницу, что может помешать их концентрации. Значимое влияние на стиль общения оказывает профессиональная деятельность, требующая интенсивного и разностороннего общения. Стиль общения взаимодействует с продуктивностью этой деятельности, с психологической атмосферой в команде, уровнем взаимоотношениями, т.е. с критериями эффективности деятельности педагога и, в частности, тренера.
Мельник Е.В., Силич Е.В. выделяет 3 стиля общения: гибкий, ригидный и промежуточный (переходный), различаются которые в понимании подтекста общения, в умении управлять своими эмоциями [32].
1) Гибкий стиль общения подразумевается быстротой ориентацией в си-туации взаимодействия, пониманием подтекста общения, умением управлять своим эмоциональным состоянием и обстановкой общения в команде.
2) Ригидный стиль общения - недостаточность анализа своего поведения и поведения команды, плохое самообладание, неадекватная самооценка. Тренеру с ригидным стилем общения трудно найти нужный тон.
3) Промежуточный стиль - сочетание неодинаковых стилей, является успешным, так как это повышает как продуктивность деятельности, так и удовлетворенность межличностными отношениями в команде.
По представленной классификацией стилей общения можно выделяется следующий перечень качеств тренера, важных при выборе того или иного стиля общения:
1) Умение и желание учитывать позиции, мнения спортсмена;
2) Самообладание;
3) Анализ своего поведения и поведение спортсменов;
4) Дистанция, которую держит тренер по отношению к спортсмену;
5) Оценивать действия и поведения игроков;
6) Умение и желание хвалить, поощрять, выражать сочувствие;
7) Использовать убеждения или принуждения;
8) Быть осторожным в избираемых средствах воздействия;
9) Цель общения (достичь собственных целей или помочь игрокам в достижении его цели)
Анализ исследований по методике педагогического наблюдения показывает, что в тренировочной деятельности тренера более уравновешенные и спокойные. Это справедливо, поскольку во время соревнований или непосредственно игры тренер испытывает психологическое напряжение и может потерять контроль над собой, и тогда на первый план выходят эмоции, с которыми не каждый специалист способен справиться.
Стиль общения, рекомендуемый к применению, согласно исследова-нию:
1) Тон общения в тренировочной деятельности должен быть более спокойный, чем в соревновательной. Во втором случае низкие тона не используются, как правило, ни одним из тренеров.
2) Оскорбления и унижения тренером своих игроков. В 55% случаев в тренировочном режиме оскорбления отсутствуют, а во время турнира или чемпионата данный показатель падает до 25%.
На основе этого анализа можно сделать промежуточный вывод, что во время различных турниров и чемпионатов многие тренеры показывают низкий уровень педагогического общения, позволяя себе грубые высказывания в адрес своих подопечных, что совсем непозволительно для настоящего профессионала своего дела.
3) Моральную поддержку игроков тренером для достижения поставленных целей. Действительно, большинство тренеров и педагогов морально поддерживают своих подопечных, что, в свою очередь, улучшает качество игры, если соблюдать предыдущие два пункта
4) Следующий критерий-самоконтроль. В тренировочном процессе около 85% случаев, исследуемые тренеры-преподаватели показали средний и высокий уровень самоконтроля, что нельзя сказать о соревновательном процессе. Во время соревнований около 35% педагогов теряют самоконтроль и остаются на низком уровне, что также влияет на качество ведения игры.
Подводя итоги этого пункта, стоит отметить, что в тренировочной деятельности тренеры показывают более высокий уровень своего профессионального педагогического общения.
В соревновательной деятельности эти показатели падают.
Психолого-педагогический анализ управления совместной деятельностью должен проводиться в неразрывной связи с изучением ее субъекта (группы или коллектива). Основное внимание в педагогике до последнего времени уделялось изучению таких феноменов, как социально-психологический климат, межличностные отношения, удовлетворенность трудом и отношениями в группе (трудовом коллективе), сплоченность, совместимость, лидерство и т.п.
В основном исследования в данной области концентрируются вокруг феномена межличностных отношений, который доминирует в качестве объекта изучения в социальной психологии. Такой подход позволяет характеризовать группу как субъект отношений и общения.
В любом виде совместной деятельности люди объединяются в малые социальные группы и достигают успеха на основе взаимопонимания и согласованности усилий. Спортивная деятельность тому подтверждение.
В качестве системообразующих компонентов работы тренера по формированию личностной готовности выделяются два ведущих направления работы с регбистами: включение их в коллектив и спортивную деятельность. Эти направления тесно связаны со спецификой регби как вида спорта, который является коллективной деятельностью с одной стороны, а с другой предполагает индивидуальное мастерство каждого игрока.
Умения тренера: оценивать, выбирать, принимать решения и действовать. Тем не менее, основным является следующее: его личный авторитет должен быть основан на компетентности, которую бы регбиисты признали в определенный момент.
