ОСОБЕННОСТИ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ И ОБРЯДОВ. СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА СВАДЕБНОГО ОБРЯДА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ И ОБРЯДОВ. СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА СВАДЕБНОГО ОБРЯДА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Дёмина Л.Г., Киселева М.В., Дорофеева А.Н., Синькевич В.Ф.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Однако, в силу многих причин, большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Сейчас назревает критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить последующее поколение достояния народной художественной культуры и этим окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Поэтому проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений. Уже в начальных классах детей надо приобщать к народной культуре, потому что именно здесь идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: в Ульяновской области разрабатываются и воплощаются перспективные проекты возрождения народной культуры; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по народной художественной культуре в средне-специальных и высших учебных заведениях страны.

Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.

Фольклор не мог возникнуть на пустом месте. Он выделился из единой культуры первобытного общества в результате распада ее синкретизма и в связи с разделением труда.

К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.

Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.

Культура традиционная составляет основу народной культуры.

Традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Обряды рождения и детства, роды и все, что связано с ними окружалось тайной, а принятия ребенка в общину, то есть крещение происходило торжественно в присутствии близких людей.

Нам бы хотелось более подробно рассмотреть свадебный обряд, который, конечно является вторым по важности после рождения ребенка, но с свою очередь, не менее интересен.

Создание семьи, продолжение рода - это, пожалуй, одна из самых важных задач человека на земле, поэтому принятие решения о вступлении в брак - одно из самых важных в жизни любого человека. Людьми движет желание совместно строить свое будущее, идти по жизни рядом. К сожалению, сейчас многие традиции старинного и древнего обряда, состоящего из нескольких этапов, венцом которого была свадьба, утрачены.

Значение обрядов велико и сегодня, ведь они являются могущественным средством национального воспитания и сложение народа в одно духовное целое, обряд един и общеобязателен, и, следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с другом.

К сожалению, красивые русские свадебные обряды, названные после Октябрьской революции «пережитками темного прошлого» во многом утрачены, но в регионах еще можно найти частично сохранившиеся свадебные обычаи, сохранившиеся со старинных времен.

Свадьба всегда считалась важным событием в жизни человека, поэтому свадебные традиции и свадебные обряды играли важную роль и исполнялись в строгой последовательности.

Традиционная русская свадьба - драгоценное наследие духовной культуры нашего общества. Она отразила историю русского народа, его мировоззрение и мораль, художественно-эстетические взгляды, своеобразие общественных и семейных отношений, особенности быта, неписаные юридические законы.

Свадьба являлась и является репрезентативным источником познания человека во всей многоплановости его бытия, в том числе истории обрядовой культуры. Свадьба как обязательный семейно - бытовой обряд зародилась в глубокой древности. Находясь в прямой зависимости от общественного уклада, она исторически развивалась и в русском крестьянском быту постепенно превратилась в многосоставное «действо» - своеобразную театрализованную игру, длившуюся несколько дней. Свадебный обряд во все времена занимал в жизни народа важное место. Без него брак не получал признания. Даже привнесенное христианством церковное венчание не ослабило в свадебном обряде ведущей роли народной традиции. Еще в прошлом веке в крестьянской среде бытовало такое воззрение: если был соблюден православный церковный обряд, но не было традиционного свадебного обряда, общественное мнение отказывалось принимать брак.

Ритуал церковного венчания разделял «сценарий» свадебной игры на две части. Вторая, после венца, - это собственно свадебный пир – «красный стол» или «княжий стол». Основная же драматургия свадебной игры развивалась в первой части; здесь были сосредоточены главные решающие моменты обряда: просватанье, девичник, сговор, прощание невесты с «красной красотой», традиционная баня, благословение, а затем встреча и проводы свадебного поезда. Народ верил, что с помощью этих действий обеспечит счастье и благополучие будущей семьи, и в этом, собственно говоря, заключался смысл обряда.

Сходные моменты лежат в основе свадебных традиций всех русских местностей. Но есть и некоторые отличия. Даже в наше время несмотря на процессы глобализации, уникальные черты сохраняются в современных свадьбах, проводимых в селах и деревнях.

Обрядовое действие является способом мышления наших предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако обряды еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа в одно духовное целое (обряд един и общеобязателен и, следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с другом). Особенно это касается обрядовых действий, массовых, всенародных, часто повторяющихся, сопровождающих основные этапы жизни человека. Среди подобных обрядов свадьбе принадлежит, бесспорно, самое важное место. Свадьба – очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Свадебное торжество органично входило в круг круглогодовых традиционных празднеств и тысячью нитей, намеков, образных перекличек было связано с ними. Поэтому, начиная разговор о свадьбе, необходимо хотя бы бегло рассказать, как проходила свадьба в древности, какие события предшествовали свадьбе и своеобразно подготавливали свадебный ритуал. Обряд является совокупностью условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.

