ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА «Я» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЧЕРЕЗ СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОДХОДОВ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА «Я» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЧЕРЕЗ СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОДХОДОВ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Простой вопрос - как воспитывать и обучать ребенка, по праву принадлежит к числу «вечных». Особую остроту и актуальность данный вопрос, приобретает в драматические, переломные моменты развития общества, в «эпоху перемен». Сложности общественной жизни находят отражение во всей структуре педагогического процесса – проблема целей, содержания, методов и форм воспитания и обучения.

Существует два основных подхода к процессу воспитания и обучения подрастающего поколения. Первый, традиционный, ставит в центр образовательного процесса педагога как носителя содержания образования, предполагает жесткую детерминацию всего педагогического процесса педагогом. Педагог ставит цели образовательной деятельности, планирует ее содержание, формы и методы, оценивает результаты деятельности учащихся. Противоположный подход - гуманистический - ставит в центр образовательного процесса ребёнка, самовыражение его как уникальной, представляющей абсолютную ценность личности. Синонимичной гуманистическому подходу выступает педагогика Свободы, которая основывается на воспитании личности и индивидуальности детей, их свободной творческой активности.

Долгое время эти парадигмальные установки находились в оппозиции. Ведущим, в течение многих столетий оставался традиционный подход, а гуманистический был представлен фрагментарно, он оформился в самостоятельное направление в России в середине XIX в. В советский период проблема свободного воспитания отходит на второй план, хотя цель воспитания творческой индивидуальности декларируется в ряде правительственных документов. К 30-ым годам, когда в стране уже в полной мере проявился тоталитарный режим, идеи свободного воспитания уже практически не обсуждались, она стала рассматриваться как идеологически вредная.

Среди представителей традиционного подхода можно назвать Ю. К. Бабанского, И. П. Подласого, И. Ф. Харламова. Учебники данных авторов и сегодня используются в подготовке будущих педагогов в нашей стране.

Традиционная система воспитания складывалась веками. На ее счету, в ее активе - поистине величайшие достижения, по-настоящему громкие победы. Но «всему свое время». Опыт последних 10–15 лет неопровержимо доказывает - традиционное образование имеет серьезнейшее системное ограничение. Оно эффективно функционирует только в обществе его породившем, в традиционном обществе. Социальным условием, социальной предпосылкой жизнеспособности традиционного воспитания является гомогенность (однородность, единообразие) общества в идейно-мировоззренческом, аксиологическом (ценностном) аспекте. Российский социум перестал быть традиционным, трансформировался в нечто фрагментарное, пестрое, мозаичное, распался на множество общностей (по социальному, конфессиональному, ценностному, профессиональному и другим признакам).

Современная социокультурная ситуация, ориентированная на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого человека, вновь актуализирует идею свободного образования. Становление и развитие идеи свободного воспитания тесно связаны с социокультурным развитием государства.

Результатом развития идеи свободного воспитания в России явились педагогические теории свободного воспитания, которые включили в себя определенные знания о сущности процесса взаимодействия взрослого и ребенка, имеющего своей целью развитие творческого потенциала личности.

Особое место среди представителей свободного воспитания в России занимают Л. Н. Толстой и К. Н. Вентцель. Свобода понимается ими как свободное действие и самостоятельное творчество. Сегодня идея свободного воспитания привлекает к себе внимание тем, что провозглашает человека высшей ценностью общества, формирует отношение к ребенку как самоценности, детству - как важному самостоятельному периоду в жизни человека; предлагает пути и принципы воспитания личности, способной к активной творческой деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; является призывом к защите детства ребенка, человека вообще от разного рода насилия. Яркими представителями школы педагогики Свободы кроме Л. Н. Толстого и К. Н. Вентцеля, являются П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, , из современных – Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, О. С. Гребенюк, И. Д. Демакова, В. А. Караковский, Г. Б. Корнетов, М. И. Рожков, А. Н. Тубельский, отражающие актуальный на сегодняшнее время личностно-ориентированный подход.

На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех сферах жизни людей, важно развитие самосознания современного ребенка. Необходимо поддержать данный процесс при обучении и воспитании, особое значение он приобретает в период начальной школы. Необходимо, с самого начала школьной жизни (у младшего школьника), заложить в ребенке способность к целостному видению себя, своих интересов и склонностей, потребность к саморазвитию и свободному определению себя в обществе, культуре.

