ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В БРАК - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В БРАК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном нам мире отношение к браку стало весьма неоднозначным. В не совсем далекие времена, гражданским браком являлся брак, который регистрировался и оформлялся в соответствующих органах государственной власти без участия любой церковной организации. В наше время, гражданским считается тот брак, в котором люди просто живут вместе, не узаконивая свои отношения. Но для многих людей, вступление в брак является обязательной отправной точкой семейной жизни.

Ни одно из самых ответственных событий в жизни человека, не происходит без сопровождающих его сложностей. Говоря о сложностях при вступлении в брак, хотелось бы особое внимание уделить возникновению ситуативной тревожности. Относиться к ней можно по-разному, считая ее элементом сближения в отношениях между мужчиной и женщиной, защитной функцией психики человека, или же причиной разлада в отношениях. Но не уделять внимания тревожности нельзя.

Ситуативная тревожность как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в интенсивном переживании состояния тревоги, имеет свой генезис, который, несомненно, будет влиять на успешность создания семьи [1].

Самым основным фактором возникновения тревожности, следует считать детско-родительские отношения, через которые у человека складываются все паттерны поведения и формируются его психологические особенности. Воспитание ребенка, основывающееся на высоких требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться, и которые вводят его в состояние фрустрации, можно расценивать, как причину появления тревожности [2]. Как правило, у таких детей страдает самооценка, но при этом уровень их притязаний формируется и растет за счет их родителей. Ребенок взрослеет и превращается во взрослого, с завышенными амбициями, и недостатком ресурсов для их удовлетворения [3]. Эта ситуация опасна тем, что человек, живший под гнетом родителей, будучи неуверенным в себе, создаст семью, в которую перенесет привычную модель отношений, но он уже не будет жертвой, вся его неуверенность может трансформироваться в один из видов агрессии, начиная с физической, и заканчивая чувством вины.

Помимо авторитарной формы воспитания, свою лепту может внести и гиперопека, она, наряду с первой, подавляет развитие эмоционально-волевой сфере ребенка, в следствие чего, выросшему человеку свойственен инфантилизм[4]. К чему это приведет?

Вариантов развития событий может быть несколько. Мужчина или женщина, воспитанные в таком ключе, могут добиться высоких результатов в сфере свой деятельности, быть несомненно талантливыми, но в обычной жизни оказываются сущими детьми, неспособными взять на себя ответственность за что-либо. И единственным выходом для них и их родителей остается найти того, кто возьмет на себя всю бытовую сферу жизни и воспитание детей, а они останутся в роли ребенка. Но это не самый плохой вариант. Хуже, если талант и успехи были лишь иллюзией родителей, постоянно ими подпитываемой, и теперь второй половине придется служить тому, чего нет. При этом градус тревожности у инфантильного человека будет расти, в случае несоблюдения всех привычных для него «обрядов», а это может повлечь за собой огромное количество проблем для всех, окружающих его людей.

Проявление ситуативной тревожности нормально, когда оно не становится лейтмотивом всей жизни человека, когда он от этого не страдает [5]. Рассмотренные формы воспитания предусматривают возникновение тревожности у детей, а в следствие у взрослых, которые создадут свои семьи.

Чтобы ситуативная тревожность оставалась в своей норме и выполняла исключительно полезную защитную функцию, следует воспитывать в ребенке ту силу личности, при которой он достаточно овладевает собственной внутренней свободой. Если родители позволят ребенку жить исходя из его собственных ресурсов, а не удовлетворяя их, родительские, потребности, получится взрослый, умеющий принимать решения без состояния тревоги, и способный нести за эти решения личную ответственность. Грамотное родительское воспитание позволит человеку занять определенное место в социальной структуре общества, что будет говорить о его самоопределении, выраженном в самодетерминации, которая будет свидетельством личной активности человека, его осознанном стремлении занять определенную позицию [6]. Самоопределение – есть внутреннее личное и социальное созревание, которым родители либо награждают, либо, которое отнимают.

Жизнь человека не ограничивается одними лишь стенами родительского дома, и он должен быть готов создать собственный дом. Строя семью, каждый из участников этого строительства, должен осознавать, что это постоянный труд, как физический, так и психологический, и должен быть к этому готов. Меняется главное, к «Я-концепции», добавляется, или заменяет ее «Мы-концепция», а на это способны лишь психологически зрелые личности. Мотивация к семейной жизни должна исходить не от родителей и значимого окружения, а от самого человека, только так семья будет способна к автономному существованию.

Список литературы

1. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, - 1976. – 123с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Самая важная книга для родителей.- Москва:АСТ, 2014.-572с.

3. Дворецкая М.Я. Интегративная антропология: Учеб.пособие.- СПб.: Институт Практической психологии, 2003 – 611 с.

4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности.–СПб.: Питер, 2001.- 214 с.

5. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни / Е. С. Калмыкова // Психология семьи: хрестоматия. – М.: Бахрах, 1998. – С. 138 – 146.

6. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А.Климов. – М., 1983. – 212 с.

7. Корчак Я. Как любить ребенка; пер.с польск.К.Э.Сенкевич.- Москва: АСТ, 2014.-480 с.

8. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. Психологические особенности развития детей и профилактика неврозов: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012.-160 с.

9. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие.- СПб.: Речь, 2004- 336 с.

10. Прихожан A.M.Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика/А.М.Прихожан.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.-304с.

11. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 1998.- №2.- С. 5-12.

12. Прохорова О.Г.Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие /О.Г.Прохорова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 224 с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, -1999. – 367с.

14. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. - СПб.: Речь, 2001. – 283с.

15. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.-М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.-672 с.

16. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: В 3-х т. Т. 2 / К. Хорни. - М.: Смысл, 1997. – 213с.

17. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС, 2006.- 287с.

18. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ.высш.учеб.заведений:В 3 ч.- М.Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- Ч.3. – 336 с.

19. Шеховцева Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии: Монография.- М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012.- 252 с.

20. Эйрон Э. Высокочувствительный ребенок. Как помочь нашим детям расцвести в этом тяжелом мире/Перевод Елены Жолниной – М.: Ресурс, 2013 – 384 с.

Просмотров работы: 92