С возникновением классов, государства и церкви формируется специфическая церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с общественной и государственно-политической жизнью, и продолжают и продолжают существовать бытовые традиции. К их числу относятся производственные обряды, связанные с земледелием, семейные обряды, связанные с рождением и смертью, свадьбой и др.

Структура свадебного обряда

Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII—XIV века. При этом, в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.

При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие:

  • Сватовство

  • Смотрины

  • Рукобитие (помолвка)

  • Вытие

  • Девичник / Мальчишник

  • Свадебный поезд

  • Свадебный выкуп

  • Венчание

  • Гуляние

  • Свадебный пир

Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Когда невесту сватали, то одевали в красный сарафан и говорили: «У вас товар - у нас купец».

Сватовство

Сватали обычно родственники жениха — отец, брат и так далее, реже — мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты.

Сват, зайдя в дом невесты, совершал некоторые обрядовые действия, определяющие его роль. Например, в Симбирской губернии сват садится под матицу, в Вологодской должен был погреметь печной заслонкой и так далее.

Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы.

Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать.

После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствие девушки смотрят место.

Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста - сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов.

От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды.

Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.

Рукобитие (помолвка). Оглашение решения о свадьбе.

Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («помолвка», «рукобитие», «заручины», «запоруки» - от слов «ударить по рукам», «сговор», «запой», «пропой» — от слова «петь», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба, а девушка с парнем становились «женихом и невестой». После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).

Как правило, «сговор» проводился примерно через две недели после сватовства, в доме невесты. На него обычно собирались родственники и друзья семьи, жители деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько суток до самого «сговора» эта новость распространялась по всему селению. На «сговоре» предполагалось угощение для гостей.

Обещание жениться часто подкреплялось задатками и залогами. Отказ от обручения считался делом бесчестным, долженствующим навлечь на виновного как небесную, так и земную кару, в виде взыскания расходов, даров, платы за бесчестье, а иногда - и уголовного наказания.

Объявление о помолвке обычно происходило за столом. О помолвке гостям объявлял отец девушки. После его речи молодые выходили к гостям. Первыми пару благословляли родители, затем свои поздравления приносили гости, после чего пир продолжался.

После помолвки родители жениха и невесты договаривались о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т.д. Жених делал невесте свой первый подарок - часто кольцо, как символ крепкой любви. Невеста, принимая его, давала своё согласие стать его супругой.

Церковное воззрение в древней Руси приспособилось к народному: освящало церковным благословением обручение, совершавшееся часто задолго до заключения брака, и признавало его нерасторжимость; но решающий момент в заключения брака церковь видела в венчанье, за укрепление которого в жизни усиленно боролась.

Особенности в северных традициях

На севере этот обряд называется обычно «запоруки», «заручины». При этом обряде присутствуют жених и сват.

На севере обряд запоручивания невесты был одним из самых драматичных из всех обрядов свадебного цикла. Даже если невеста была рада замужеству, ей полагалось причитать. Кроме того, невеста совершала ряд обрядовых действий. Так, она должна была затушить свечу перед иконами. Иногда невеста пряталась, убегала из дома. Когда её пытались вести к отцу, она вырывалась. Подруги невесты должны были ловить её и вести к отцу.

После этого совершалось ключевое действие всего дня — «завешивание» невесты. Отец закрывал лицо невесте платком. После этого невеста переставала вырываться. Место «завешивания» разнится (в разных местах избы или вне избы).

После «завешивания» невеста начинала причитать. Жених и сват, не дожидаясь конца причетов, уезжали.

Подготовка к свадебному дню

Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда — до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных - каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и так далее), пели и плясали.

На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причетами невесты, в том числе и приезд жениха.

Приданое

Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее.

В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Обряды накануне свадебного дня

Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций.

Баня

Хождение невесты в баню могло происходить как накануне свадебного дня, так в сам свадебный день утром. Обычно невеста ходила в баню не одна, с подругами или с родителями. Хождение в баню сопровождалось как специальными причетами и песнями, так и рядом обрядовых действий, некоторым из которых придавалось магическое значение. Так, в Вологодской области с невестой в баню ходила знахарка, которая собирала её пот в специальный пузырёк, а на свадебном пиру его подливали в пиво жениху

Девичник

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.

На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») - расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» - лента или ленты, вплетённые в косу девушки.

Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне — причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.

