СОТВОРЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА – ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОТВОРЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА – ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В начале – притча.

Слепил учитель из глины ученика, дал ему знания, научил умениям, помог выработать навыки. И остался у учителя неиспользованный кусочек глины, увидев который ученик попросил: «Учитель, слепите мне счастье». Ничего не ответил учитель, а только вложил в ладонь ученика оставшийся кусочек глины. Он доверил ученику самому творить своё счастье, уступил свою победу в творчестве, чтобы выиграть в будущем. Это был хороший учитель: он создал ученика, чтоб было у кого потом учиться.

В современном, быстро меняющемся мире, в современном обществе, насыщенном информационными технологиями, интеграционными процессами, новыми запросами в социуме, требуется формирование специалистов, которые имеют не только профессиональные компетенции - знания, умения, навыки и прагматичный подход к делу, но, и профессионалов-выпускников, умеющих мобильно среагировать на обстоятельства, создать что-либо новое, обладающих развитым креативным мышлением и владеющих творческим подходом к делу.

Опытные педагоги говорят, что дать знания легко, выработать умения и навыки не трудно, гораздо сложнее пробудить у студента чувства и научить его создавать что-либо новое.

«В одно окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь,

Другой - весны зелёной вязь,

Лужок и небо голубое.

В одно окно смотрели двое».

Почему одни люди видят красоту природы, наслаждаются произведениями живописи, чувствуют музыку, пишут стихи, а другие равнодушны ко всему прекрасному и не могут создать ничего нового? Только ли природные задатки здесь играют свою роль или творчеству всё же можно научить? В нашем колледже, убеждены: педагоги – самые оптимистичные люди в мире, верящие в будущее и, даже если они догадываются, что научить творчеству нельзя, всё равно учат этому своих учеников. Потому что это – полезно, нужно, а, главное – интересно!

В развитии творческого начала определяют несколько направлений: творчество – как самореализация личности, творчество – как общение, творчество – как создание нового, и, наконец, творчество – как сотворчество интересных людей. Со-творчество, совместное творчество учителя и ученика. Давно ушло в прошлое выражение «Ученик – пустой сосуд», в который педагог складывает свои советы, рекомендации, нравоучения и т. д. Современные студенты имеют определённый уровень подготовки, собственное мнение, живут по своему биоритму, обладают своим творческим потенциалом. Искусство педагога в данном случае заключается в том, чтобы узнать, почувствовать индивидуальность ученика и развить её.

Безусловно, природа творчества – личностная, но развивается она, особенно на начальном этапе, через общение учителя, студента и, в нашем случае, (мы говорим о предмете «фортепиано») – музыки. Музыка – это многомерное, многоплановое, многоуровневое искусство, и именно она объединяет педагогов и студентов-исполнителей, именно она диктует и методы изучения произведения, манеру исполнения, творческие подходы к трактовке. Люди, занимающиеся музыкой, априори находятся в сотворчестве. Нас на уроке трое: музыка, студент и учитель. Именно в такой последовательности (первична музыка), и мы все вместе сотрудничаем – совместно трудимся.

Основой сотворчества и сотрудничества является совместная деятельность, взаимодоверие и взаимопонимание. Это вовсе не означает, что педагог и студент всегда согласны. При совместной работе над произведением каждый имеет своё мнение, высказывает независимые суждения, доказывает свою правоту. На наших уроках приветствуется равноценность личностных позиций, и мы оба многосторонне воздействуем на разум, чувства, воображение, фантазию друг друга. Преподаватель учит студентов исполнять произведения, размышлять над ними, чувствовать музыку, а студент учит педагога анализировать – всё ли сделано на уроке, для того, чтобы студент захотел выучить произведение, увидеть результат своего труда, почувствовать удовольствие от игры, ощутить радость успеха, пережить азарт творчества. Отсюда и основные задачи учителя: создать условия для того, чтобы студент открыл и реализовал себя, активизировать его творческие способности, своим примером «заразить» и доказать, что творческий поиск не только нужен, но и увлекателен, интересен, потому что он развивает человека, способствует его совершенствованию, повышает самооценку, приносит удовлетворение и радость.

Чтобы реализовать технологии сотворчества, прежде всего, необходимо создать соответствующую атмосферу на уроке. В класс не должен проникнуть вирус апатии и пессимизма. На уроке должны царить с одной стороны – деловитость, с другой – непринуждённость, доброжелательность, взаимоуважение, азарт и позитив. Не менее значимым должно быть общение: живое, искреннее, увлекающее; учитель вместе со студентом, а не над ним. Процесс сотворчества – это умение ставить задачи, искать пути их решения, видеть недочёты, слышать, осмысливать и уважать разные точки зрения, и, вместе со студентом, радоваться успеху. Мы абсолютно убеждены, что главная задача сотворчества и сотрудничества в учебном заведении – вызвать удовлетворение от деятельности, возбудить любопытство и сопереживание, заинтересовать общим процессом и результатом.

