ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА РОССИЙСКУЮ ОРГАНИЗАЦИОННУЮ КУЛЬТУРУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА РОССИЙСКУЮ ОРГАНИЗАЦИОННУЮ КУЛЬТУРУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной организации, как показывает опыт и практика, прежние методы управления бизнесом и построения коммуникаций становятся малоэффективными. И, если западные страны десятилетиями развивают организационное управление, культуру и эффективность бизнеса в организации, то в России ситуация не постоянна. Допустим, американская система всегда отличается организационным индивидуализмом, а менеджеры высокими деловыми качествами. Основная ценность – это карьерный рост и индивидуальное становление как профессионала. Японская система нацелена на групповую форму организации труда, а менеджер должен обладать высокими личностными качествами и умением работать с людьми, быть для них примером [1]. В России основной вектор мотивации сотрудников определяет больше экономическая ситуация: люди боятся потерять работу и хотят много зарабатывать. Причём, если в советское время основной акцент делался на коллективизм (субботники, собрания и совещания, социалистическое соревнование и др.), то в современном понятии он довольно-таки слабо выражен. Иными словами, мы видим некие отголоски американской системы индивидуализма, но в отличие от неё, опыт реализации (культурно-организационный и управленческий) низок. Поэтому для России внедрение новых когнитивных техник в процесс организации с целью эффективности бизнеса и удовлетворения от трудового процесса будет особенно актуальным.

Обычный человек в реальной жизни далеко не всегда мыслит и действует рационально. За последнюю четверть века большое количество работ было посвящено структуре эмоции и познавательных способностей. Роль наших эмоций способно изменить поведение и мышление человека во всех жизненных аспектах общества. Люди ощущают себя более красивыми, здоровыми, жизнерадостными. Способность чувствовать эмоции даёт доступ к их регуляции и осознание воздействует на эмоциональный и интеллектуальный рост, поскольку позволяет управлять не только эмоциональным процессом, но и процессом мышления, что и объединяет эмоции и интеллект человека [2]. Так что же такое эмоциональный интеллект? Авторы концепции эмоционального интеллекта Дж. Мейер и П. Сэловей отразили данное определение так: это комплекс способностей, которые позволяют распознавать и управлять своими и чужими эмоциями и использовать эмоции для решения проблем и задач [3].

Эмпирические исследования, а также реальная практика в организациях ряда зарубежных стран уже давно показали эффективность в работе организаций и успешности бизнеса. Один из знаковых примеров – компания American Express. Вывод в продажу такого продукта как «Страхование жизни», был встречен клиентами с огромным сопротивлением и даже резким негативом. Такое отношение наблюдалось не только у клиентов, но и у сотрудников самой компании. Ведь первое на что наводила такая услуга – это мысли о смерти и соответственно, было встречено с подобной защитной реакцией. Убеждения и агрессивный стиль не помогали и не способствовали изменению ситуации. После некоторого анализа, сотрудники компании принудительно отправились на специализированные тренинги по развитию эмоционального интеллекта. В результате продажи резко увеличились, и настрой в целом был изменен [4].

По мнению европейской ассоциации культурных и эмоционально-интеллектуальных проектов (EACEIP) в 2015 году Россия занимает низкую эмоционально-интеллектуальную планку по развитию и внедрению эмоционального интеллекта. И если западные страны уже давно развивают данное направление, применяют на практике, то Россия и страны СНГ только начинают внедрять новые проекты и исследования по данной теме. Еще несколько лет назад интеллект и эмоции практически не отождествлялись. Эмоция всегда рассматривалась отдельно как психический процесс, а интеллект как качество индивида, которое обеспечивает мыслительную деятельность. Также общеизвестен такой термин как коэффициент умственного развития (IQ), и до последнего времени считалось, что высокое IQ – это показатель успешности человека. К примеру, Д. Гоулман, согласно данным по исследованиям говорит, что на успешность человека коэффициент умственного развития влияет от 4 до 25%. При этом, данные можно полностью назвать репрезентативными, поскольку он провел исследования лидерских навыков на сотнях компаний включая и международные IBM, Lucent, PepsiCo, British Airways и Credit Suisse First Boston а также в учреждениях здравоохранения, учебных заведениях, органах государственной власти и даже в одном религиозном ордене. Очень часто, чтобы добиться вершин в чем-либо, не обязательно иметь высокий интеллект и ум. Можно привести много примеров, когда гении ведут скромную и аскетичную жизнь и не могут разобраться в себе. В США есть довольно-таки популярное выражение: «Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ – делаете карьеру» [5].