Девичник был важным элементом этих приготовлений и прощания с родным домом и мог продолжаться от недели до двух недель. У невесты собирались около 15 «шитниц» и «девишниц», которые вместе шили до вечера, пели прощальные песни, причитания. Вечером их навещал жених с привезенным им ларцом с лакомствами (крупными и мелкими орехами, пряниками, конфетами, изюмом), и перстнями, румянами, зеркальцем, мылом, гребешком и другими подарками. Невеста же в ответ угощала чаем жениха и парней, сопровождавших его, и дарила будущему мужу фигурку медведя «Тихона». Чем фигурка была больше и изысканней, тем большее уважение проявляла невеста своему суженому. Символика этого подарка берет начало в традиции, согласно которой в свадебном обряде «медведем» довольно часто называют жениха…, так как это животное в язычестве было священным, и являлось символом умения быть трудолюбивым хозяином мира, мудрым хранителем запасов и умелым купцом - то есть обладало главными мужскими чертами, важными для построения крепкой семьи. А также медведь в символике древнерусских символов и знаков означает умение быть хорошим учителем, воспитателем детей - в семье это играет не последнюю роль. Знак медведя изображался преимущественно на мужских талисманах, и такой подарок невесты знаменовал принятие ею главенствующей роли мужа в семье, так как он от природы наделен нужными свойствами сильного покровителя и защитника, а для мужчины этот подарок был напоминанием о той ответственности, которая лежала на его плечах. После свадьбы фигурка медведя ставилась в доме новобрачных как оберег счастливого брака, тишины и мира в семье.

Первый день свадьбы

В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

Однако в некоторых северных традициях сильно влияние более архаичной, очевидно, дохристианской схемы обряда. Так, в Вологодской области схема обряда такова: утром первого дня баня и встреча подруг, потом - приезд жениха, «вывод перед столы» (вывод невесты к гостям и жениху), угощение гостей. При этом основным является «вывод перед столы», так как здесь совершается ряд магических действий, невеста наряднее всего одета. На ночь все остаются в доме невесты, а жениху и невесте полагается ночевать в одной комнате. Это значит, что собственно свадьба уже совершилась. На следующий день происходит венчание и пир у жениха.

Дружка

Дружка (или дружко) — один из главнейших участников обряда. Хотя все участники обряда замечательно знают его (так как это не спектакль, а именно обряд), дружка в определённой мере руководит обрядовыми действиями.

Дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры и т. п. Часто дружку ритуально хулят и ругают, и он должен уметь достойно ответить на подобные шутки в свой адрес. Жених же — почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорит обрядовых слов.

Обычно дружка — родственник жениха (брат) или близкий друг. Его атрибут — вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо.

В некоторых традициях может быть не один дружка, а два или даже три. Но всё равно один из них главенствует над другими.

Приезд жениха

В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу.

Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни.

Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка.

Элементы магических действий в этой части обряда особенно важны. Распространено подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца и т. д. Дружка и другие гости тщательно следили, чтобы никто не нарушил чистоту дороги (например, не перебежал бы дорогу свадебному поезду); за такое нарушение виновного могли жестоко избить. С языческих же времен сохранился обычай делать подношение местному колдуну или знахарке (при их наличии), чтобы те не навредили свадебному поезду. При этом колдун мог нарочно прийти к поезду и стоять там, пока не получит достаточный подарок.

Существенная деталь обряда, сохранившаяся и в городских условиях — непосредственный выкуп невесты. Выкупать невесту могут или у подружек, или у родителей.

Иногда имел место ритуальный обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.

Венчание

Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Иногда это происходило уже на свадебном пиру, но устарообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между обручением и венчанием, либо даже перед обручением.

Приезд в дом жениха

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

Свадебный пир

После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты.

Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.

Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку.

Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху.На празднестве одно из центральных мест занимал образ медведя. Согласно народным поверьям, медведь защищает от нечисти, являясь чистым животным, и злые духи не могут принимать его облик. Ряженый в шкуру медведя выполнял эту функцию, оберегая жениха и невесту от происков нечистой силы. Со временем медведь приобрел символику плодовитости и плодородия, в связи с этим образ медведя напоминал на свадьбе об одной их главных целей брака — рождении детей, и по поверью, помогал семье укреплять род. Особое отношение к медведю у славян существовало и во времена язычества, но сохранилось и после принятия христианства. Он остался символом плодородия, покровителем брака - ряженые как и в язычестве переодевались в шкуру медведя.

На свадебном празднестве кричали: «Медведь в углу!», невеста отвечала: «Петра Ивановича люблю» и целовала жениха. Также была традиция, согласно которой первую брачную ночь молодожены могли провести на шкурах медведя.

Существовали приметы, которые отражали сохранение связи медведя и брака. Например, приводили ручного медведя в дом, и, если он ревел, то скоро в этом доме будет свадьба. А девушке снился медведь к жениху, свадьбе или прелюбодеянию. «Видеть во сне медведя — ожидать сватов».

«Укладывание» и «бужение» молодых

Вечером (или ночью) осуществлялось «укладывание молодых» — сваха или постельницаготовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался. На следующее утро (иногда — спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали признаки «чести» (девственности) невесты — рубашку или простыню со следами крови от дефлорации. В других местах о девственности невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?». Если невеста оказывалась «нечестной», её родителей могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут, замазать ворота дёгтем и так далее.

