ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗАВИСИМОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗАВИСИМОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под созависимостью (co–dependence), как правило, понимают такое состояние психики человека, в котором его эмоциональная и физическая жизнь (настроения, мысли, чувства, действия) одного человека подчинены другому человеку. Подчинение может быть выражено как прямое, так и косвенное, когда люди не проживают вместе, но при этом созависимый постоянно в своем поведении (мысли, чувствах) ориентирован на другого. Это приобретенное поведение, которое делает жизнь созависимых людей достаточно тяжелой.

В 1968 г. Маргарет Малер с соавторами провели исследование для понимания процесса развития ребенка от единства к психологической автономии в возрасте двух-трех лет, создав теорию сепарации. Согласно теории сепарации формирование внутреннего целостного образа окружающих людей есть процесс непрерывного развития, который не зависит от формального возраста.

Теория сепарации очень досконально изучает процесс развития детей до двух лет.

Период с рождения до двух месяцев в теории сепарации назван аутической стадией, аутическим коконом. Основными характеристиками аутического кокона являются то, что ребенок не реагирует на окружающий мир более чем на тот, который необходим ему для удовлетворения потребностей.

Период со второго по четвертый-пятый месяцы назван симбиозом. В данный период мать для ребенка становится главным объектом любви, к ней формируется прочная привязанность. Для данного периода большое значение для ребенка имеет психологический климат взаимоотношений с матерью, он получает основную информацию из отношений матери, ее реакций, переживаний. На четвертом месяце начинается диалог матери и ребенка, в котором тон через неудовольствия и удовольствия задает младенец. На данном этапе формируются регуляторные функции. При отсутствии отклика матери или при сложной предсказуемой, чрезмерной реакции матери происходит нарушение данной функции и в дальнейшем влияет на способность самостоятельно управлять своим состоянием (тревоги, аффекты).

После этого наступает фаза сепарации и индивидуации. В данной фазе можно выделить четыре подфазы:

  1. дифференциация,

  2. подфаза практики,

  3. подфаза воссоединения («раппрошмент»),

  4. подфаза постоянства объекта.

Под сепарацией понимается обретение собственной личности (Я) в результате внутрипсихического процесса отделения ребенка от матери. Под индивидуализацией понимается процесс получения личностью новых знаний, навыков, умений и пр., процесс становления уникальности личности.

1.Дифференциация. Определяется как норма с пяти до девяти месяцев. Характеризуется тем, что ребенок начинает различать средства и цели. Он начинает исследовать мир, не связанный с собой или матерью, но при этом у ребенка остается потребность в матери. Формируется базисное доверие во взаимоотношениях (отсюда «страх незнакомцев» и его преодоление посредством сообщений от матери). Ребенок способен выдерживать незначительную по времени разлуку с матерью, но ему важно получать от нее сигналы эмоционального одобрения и поддержки. Если ребенок остается на короткий срок один, его эмоциональное состояние характеризуется тревогой, при этом одновременно происходит пробуждение умственной активности и чувствительности. Он способен представить иллюзорно мать. Уходы матери постепенно разрушают иллюзии ребенка о его магическом воздействии на мать и формируют связь ребенка и внешнего мира. Опыт фрустрации позволяет ребенку понять реальность внешних объектов и отдельность от него. Реализация ста процентов нужд ребенка развивает в ребенке галлюцинаторный волшебный мир, где все объекты подчинены магии ребенка. Фрустрация позволяет развить понимание о реальности, выработать отношение к объектам, способность адекватно оценивать объекты, выражать данную оценки, размышлять о реальности и об объектах.

2. Подфаза практики. Данная подфаза обычно длится до 15 месяцев. Растут способности ребенка, он может сам действовать во внешнем мире (ходить, собрать пирамидку, бросить предмет и т.д.), расширяет круг общения, подражает окружающим людям.

На данной фазе у ребёнка появляется способность во внутренней жизни оживлять образы, первым из которых является интрапсихический (возникающий внутри психики) образ матери. Это позволяет ему общаться с незнакомцами, некоторое время находиться без матери, что формирует навыки самостоятельности. Но долгая разлука приводит к агрессии. Гнев и ярость как реакция на чувство покинутости в дальнейшем приводят к торможению (безразличие в игре, к фигуре матери на некоторое время). По мере возникновения злости, явления перехода становятся бессмысленными, и ребёнок теряет способность испытывать их. Переходный объект теряет своё значение для ребёнка. Как следствие этого, маленький ребёнок утрачивает переходный обьект либо начинает навязчиво окружать себя такими объектами, пытаясь тем самым отрицать утрату.