В настоящее время в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования. Из основных задач, решение которых предусматривает разработка и реализация образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования, на наш взгляд, наиболее полно раскрывают нашу тему следующие:

  • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

  • обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

  • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

Учащиеся начальных классов требуют особого педагогического внимания, поскольку информативная нагрузка, получаемая младшими школьниками – огромна. Образование в начальной школе направлено на интенсивное обучение, в связи с увеличением объема научных знаний и достижений нашего времени. Одновременно с этим, важно с преобладанием учебной нагрузки не упустить гармоничное развитие личности ребенка, не заблокировать через «доминанту» учебности развитие его индивидуального Я, его самостоятельной инициативы и творческих способностей. Становление творческой личности ребенка невозможно без развития его самосознания, что предполагает целостное представление о самом себе (образ «Я»), осознание своей индивидуальности, относящейся деятельностно к миру и к самому себе.

Осознавая эту проблему необходимо ставить новые педагогические задачи в воспитании современного ребенка начальной школы, прилагать усилия для гармоничного развития внутреннего мира ребенка. Актуальным является поиск направлений педагогического содействия в формировании образа «Я» у младших школьников.

Существует большое количество средств, способствующих развитию самосознания ребенка, его представлений о своей личности. Одним из средств, наиболее конструктивным для развития духовного мира ребенка, сферы его эмоционально-ценностного отношения к миру и к себе является искусство. Именно эмоционально-чувственная форма является господствующей для искусства, что является существенным потенциалом для развития внутреннего мира ребенка. Из всех видов искусства именно изобразительное искусство можно представить как наиболее эффективное для решения задач формирования образа «Я» и развития духовного мира младших школьников.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования в результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.

На наш взгляд наиболее полно помогают раскрытию нашей темы в сфере восприятия искусства младшими школьниками и формированию их образа «Я» следующие навыки, приобретаемые учащимися начальных классов в процессе изучения видов художественной деятельности:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Педагогическое содействие, направленное на гуманистическую ориентацию воспитания и понимание общечеловеческих ценностей имеет огромное значение в формировании образа «Я» младших школьников и осуществимо лишь в рамках свободной педагогики. К достоинствам свободной педагогики относится, прежде всего, обращение к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья, способствуя их развитию. Кроме того, результатом такого педагогического взаимодействия становиться человек, свободно определяющий свой выбор, имеющий опыт поиска истины, действенная личность, умеющая себя выразить, которая не будет пополнять безликую массу толпы, подчиняющуюся чьим-то законам.

Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся, роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность.

Можно определить, что традиционное образование не отвечает на новые потребности общества, и что свободная педагогика может дать желанную свободу с равной долей ответственности. Стремление науки найти оптимальные подходы к воспитанию заставляет искать пути сближения обеих ориентаций. Наверно, будет не мудрым отказываться от опыта, который копился на протяжении долгих лет. Не нужно отменять все традиционные формы воспитательной работы. Новейшие формы легко вписываются в привычные, хотя и отличаются тем, что особое внимание в них придается педагогическим условиям, способствующим возникновению и развитию культурных смыслов учащихся.

Предлагаемый подход не отменяет классический вариант. Он продолжает и развивает традиционное воспитание в новых условиях.

Литература

  1. Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. - М. : Владос, 2004. - 384 с.

  2. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века[Текст] / О. С. Газман // Новые ценности образования. - М. : Инноватор, 1996. - Вып. 6: Забота – поддержка – консультирование. - С. 10-38. - ISBN 5-900936 06-6.

  3. Кон И. С. В поисках себя [Текст] Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.

  4. Поляков С. Д. Педагогика «Я» [Текст] : эскиз подхода / С. Д. Поляков, И. Ю. Шустова // гл. ред. Н. Крылова. - 2005. - Вып № 2(21). - С. 4-15. - (Новые ценности образования. Педагогика «Я»). - ISSN 1726-5304.

  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2012. - 223 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-026339-9.

  6. Толстой Л. Н. Воспитание в свободе: пед. ст. и заметки, тексты для детей / Л. Н. Толстой. - М. : Сфера, 2005. - 239 c.

  7. Тубельский А. Н. Школа самоопределения: первый шаг: из опыта работы коллектива школы 734 Часть 1 / А. Н. Тубельский. - Москва: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1991. - 154 с. - (Авторские школы Москвы).

Просмотров работы: 55