Второй день

На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов — «поиски ярочки».

Обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти.

Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна — молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.

Важным является приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.

В записи Д. Чирцова приводится свидетельство о том, что гости после свадьбы «наряжаются в смешные одежды, притворяются на разные манеры и ездят по деревне».

В. Даль упоминает свадебный обычай «Калинку ломать»; на столе у молодых ставят окорок и штоф вина, заткнутый пучком калины с алою лентой; молодых будят и идёт потчевание, обходят по домам родителей невесты, родичей, поезжан, а по возвращению, дружка рушить окорок и, «расщипав» калину, разносить вино. В некоторых регионах на второй день свадьбы родителям невесты, которая сохранила целомудрие, родители жениха посылали бутылку с вином, к которой привязывали ягоды калины и хлебные колосья. Калиной называли «красоту» невесты (её целомудрие). Если же невеста была «нечестной», участники свадьбы убирали свадебные украшения в виде калины: сбрасывали ягоды с каравая, снимали ветки со стен дома родителей невесты, а вместо них втыкали ветку сосны.

В некоторых регионах существовал обряд угощения в доме невесты («гостьба», «хлебины»). Он проходил на второй день или через три дня после свадьбы. На «хлебинах», или «гостьбе», происходило угощение, где много ели и пили. В верхнем и среднем течении Пинеги гостей обносили кашей, а также обязательно угощали блинами и киселём

Свадебные песни

Свадебные песни сопровождают все этапы свадьбы, начиная от сговора до завершающих обрядов второго дня. Выделяются прощальные песни, оформляющие завершение добрачной жизни; величальные, исполняемые во время ритуальных застолий и служащие для общинного закрепления новой структуры социума; корильные песни; песни,комментирующие ход ритуала. Эти функции реализуются прежде всего в поэтических текстах песен, тогда как их напевы в большинстве своем полифункциональны и соотносятся с большой группой текстов различного содержания. Набор музыкально-поэтических форм, их иерархия и функциональная соотнесенность с эпизодами свадебного действа в каждой локальной традиции различны.

Обережные обряды

  • Чтобы обмануть тёмные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами.

  • Защитой от нечистой силы считался звон бубенцов, сопровождавший свадебный поезд на всём пути к церкви.

  • Чтоб закружить голову нечистику и отправить его куда подальше, молодых обводили вокруг столба или дерева.

  • Чтобы домовой принял молодую в новую семью — необходимо было невесту внести в дом на руках, не наступив на порог.

  • От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды.

  • Для многодетности и богатства осыпали молодых зерном или хмелем, сажали на шубу выветренную вверх мехом.

Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком или рушником

Пословицы и поговорки

  • Свадьба и смерть — сёстры.

  • Не страшно жениться, страшно к тому делу приступиться (страшно к попу приступиться).

  • Страшно видится: стерпится — слюбится.

  • Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет.

  • Тошно жить без милого, а с немилым тошнее.

  • Не купи у попа лошади, не бери у вдовы дочери!

  • Жениться — не лапоть надеть.

  • Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает.

  • Дай бог с кем венчаться, с тем и кончаться.

  • Невеста родится, а жених на конь садится (на коня сажали трёх-семи лет).

  • В девках сижено — горе мыкано; замуж выдано — вдвое прибыло.

  • Женился на скорую руку да на долгую муку.

  • У старого мужа молодая жена — чужая корысть.

  • Мужчина, коли хоть немножко казистее чёрта, — красавец.

  • Много женихов, да суженого нет.

  • Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя, сама-то какова?

  • Не ищи красоты, ищи доброты.

  • С лица не воду пить, умела бы пироги печь.

  • Не бери жену богатую, бери непочатую!

  • Первую дочь бери — по отцу, по матери, а вторую — по сестре!

  • Выбирай корову по рогам, а девку по родам (смотри по роду)!

  • Быть на свадьбе, да не быть пьяну — грешно.

  • Венчальные свечи разом задувать, чтобы жить вместе и умереть вместе.

  • Горько вино, не пьётся (или: кисло, и молодые должны подсластить, поцеловаться).

  • Девка после сговора на улицу и в церковь не ходит.

  • Дождь на молодых — счастье.

  • Жениха под венец опоясывают вязаным кушаком (узлы охраняют от порчи).

  • Коли на улице распута, быть свадьбе беспутной.

  • Молодые до венца не едят. До венца тощи, после солощи.

  • Монах на свадьбе зловещ для молодых.

  • Обручальное кольцо под венцом уронить — не к доброму житью.

  • Подвенчальную свечу берегут, а зажигают её для помощи при первых родах.

  • Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки (предсвадебная баня).

  • Свадьба без див не бывает (без проказ либо без чудес).

