ПРОБЛЕМА СОЗАВИСИМОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА СОЗАВИСИМОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Созависимость личности во взрослом состоянии проявляется как характерные особенности поведения ребенка двух–трех лет. По результатам терапевтических групп проявление созависимости чаще всего выражается через следующие формы:

– отсутствие различий между своими мыслями и чувствами от мыслей и чувств других людей («мы сделали», «мы думаем» и т.д.);

– сделанное и не сделанное в отношении другого не приносит удовлетворения;

– действия осуществляются из угодливости, даже когда реальное желание делать отсутствует;

– отсутствует понимание своих желаний и потребностей («я ничего для себя не хочу», «у меня есть все мне ничего не нужно» и т.д.);

– другие определяют желания и потребности, а не сам человек («родителям же виднее, они опытнее»);

– если события случаются не по желаемому варианту, возникает злость, агрессия или упадничество, уныние;

– занимаются проблемами других людей, а не своей жизнью, направляют энергию на счастье других;

– всеми способами в ущерб своим интересам пытаются доказать другим, что достаточно хороши для любви,

– нет уверенности в том, что сам сможет о себе заботиться;

– часто встречается доверчивость к другому (не доверие, а доверчивость);

– происходят идеализация другого и дальнейшее разочарование в нем, когда он живет не в соответствии с представлениями;

– возникает страх быть отвергнутым, из–за этого не внутренний запрет на выражение своих чувств, не отстаивание своих границ, ложь;

– бессилие на изменение ситуации при неудовлетворенности ею;

– поиски виноватого (людей, обстоятельств);

– попытки осуществить тотальный контроль;

– манипуляции чувствами другого;

– ощущения собственной «плохости» или «сверхценности»;

– чувство одиночества, пустоты, собственной ненужности;

– боязнь близких отношений.

Это описание созависимости скорее есть внешний взгляд на жизнь. Созависимые люди боятся окружающего мира и перемен. Они с трудом понимают тонкие или интуитивные сигналы, им необходимы прямые открытые физические сигналы. Часто созависимые люди реагируют на ситуации, при этом не склонны предвидеть ситуации. Скрывают свои чувства, начинают мыслить ожесточенно, погашают тревогу через вынужденное поведение.

Внутренняя жизнь человека, который не прожил процессы слияния и сепарации, приводит к его пониманию, что у него отсутствует нечто, что он ищет и находит в другом человеке. Каждый из таких людей считает, что он не может реализоваться без помощью другого. Это мешает личностному развитию и росту.

Со временем один человек в паре (тот, кто взрослеет быстрее) начинает тяготиться ситуацией и пытается изменить положение вещей или покидает отношения. Однако, отсутствие поддержки, невозможность строить близкие отношения, которые необходимы для изменения модели поведения, приводят такого человека в следующую созависимую связь.

Созависимые люди попадают в «драматический треугольник» (Стивен Карпман, 1968), так называемый «треугольник Карпмана». Часто в данные отношения созависимый человек попадает из–за того, что партнер не желает ему помочь в создание неких идеальных (зачастую иллюзорных) отношений, в которых потребности удовлетворяются и заранее опознаются. В этом случае каждый подспудно ищет способ стать жертвой и получить удовлетворение своих потребностей без просьб.

В треугольнике Карпмана развитие событий происходит между тремя ролями (жертва, спасатель и агрессор (контролер или преследователь)), при этом участники поэтапно меняют роли. Сценарий начинается со взаимодействия между жертвой и преследователем. Потом появляется спасатель и старается выручить жертву, далее спасатель нападает на преследователя, после чего преследователь становится жертвой, спасатель – преследователем, а жертва переходит в спасателя. После завершения цикла начинается новая драма. Энергию данным взаимоотношениям придается соревнование за положение жертвы. При этом спасатель делает для жертвы то, что жертва может сделать для себя сама. Таким образом спасатель возносится над жертвой как более высокий.

В данной модели поведения люди пытаются заставить другого почувствовать себя виноватыми в том, что им не дали того, что они хотели, при этом нет прямой просьбы и указания на желаемое, а через манипуляции. Конечная цель – стать жертвой. Участвовать в такой драме могут любое количество людей, меняя по этапам роли.

Яркой иллюстрацией для взаимодействия по треугольнику Карпмана является пример с алкоголизмом, но возможны любые иные модификации (трудоголизм, финансовая и иная зависимости, повторяющиеся неудачные гендерные отношения и пр.)

Зависимость превращает алкоголика в преследователя, а его супругу – в «жертву», потому что она постоянно живет в тревоге, не уверена в своем будущем. Когда алкоголик выходит из запоя, он физически страдает, сожалеет о случившемся, винится, обещает исправиться и превращается в жертву. Помощь алкоголику приходит со стороны например, его матери, которая помогает справиться с похмельем. И в этот момент мать стала спасателем, который декларирует планы по спасению от алкоголизма. Однако, алкоголик лечиться не торопится, родственники его обвиняют при этом они становятся преследователями, а алкоголик как жертва ищет утешения в алкоголе и все начинается заново. Аналогичным способом проходят отношения и с иными декорациями: спасение мамы от «инфаркта», возвращение домой «уставшего» мужа с работы и пр.

Просмотров работы: 294