РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В ОБУЧЕНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В ОБУЧЕНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из важнейших стратегических задач современного профессионального образования является формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов. В требованиях к результатам освоения профессиональной образовательной программы, согласно Федеральному государственному стандарту среднего профессионального образования, выпускники всех специальностей должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития;

- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

Эти требования диктуют необходимость развития у студентов учебно-познавательной активности, творческой инициативы, воспитания у них потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений самообразовательной деятельности.

Воспитание самостоятельности является приоритетной задачей формирования личности. Чтобы подготовить молодого человека к будущей профессиональной деятельности, необходимо развивать в нем самостоятельность.

Самостоятельная работа предполагает реализацию задач, направленных на развитие самостоятельной деятельности обучаемых, самовыражения в решении профессиональных задач. Этот вид деятельности предполагает привить студентам профессиональные умения и навыки, воспитать чувство ответственности, исполнительности, самопознания и самореализации.

Самостоятельная работа выполняется студентом под руководством преподавателя – наставника. С точки зрения организационной основы, самостоятельную работу можно разделить на: самостоятельную работу в учебном заведении, самостоятельную работу вне учебного заведения, индивидуальную работу студента, групповую работу студентов.

Виды самостоятельной работы зависят от уровня подготовки студентов. Можно выделить три уровня подготовки студентов.

Первый уровень – работа с новым учебным материалом (в виде учебного текста, схемы, рисунка, диаграммы, слайдов, компьютерных презентаций и т.п.).

Второй уровень – учебные задания на осмысление, систематизацию учебного материала, самоконтроль, обобщение.

Третий уровень – творческие работы, проекты, отчеты, в ходе учебной практики, курсовые проекты, выпускная квалификационная работа.

Отсюда вытекают требования к самостоятельной работе:

  1. Верное целеполагание. Самостоятельная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

  2. Увлекательная форма учебного процесса, материала работы.

  3. Необходимость межпредметных и междисциплинарных связей.

  4. Добровольность и активность студентов в самостоятельной работе.

Для того чтобы самостоятельная работа являлась частью комплексной работы учебно-воспитательной процесса, преподавателю необходимо составить «руководство» самостоятельной работой студентов. Это могут быть: рабочая тетрадь, инструктивная карта, программа самостоятельной работы.

Для самостоятельной работы студентов должны быть предусмотрены методические указания, а именно: изучение рекомендованной литературы, подготовка реферата, отчет о проделанной работе. Планомерная работа по методическому обеспечению самостоятельной работы позволит пополнить папку учебно-методического обеспечения предмета. Это могут быть: конспекты лекций, пособия по организации самостоятельной работы по дисциплине, междисциплинарному курсу, описание практических работ, материалы к письменным, проверочным, контрольным работам, учебно-методические материалы по внеурочной работе, контрольно-измерительные материалы и контрольно-оценочные средства.

Сегодня в образовательном процессе используются различные виды внеаудиторной самостоятельной работы. Как правило, они направлены на следующие задачи:

Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной работы), составление плана текста, конспектирование, выписки из текста, работа со словарем и справочниками и т.д.

Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, составление плана и тезисов ответа, составление для систематизации материала ответы на контрольные вопросы, тестовые задания, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование и пр.).

Для формирования умений: выполнение заданий по образцу, подготовка курсовых и квалификационных работ, опытно-экспериментальная работа.

Использование преподавателем различных активных методов и приёмов обучения на занятиях позволит результативно осуществлять самостоятельную работу студентов. Это кейс-технология, проблемно-поисковые методы, работа в постоянных и сменных парах, проектный метод с различной организацией, методы «круглого стола» в различных вариациях, диспуты.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

Известно, для успешного усвоения новых знаний необходима форма познавательной активности, которой свойственны напряженность умственных сил и мыслительных действий, направленных на анализ, синтез, сравнение, обобщение, проявление устойчивого интереса к изучаемой теме. Таким образом, основным способом преподавания становится не изложение самого материала, а постановка вопросов, учебно-познавательных задач и заданий проблемно-поискового или проблемного характера, которые обеспечивают максимальную поисковую деятельность, как на аудиторных занятиях, так и на внеклассных.

Просмотров работы: 72