Итак, проанализируем свадебный обряд в Ульяновской области

Свадебный обряд, сохранившийся до наших времен в Ульяновской области принадлежит к - южнорусскому типу обрядов. При общем сходстве свадебного обряда на всей территории существовало несколько основных типов и подтипов свадьбы. Это прежде всего южнорусские и средне- и северорусские обряды с четко выраженными и устойчивыми комплексами действий, определенными участниками и разработанным фольклорным циклом. В рамках каждого типа или подтипа имелось большое разнообразие местных вариантов. Это многообразие вариантов определялось особенностями формирования населения конкретной территории, его историей, межнациональными контактами, вероисповеданием и многими другими причинами. Пока нет убедительных основания для определения времени формирования упомянутых типов свадьбы. Можно лишь констатировать, что распространение средне- и северорусской свадьбы по всей известной в XIX-XX вв. территории происходило сравнительно поздно, раньше сформировалась и распространилась южнорусская свадьба.

Старинный русский свадебный обряд в Ульяновской области представлял собой целостный многожанровый спектакль со своими традиционными действами, костюмами, текстами. Лучшие элементы и национальные особенности русского свадебного обряда вырабатывались на протяжении многих поколений. Свадьба всегда была празднична, разнообразна, удивительно красочна. Каждый обряд сопровождался веселыми шуточными сценками, состязанием в искусстве танца, песен, в остроумии, исполнении частушек и др. Свадьба не просто шла, она разыгрывалась. Поэтому в лексиконе бытовало и сохраняется поныне выражение «играть свадьбу». Русская народная свадьба была не только семейным торжеством. Свадебный пир являлся общественным форумом, где решались дела семьи и села, передавались новости и слухи. Свадьба со своими нарядами, шалостями, песнями являла собой искрометный праздник после напряженной работы, после страды. Следует помнить, что многие обычаи свадебной церемонии, не соответствующие духу времени, унижавшие достоинство молодых, особенно невесты, исчезли. Другие, несущие людям добро, оптимизм, мудрость, переосмыслены и сохранились (например, традиционный свадебный поезд жениха и его дружины и обычай перегораживать ему дорогу, «выкуп» невесты у родителей, обычай встречать молодых хлебом-солью и осыпать их зерном с пожеланиями счастья, достатка и здоровья, свадебное застолье, деление каравая и одаривание молодых подарками). Из старинного свадебного ритуала вернулся обычай обмена в день бракосочетания обручальными кольцами. Русский свадебный обряд обладал чрезвычайной вариативностью: налагали отпечаток местные условия и традиции. Свадебный обряд на Дону, к примеру, существенно разнился со свадебным обрядом Костромы или Вологодчины. При всей вариативности сложился определённый стереотип свадьбы, общий для русских, украинцев и белорусов. Во-первых, - это время проведения свадеб. Никогда не гулялись свадьбы во время поста, в дни больших, "двунадесятых" православных праздников. Больше всего свадеб гулялось в старину и продолжает гуляться по сей день осенью, после уборки урожая. Затем наступает филлиповский пост и надо ждать, пока пройдут святки; После крещения и до масленичной недели снова влюблённые могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели. У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку. Многие из этих обрядов носили юридический характер, например, если при сватовстве отец невесты выпивал предложенное роднёй жениха вино, это расценивалось как согласие, и в этот момент пелась определённая обрядом песня, также являющаяся юридическим фактом. У обеих сторон были закреплённые и освящённые традицией права и обязанности: выкуп, приданое, кладка и т.п. Первоначально свадебный обряд был связан с магией, недаром до сих пор старики в пословицах упоминают, что главное на свадьбе - обвести молодых вокруг печного столба, дерева и т. п. Переход девушки из рода отца в род мужа влёк за собой, по представлениям, и переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими чадородию, плодородию и здоровью молодых. Постепенно, с изменением мировосприятия, свадебный обряд стал осознаваться как эстетическое действие, своего рода игра. Мало кто из женихов и сегодня, перенося невесту в дом через порог на руках, знает, что это делалось с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, - а в доме оказался. Но обряд этот распространён повсеместно благодаря своей красоте: мужчина демонстрирует им свою силу и любовь к молодой жене. Так и другие обряды: одни сохранились из-за поэтичности формы, другие - благодаря традиции, «деды наши так делали». Существует два типа свадеб: драма и праздник. Первый характерен прежде всего для русского севера, старожилов Сибири (в основе своей северных выходцев), семейских забайкалья. Со дня сговора невеста начинала причитать, причитала её мать, подруги. На юге же России, у казаков, некоторых групп белорусов, и украинцев свадьба была весёлым действом. Невеста причитала на могиле родителей и пелись грустные песни, только если она оставалась сиротой. Венчание почти повсеместно гармонично вошло в структуру свадьбы, разделив гулянье в доме невесты (до) и в доме жениха (после). Однако существуют определённые сведения с юга России, что венчание проводилось иногда загодя, до свадьбы, а окончательное соединение молодых совершалось только после свадебного пира. Несмотря на обилие вариантов, можно выделить основные компоненты свадьбы вообще. Договоримся сразу, что «свадьбой» мы называем не только пиры в домах невесты и жениха, но весь цикл обрядов, начиная со сватовства. Итак, сватовство. Негласное сватовство, когда со стороны жениха в дом невесты приходили специально подготовленные люди, чтобы договориться о возможности породнения двух родов. Где-то это была сваха), где-то родители жениха, или родственники-мужчины. У настоящих свах были свои секреты. Например, считалось, что до того, как у девушки спросят, согласна ли она, её обязательно нужно похлопать по левому плечу - тогда она не сможет отказать.