Открытое ведение целенаправленного диалога с подопечными, внесенного в планы и заданные дидактические методики, позволяет получить лучшее из индивидуального потенциала каждого спортсмена.
Поступки тренера должны способствовать возникновению доверия к нему со стороны подопечных.
Такое поведение является основной предпосылкой для того, чтобы регбисты сознательно проявили всю свою готовность к обучению.
Среди актуальных проблем спорта является проблема взаимоотношений тренера со спортсменами, как показано во многих работах ученых спорта 70-х годов, она является комплексной и междисциплинарной, т.е. решаемой на стыке спортивной педагогики и современной психологии спорта. Эта проблема в равной мере затрагивает педагогические интересы как тренеров и руководителей команд, так и интересы спортсменов, ибо в спорте важен не только процесс тренировки, но и конечный результат соревновательной деятельности.
В командных видах спортивной деятельности психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимопонимания между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплоченности команд, фактором спортивного успеха, но в индивидуальных видах спорта этот фактор зачастую так же является определяющим.
Среди всех взаимоотношений, складывающихся в процессе спортивной деятельности, наибольшее влияние на её результаты и на прогресс спортсмена оказывают его отношения с тренером. Они могут иметь различные содержание и направляющие причины.
Связи между спортсменом и тренером во многом зависят от установочных отношений тренера к самому себе, к спортсмену и от установочных отношений спортсмена к тренеру и к самому себе.
В.Л. Марищук и Л.К. Серова[4] отмечают, что тренер и спортсмен связаны, прежде всего, субординационными взаимоотношениями, при которых тренер –руководитель наделён административной властью, а спортсмен исполнитель должен выполнять его приказы и распоряжения. Поэтому первым критерием высокого уровня взаимоотношений тренера и спортсмена выступает полное выполнение тренерских указаний спортсменом.
Если между тренером и спортсменом существуют отношения уважения, взаимодоверия, то спортсмен не боится в чем –то не согласиться с тренером, взять на себя ответственность за новые решения в изменившейся ситуации. Исходя из этого, вторым критерием оценки коммуникативных отношений является наличие творческого компонента в деятельности спортсмена при выполнении им тренерских указаний.
Если тренер служит для спортсмена примером, является для него большим авторитетом, привлекает своими человеческими качествами, спортсмен будет обязательно стремиться к всестороннему общению с ним. Такое стремление к общению с тренером –один из главных показателей благоприятных взаимоотношений между тренером и спортсменом.
По мнению Шиленкова С.Н., успешность деятельности отдельного спортсмена или команды, особенно на начальном этапе подготовки, на 60–70% зависит от деятельности тренера.
Процесс развития воспитательных отношений сотрудничества в системе "тренер-спортсмен" происходит поэтапно.
От этапа к этапу возрастает ценностный вклад тренера в жизнедеятельность спортивной группы и каждого отдельного спортсмена. Это происходит на основе:
- получения адекватного представления тренера о спортсменах и спортсменов о тренере (на основе учета социально-психологических особенностей спортивной группы), что ведет к достижению полного взаимопонимания и доверия, четкому осознанию единства целей;
- установления личностных (эмоционально -положительных) отношений в системах "тренер-спортсмен" и "спортсмен-спортсмен";
- четкого разграничения функций сотрудничающих сторон;
- предоставления самостоятельности спортсменам в постановке и решении личностных и познавательных целей и задач при равноправном участии тренера;
- выработки форм индивидуальной и коллективной ответственности;
- разработки технологий реализации совместно принятых решений и форм взаимной помощи в разнообразной значимой для спортсменов деятельности;
- развития воспитательных ситуаций в направлении актуализации и удовлетворения всё более глубинных и сущностных потребностей спортсменов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Волков Н.Н., Топчиян В.С. Моделирование личности и деятельности тренера и совершенствование высшего физкультурного образования. ANALYTIC – SERIAL //Теория и практика физической культуры. – 2007. –№10. – С. 7-9.
Деркач А.А., Исаев А.А. Творчеств о тренера. - М.: ФиС, 1982. - 239 с.
Коломейцев Ю.Ф. (Минск, Беларусь). Механизмы формирования командного отношения к тренировочной и соревновательной деятельности // Материалы симпозиума Cовременная спортивная психология: проблемы и пути решения. Екатеринбург, 28–30 октября 2013 г. C 52-56
Марищук В. Л. Психодиагностика в спорте / В.Л. Марищук , Ю.М. Блудов, Л. К. Серова. М. : 2005. 349 с.
Мартенс Райнер Успешный тренер. М.: Человек, 2014. – 440 с.
Непопалов В. Н. Психологическая модель деятельности тренера (постановка проблемы) // Материалы VI межд. Н.-пр. конф. психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» М., 2010. C. 187-191.
Уэйнберг А.С., Д.Гоулд – Основы психологии спорта и физической культуры / А.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. 1998г. 334 с.
Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. М.: 1980. 208 с.