Приятно осознавать, что за последние несколько лет ситуация с эмоциональным интеллектом стала переходить на новый уровень. Появился интерес со стороны многих организаций; консалтинговые компании, направленные на внедрение и развитие эмоционального интеллекта организуют конференции и внедрение в российские организации. На основании анализа ведущей консалтинговой компании, занимающейся внедрением и развитием эмоционального интеллекта в России, можно выделить организации, которые внедряют данное направление у себя: Сбербанк России, РЖД, Газпром, Росатом, Ростелеком, М.видео и многие другие [6]. Глядя на данный список, можно понять, что влияние эмоционального интеллекта в России начинает реализовываться в государственных корпорациях, банках, продажах и многих других сферах деятельности.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать первоначальный вывод, что эмоциональный интеллект рассчитан на реализацию в бизнес среде. Это не совсем так. Зарубежные исследования эмоционального интеллекта показывают филогенетические особенности развития данного качества. Безусловно, по мере жизненного опыта, возраста, в период юности и ранней взрослости эмоциональный интеллект повышается особенно быстро. Но это не значит, что у детей его не нужно развивать. Зачатки и формирование эмоционального интеллекта у детей, многие страны уже реализуют в школах. Существуют данные о том, что специальные обучающие программы существенно повышают уровень эмоциональной компетентности детей [7]. На базе этого, в России уже реализуется проект – эмоциональный интеллект в школе, – и первые результаты уже дают многообещающие перспективы.

По мнению аналитиков Всемирного экономического форума (World Economic Forum) уже к 2020 году именно эмоциональный интеллект прогнозируют в качестве одной из 5 базовых компетенций при трудоустройстве. К этому году более трети необходимых навыков будут состоять из тех компетенций, которые не являются решающими при приеме на работу сегодня. В целом социальные навыки, такие как: убеждение, эмоциональный интеллект, обучение будут более востребованы, нежели узкие технические, такие как, например, программирование. В сущности, технические навыки должны будут идти как дополнение к сильным социальным навыкам и взаимодействию [8]. Данный отчет, разумеется, затрагивает развитые страны, где эмоциональный интеллект вошел уже в ряд обыденных вещей. Но, поскольку Россия входит в мировую экономическую сеть, и развитие экономики, науки, здравоохранения невозможно без мирового опыта и актуального научно-технического прогресса, мы можем сделать вывод, что развитие эмоционального интеллекта – это базовая компетенция будущего. Помимо профессионального качества – это постоянная личностная самоактуализация и недооценивать ее роль (как и других когнитивных техник) в современном мире невозможно.

Список литературы

  1. Володина А. С. Сравнительная характеристика японского, американского и европейского менеджмента // Молодой ученый. – 2010. — №1-2. Т. 1. — С. 173-180.

  2. Тест Дж. - Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект». (MSCEIT. V. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русско­ язычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V. 2.0). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 10 с.

  3. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации // Эксмо – 2008. 10 с.

  4. «Эмоциональный интеллект. Российская практика» Сергей Шабанов, Алена Алешина. Издательство: Манн, Иванов и Фербер. 2013. 78 с.

  5. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард. Бояцис, Энни Макки: Альпина Паблишер; Москва; 2012. 263-265c

  6. Официальные партнеры КТК. [электронный ресурс] официальный интернет-портал консалтинговой компании «КТК». Url: http://mc-ktk.ru/company

  7. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М.: “КСП+”, 2003. – 7 с.

  8. World Economic Forum. [электронный ресурс] официальный интернет-портал всемирного экономического форума. Url:

http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf

Просмотров работы: 149