Как правило, за сватовством следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства - рукобития. «Сговор», «запой», «заручины», «просватанье», «своды», - вот далеко не все обозначения этого обряда, со временем вобравшего в себя некоторые другие. На рукобитье приглашали родню, подруг невесты. Жених должен был узнать и выбрать свою наречённую из ряда нарядных девушек, поцеловать её. Собственно «били по рукам», скрепляя согласие на брак, сами наречённые, и их родители. На сговоре решали вопросы организации свадьбы, распределяли свадебные чины. Жених и невеста уподоблялись князю и княгине, сама свадьба - княжескому пиру, потому и многие свадебные чины именовались подобно: большими боярами - близкая родня и почётные гости, меньшие - родня дальняя и гости попроще. Обязательно избирался дружка - часто это был не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь; в роли свахи чаще всего выступали крёстные матери. Тысяцкий - воевода, начальник свадебного поезда - крёстный или дядька жениха. У дружки-шафера всегда был помощник - полудружье. Невесте полагалась подневестница, жениху - подженишник. Их основная роль - держать венцы над молодыми во время венчания. Нередко на свадьбу из родни невесты выбиралась постельница, в задачи которой входило охранять от порчи постель молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха. Она же продавала постель, набивая цену порой выше, чем «стоила» невеста на бранье.