К практическим методам сотворчества на уроках музыкального цикла можно отнести следующее.

1. Творческие задания на уроках и для самостоятельной работы:

  • досочинить музыкальное упражнение;

  • придумать название этюду;

  • составить схему музыкальной формы изучаемых произведений;

  • гармонизовать мелодию;

  • сочинить подтекстовки к играемым пьесам и т. д.

2. Творческие концерты и конкурсы:

  • конкурс камерных ансамблей – это сотворчество разных специализаций: певцы аккомпанируют танцорам, студенты специальности «Этнохудожественное творчество» исполняют ансамбли на фольклорных инструментах, учащиеся, изучающие актёрское мастерство показывают этюды, звучат дуэты фортепиано с народными инструментами и пением, собственно фортепианные дуэты и т. д.

  • конкурс на лучшее исполнение одного произведения, когда жюри сидит за ширмой, не видя играющих;

  • викторины «На посиделках», где студенты отвечают на вопросы о народном творчестве, о жанрах народных песен, об авторах опер и т.д.;

  • вокальные конкурсы, например, «Поём частушки собственного сочинения о колледже» или патриотической песни «Виват, Россия!»;

  • внеклассные мероприятия: вечер романсов, выставка «Народные промыслы России», проект «Помни имя своё», час специализации «Поговорим о притчах» и другие;

  • тематические концерты «Играем танцевальную музыку», «Исполняем джаз», «Мы рисуем музыку» (с приглашением дизайнеров) и т. д.

3. Уроки творчества:

  • урок исправления учителя, когда учитель играет с ошибками (неправильный ритм, фальшивые ноты, неверная аппликатура), а студент даёт советы, как исправить эти ошибки;

  • урок чтения с листа, на котором играются популярные мелодии и песни;

  • урок подбора по слуху мелодий и аккомпанементов к ним;

  • минуты саморазвития на уроке, когда студент сам ищет способы работы над трудными местами в произведениях и осваивает методы анализа и исправления ошибок.

Сейчас в Интернете обсуждается и пропагандируется так называемый «цитатный» метод обучения, когда в классе учитель развешивает плакатики, типа:

«Мы за чистоту русского языка. Блин»;

«Тихо! Идёт подключение к тарифу «Улыбка»;

«Курение – это не модно, это не стильно, это не привлекательно»;

Или:

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

«И после плохого урожая надо сеять»

«Пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы»

«Хочешь быть оригинальным? Будь добрым!»

В учительских висят другие плакаты-призывы:

«Педагогика – это общение, а не мероприятие»

«Класс не только место получения знаний, а благоприятная среда для развития ученика и учителя»

«Желание постижения себя в мире, представляющем загадку – эмоциональный фон общения» и другие «психологические витаминки».

У этого метода не много сторонников, но иногда он работает, особенно, когда «плакатик» висит всего один и меняется он каждую неделю. Это стимулирует студентов не пропускать занятия.

Безусловно, формирование творческой личности зависит от всех тех, с кем студент соприкасается и общается. Личность педагога играет огромную роль. Ещё со времён М.А.Балакирева, А.Б.Гольденвейзера, Л.А.Баренбойма, сестёр Гнесиных и других великих педагогов-музыкантов отличительными чертами музыкального образования в России были: преданность педагогов своему делу, уважительное отношение к процессу занятий, полная духовная отдача музыке, творческий подход к исполнительству, бережное отношение к индивидуальности ученика. Г.Г.Нейгауз говорил: «Многое мне дали учителя, ещё большего я добился сам, но более всего меня совершенствуют мои ученики», а Е.Ф. Гнесина своим девизом считала: «Работать не ради похвалы коллег, а ради учеников».

И, в заключении, притча.

В один ясный солнечный день шёл учитель по дороге и вёл за собой ученика. Ярко светило солнце, задорно пели птицы в чистом голубом небе, а на большом валуне у дороги отдыхал старик. «Мудрец, - воскликнул учитель,- ты стар, сед, мудр, ты прожил долгую жизнь, скажи мне: чему я должен научить своего ученика, чтобы он стал достойным человеком, чтобы он не зря прожил свою жизнь?» Посмотрел мудрец в небо и сказал: «Научи его летать». «Как? - воскликнул учитель, - как я могу научить своего ученика летать, если я сам этого не умею?». Но недаром старика звали мудрецом, он ответил: «А ты попробуй». Прошло время. Также светило солнце, голубело небо, пели птицы, и также сидел у дороги старик. «Мудрец, - услышал старец, - ты был прав, я научил своего ученика летать». Поднял старец голову в небо и увидел пролетающих над ним учителя и ученика. «Твой ученик молодец, - воскликнул старик, - но ты меня радуешь больше».

Просмотров работы: 194