3. Подфаза воссоединения («раппрошмент») (в переводе приблизительно "возвращение"). Длится примерно до 2 лет. Характеризуется тем, что из-за роста интеллектуального развития у ребенка появляются границы собственных возможностей, снижается «всесильность», появляется понимание собственной слабости, незначительности, беспомощности, что вызывает чувство одиночества. Эмоции меняются резко от эйфории к гневу.

Независимость ребёнка растет, и он пытается установить свои условия окружению. Он овладевает языком, фантазирует и играет в символические игры. Он всё лучше отличает представления о себе (Я-репрезентации) от представлений о других людях (объектные репрезентации).

Возникает много проблем с одеванием, кормлением, походом в туалет. Ребенок на данных аренах учится понимать, что у него и у матери желания различаются. При этом он зависит от матери, любит ее и любим ею. У ребенка развенчивается иллюзия всемогущества через борьбу с матерью и воссоединение с ней. Именно на данном этапе формируется понятие «хороший» и «плохой» в отношении себя и объекта, возможности для реальности оценки окружающего мира.

Возникает гнев, агрессия по результатам ощущения утраты любви и поддержки. Нестабильность настроения связана с усилением тревожности из-за проживания нелюбимости, покинутости. Чувства колеблются от враждебности до привязанности и обратно, что оставляет след длиною на всю жизнь. Человек именно на данной стадии решает проблему близости и дистанции, автономности и зависимости, что и определяет важные черты характера человека.

Это подфаза, когда ребёнок пытается управлять своей агрессией, при этом большая роль в становлении у ребенка процесса управления агрессией принадлежит матери.

Источниками проблем в психическом развитии может стать как то, что некоторые матери неспособны на принятие роста капризности и требовательности со стороны ребенка, тем более который не так давно (в фазе практики) демонстрировал автономность, так и то, что другие матери не могут смириться с отделением ребенка, принять его сепарацию.

4. Подфаза постоянства объекта (24 – 36 месяцев) по Малер, продолжается всегда.

Постоянство объекта заключается в том, что отношения с важными для ребенка людьми становятся терпимыми и зрелыми, т.е. любящие отношения будут продолжаться, несмотря на разлуки, гнев и пр. При нормальном личностном росте человек развивает саморегуляцию и при захватывающих его аффектах становится способен пережить фрустрацию, амбивалентность без появления утешающей матери. Человеку в данном случае становится достаточным обратиться к внутреннему образу матери (если он хорошо сформирован).

Основным достижением данной фазы является то, что ребёнок учится разрешать конфликты между своими желаниями и запретами со стороны матери и уметь терпеть амбивалентность, т.е. двойственное отношение к объекту и от объекта (например, мама плохая и она же мама хорошая, и все это одна мама). У ребёнка усиливается ощущение собственной компетентности и появляется удовольствие от самоконтроля, он учится контролировать импульсы и защищаться от тревоги.

Личность ребенка постоянно развивается, также ребёнок развивает внутренние психические объекты близких людей, отношения с ними становятся более прочными и зрелыми. Ребёнок получает уверенность, что его хорошие отношения с близкими будут продолжаться, несмотря на недолгие разлуки или временные вспышки гнева. Это позволяет человеку развить самонаблюдение, самоанализ и самостоятельно давать адекватную оценку своим действиям.

Нормальный процесс развития человека может нарушаться. На ранних стадиях это может привести к возникновению детских психозов. Основные их синдромы делятся на аутистические и симбиотические. Первые связаны с фиксацией на аутистической фазе развития, вторые возникают при трудностях преодоления процессов сепарации - индивидуации. Регрессия к соответствующим возрастным процессам наблюдается и в случаях пограничных и психотических расстройств у взрослых пациентов. Нарушения развития также сказываются на всей жизни людей, что наиболее ярко проявляется при созависимых отношениях.

Созависимость не является первичной болезнью. Она возникает вследствие незавершения стадии психологического рождения, которая обычно заканчивается к двум-трем годам. Данная тенденция получила достаточно широкое распространение потому, что из поколения в поколение данная стадия не завершалась и у предшествующих поколений отсутствует реальный и верный опыт по ее завершению. Возобновление модели созависимых отношений связано с торможением развития личности ребенка на более поздних стадиях, происходит перенос незавершенных стадий развития из раннего детства в более позднее, далее в юность и взрослую жизнь. В возникновении созависимых отношений нет виновных сторон, поскольку каждый из партнеров одинаково нуждается в другом.

Просмотров работы: 211