Второй день свадьбы, в основном, проходит без вмешательства со стороны специальных организаторов. Свадебный стол может быть там же, где был стол первого дня, в доме у родителей молодой или молодого. Традиционным блюдом за этим застольем, как правило, является уха. И в областном центре, и в городах областного подчинения (в том числе и в селах) этот день остается наиболее насыщенным обрядностью, существующей уже в течение почти полувека и более на данной территории. Это, в первую очередь, обряд Поиски «ярки», Испытания молодой, Яичница для жениха и некоторые другие. Конечно, и эти обряды не имеют в городе повсеместного распространения, совершаются с разной степенью полноты, театрализации. Эротическое начало, определяющее обряд Поиски “ярки”, в том числе и поэтические тексты, входящие в него может приглушаться или наоборот усиливаться в зависимости от социального положения, уровня образования, наличия/отсутствия родственников из деревни на свадьбе и проч. Вообще увидеть на городских улицах, особенно на окраине города Ульяновска, не говоря уже про свое село Тагай, Подлесное ряженых участников обряда поиски “ярки” можно достаточно легко. Преимущественно это уже женатые мужчины и замужние женщины, представители среднего поколения (от 30 до 55 лет), хотя в городе не редко участвуют в обряде молодые неженатые парни. Обряд этот обладает и устойчивостью, и импровизационностью. Так набор «персонажей» обязательно включает в себя «врача» (сейчас все чаще «врача-гинеколога»), «военного» или «милиционера» (возможно и того, и другого), «невесту» и «жениха», «цыганку» и т.п., которыми являются или женщины, переодетые в мужскую одежду, или мужчины, переодетые, соответственно, в женскую. Более или мене стабильны действия, которые они совершают: “врач-гинеколог” лечит от “спида”, определяет, беременна невеста или нет и кто у нее - мальчик или девочка; «невеста» и «жених» изображают страстно влюбленную друг в друга пару; все ряженые пристают к прохожим и т.д. Традиционным стало зачитывание после нахождения «ярки» (почти всегда ищут не одну молодую, а двоих - молодого с молодой) «Заявления», «Протокола», в которых продолжают свою жизнь фарсовые формы народной эротической смеховой культуры. Но эти же самые составные обряда «Поиски «ярки» могут быть индивидуальными, нетипичными, как, например, нетипичен, с точки зрения традиционного набора персонажей, «Карлсон». Нетипично удвоение системы персонажей (ряженые с одной и той же ролью) за счет стороны жениха. Очень часто индивидуально-импровизационный характер носили действия ряженых. Вообще во время этого обряда, особенно при проходе ряженых от одного дома к другому, всегда возникали нетрадиционные ситуации, которые могли разыгрываться персонажами, превращаясь в небольшие театрализованные сценки. Подобные сценки возникали и тогда, когда в обряд «вклинивались» случайные прохожие, зрители. Тексты, исполняемые на второй день, объединяет эротическое смеховое начало. Однако сам набор текстов, их содержание отнюдь не является унифицированным. Это относится и к содержанию частушек, которые встречаются на большинстве свадеб, и к таким достаточно редким текстам, как комические рассказы, стихи и песни. Стихотворения, исполняемые на второй день, также отнюдь не являются постоянным элементом обряда, тем более это касается их содержания (за исключением общей эротико-комической направленности). Обязательным элементом второго дня и на городской свадьбе продолжает сохраняться обряд Испытания молодой (молодой и молодого). Хотя его уже нельзя назвать обрядом в строгом смысле слова, ибо он, как и многочисленные конкурсы во время выкупа невесты, имеет сегодня, прежде всего, игровой, развлекательный характер, мы будем использовать данный термин, подчеркивая этим включенность этого явления в обрядовую действительность. Из зафиксированных испытаний, прежде всего отметим испытание молодой, существовавшее и в свадьбе предыдущих исторических эпох. Форму испытания приобрел и такой традиционный для свадьбы первой половины 20 века на территории Ульяновской области свадебный акт, как Называние родителей молодой (информанты во многих селах называют его «поздравление»): молодая должна была поклониться родителям мужа и сказать «здравствуйте, тятенька» и «здравствуйте, мамынька». По тому, с какой интонацией она произнесет эти слова, судили о ее характере. На современной городской свадьбе это установление новых родственных отношений, их публичное оглашение, как мы показывали выше, элемент по-прежнему обязательный («указы», «дипломы» объявляющие новый семейный статус родителей новобрачных). Однако теперь это совершается в другой форме и не при встрече молодых, а во время свадебного застолья. Встречается на современной городской свадьбе на второй день и такой также общераспространенный на русской свадьбе указанного периода свадебный акт, как Угощение тещей молодого яичницей. В зависимости от того, как, с какого места начинал есть ее молодой, определяли, какая (честная или нет) была невеста. Этими обрядами в принципе исчерпывается современная городская свадьба. Все отмеченное многообразие обрядов и составляющих их актов, конечно, не является принадлежностью каждой конкретной свадьбы, тем более принадлежностью обязательной. Современная городская свадьба с переосмысленными и трансформированными элементами традиционной свадьбы первой половины 20 века (городской и сельской) существует наряду с так называемой “гражданской” свадьбой, составляя примерно 53% от общей численности свадеб в городе. В целом имеющийся материал дает возможность утверждать, что для среднего провинциального города, каким является, в частности, Ульяновск, характерно наличие устойчивой свадебной обрядовой традиции, исторически нового типа традиционной свадьбы (городской подтип), который имеет также определенные региональные особенности.

На Руси издавна существовали понятия о родстве. Давайте еще раз вспомним, кто есть кто: отец мужа — свекор; мать мужа — свекровь. Отец жены — тесть; мать жены — теща. Свекор со свекровью и тесть с тещей — сваты. Жена сына — сноха. Муж дочери — зять. Сестра мужа — золовка. Сестра жены — свояченица. Брат мужа — деверь. Жена брата мужа (деверя) — невестка. Муж сестры жены (свояченицы) — свояк. Дети сестры, брата, золовки, деверя, свояченицы, невестки. Ну и напоследок, женихи и невесты, вот вам перспективки на дальнейшую жизнь: Зелёная свадьба – её отмечают в течение первого года после заключения супружества каждый месяц в день свадьбы. Дарят обычно только цветы. Мучная свадьба – празднуется в первую годовщину после бракосочетания. Принято дарить предметы домашнего обихода. Деревянная свадьба – празднуется спустя 5 лет. Подарки только из дерева – шкатулки…Медная свадьба – наступает через 7 лет. Принято дарить только изделия из кованой меди, медную бижутерию и посуду. Розовая свадьба – в 10-ую годовщину. Супруг дарит жене алый букет роз. Никелированная свадьба – отмечается спустя 12 лет. Дарят никелированную посуду и приборы. Стеклянная свадьба – её черёд спустя 15 лет. Принято дарить стеклянные вещи. Фарфоровая свадьба – 20 лет. Дарят фарфоровые сервизы. Серебряная свадьба – широко известная дата, 25 лет. Семейный союз благороден и стоек к жизненным испытаниям, как серебро. Подарки –только серебро. Жемчужная свадьба – отмечается спустя 30 лет. Дарят изделия из натурального жемчуга, который не темнеет, как не потемнели за столько лет отношения между супругами. Льняная свадьба – юбилей 35-летия. Супругам снова дарят предметы домашнего обихода. Рубиновая свадьба – наступает через 40 лет. Муж дарит жене перстень с рубином. Золотая свадьба – отмечается спустя 50 лет. Дарить полагается золотые и позолоченные предметы и украшения. Бриллиантовая свадьба – празднуется теми счастливчиками, которые сумели прожить вместе 60 лет, устояв перед бурями судьбы, как бриллиант.

Свадьба в селе Подлесное Ульяновской области в шестидесятые годы.

Свадьба с селе Подлесное потерпела не особо значительные изменения от основного старорусского обряда. По рассказам одной из жительни, 40 лет назад свадьбу играли так:

В дом невесты приходили 2-3 человека «сватать» жениха, собирали стол, за которым обговаривали время «запоя», количество человек. Невеста при этом не присутствует.

«Запой» проходит в доме невесты. За накрытый стол жениху подсаживали женщину одетую в наряд невесты, с закрытым лицом, жених должен был отгадать его ли это невеста. Все сопровождалось песнями и стихами. Затем выводили невесту из чулана (кухни). В руках был поднос на котором были перчатки (подарок) и бокал с вином. Жених выпивал вино, брал подарок и усаживал невесту рядом с собой. На «запое» договаривались на счет «сговора» - это первый день свадьбы.

На кануне свадьбы, вечером в доме невесты, её подружки готовили подарок жениху «рубашку» и в этот же вечер её несли жениху. Жених принимая этот подарок в ответ дарил веник для бани, мыло и духи. Потом шло застолье.

В день свадьбы, подруги одевали невесту в свадебное платье и венок из восковых цветов на голову (в то время этот венок был лишь у одной бабушки в деревне, у которой его и брали все брачующие.)

Приезжали со стороны жениха «дружки» и «свахи» выкупать невесту и место около невесты, привозили в дар пирог «Курник». Затем родители благословляли дочь и молодые ехали в ЗАГС, где проводилось бракосочетание. После ЗАГСа молодые ехали в дом жениха, где их встречали караваем родители. В доме родителей малое застолье для молодежи. Потом все едут в дом невесты, первый день гуляют у нее. После застолья невеста оставалась дома, а жених уезжал домой к себе.

На второй день свадьбы невеста вновь облачалась в свадебное платье, венок. За ней приезжала «Дружка», «Свахи» и увозили невесту в дом жениха. Вместе с невестой забиралось приданное, кровать, перина, постельные принадлежности. Все сопровождалось песнями и частушками. В доме жениха отмечали второй день застольем.

На третий день свадьбы в дом жениха приходили ряженные со стороны невесты - искали «ярку» (невесту). Чаще всего наряжались врачом, пастухом, цыганами. Когда находили новоиспеченную жену, ряженые проводили ей испытания, били глиняные горшки, рассыпали крупы и жена должна была все это убрать, ловили кур, которых она должна была ощипать. Все проходило громко и весело, с шутками и прибаутками. Заканчивалось действо праздничным столом.

Таким образом, можно увидеть много похожего в свадебных обрядах с. Подлесное и Ульяновской области в целом. Причитание, пожелание богатства и плодородия. А хлеб всегда воспринимался в сознании человека как знак богатства, изобилия и плодородия. Все это было особенно важно потому, что молодым предстояло продолжить жизнь рода.

Свадебный обряд отражает современные и традиционные обычаи данной местности. В обрядах причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. Обряд совершали так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в глубь времен. Объединение людей в рамках своей культуры, передача, сохранение с его помощью этнического поведения, воспитание национальных и культурных особенностей данного человеческого коллектива - эти свойства позволили обрядам прожить века и века, стать важнейшим элементом народной жизни. Через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии. Безусловно, свадебные обряды сейчас во многом упростились, но все же сохранили своеобразие, свойственное данным районам

Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.

К браку общество относилось очень ответственно, всячески осуждая тех, кто не вступал в брак в установленное обычаем время, считая таких людей безнравственными, нарушающими законы крестьянской жизни и обычаи предков. Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Традиционная народная художественная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности. Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности народных творческих коллективах, в фольклоре.

Что касается свадьбы, - институт семьиявляется важнейшей частью общества. Бракосочетание – это то обрядовое действие, через которое создается новая семья. Обряд и ритуал бракосочетания является важнейшим событием и ритуалом в жизни человека.

Список литературы

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1994.Т.3.

2. Аникин В.П. Русский Фольклор Худож.лит.,1985

3. Баллер Э.А. Приемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1969.

4. Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. – М., 1995. – С. 5.

5. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. – М., 1995.

6. Богатырев Л.Г. Вопросы теории народного искусства. – М., 1971.

7. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.

Энциклопедия Русских обычаев: Автор – сост. Юдина Н. А. – М.: Вече, 2001

8. Снегирев И.М. Русские народные праздники и суеверные обряды. – М., 1937 – 1839.

9. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992

Просмотров работы: 472