Эмоции представляют собой своеобразную функциональную систему, которая, с одной стороны, выступает в роли отражателя внешней картины окружения, выделяя при этом субъекту ту ценность, тот смысл, который для него имеют окружающие лица, предметы и события. С другой стороны, играет регулирующую роль в поведении субъекта, т.е. оказывает побудительный, активизирующий характер
Искусство же есть образ духовного отражения внешней или внутренней объективной действительности художника, в процессе обработки которой участвует эмоционально-чувственная сфера личности созидателя. Итог творческого процесса – художественный образ, в основе которого лежит взаимосвязь между образом мира и чертами личности художника, его чувствами и эмоциями.
Человеческое чувство представляет собой кульминацию живого, жизненного процесса, и поэтому оно обладает органической, или «живой формой» Соответственно любой образ чувства должен быть отображением этого живого процесса. [1] Поэтому каждое произведение искусства должно носись характер «живого», чтобы выразить чувство.
Но каждое живое имеет свою специфичную, отличную от неживого мира форму, которую характеризует ряд следующих черт: целостность, функциональное единство, нерушимость, ритм, динамизм, диалектика устойчивости и изменчивости, подъема и спада, напряжений и разрешений, рост, принцип фаз и др - все эти свойства присутствуют в искусстве и отображаются в художественных образах.
Художественный образ в каждой области искусства обладает своей специфичной структурой. Она обусловлена критериями выраженного в произведении духовного начала, а также особенностями изобразительных средств конкретного вида искусства: в литературе – слова, в живописи зрительного образа, в скульптуре – пространственно-объемных форм, в музыке- звукоинтонации, в танце –пластических движений.
С.К. Лангер, американский философ, в своих работах отмечала, что произведение искусства – это выразительная форма, которая аналогична динамической форме наших чувств и поэтому выражает последние. Действительно, выражение эмоций и чувств человека нужно искать в линиях, фигурах, цвете, ритме, фактуре и др. Например, в музыкальном искусстве мажорный лад, средне - высокие регистры отображают «радость», мелодический минор, низкие регистры отображают «печаль». Повышения темпа в произведении является средством отображения активности эмоции или чувства, а при использовании некоторых духовых инструментов выражается эмоция напряжения.
В живописи выразительными формами эмоций и чувств выступают: цветовая конструкция, композиция, колорит, пространственную организацию рисунка, характер линий и т.д. Х. Лундхольм в своих работах отмечал, что на характер эмоции в рисунке влияет общее соотношение острых и тупых углов в рисунке, и преобладание острых углов обозначает выражение отрицательной эмоции. М.В Осорина, российский психолог, также подтверждала гипотезу Лундхольма. Она писала, что положительные эмоции связаны с округлостью, так как круг является символом мягкости, а острые углы связаны с отрицательными эмоциями.
В хореографии же также находятся свои формы выражения эмоций. Так, например, положение «эффасе» (движение с открытым положением ног) употребляются при построении эмоций радости, а положение «круазе» (движение, при котором ноги находятся в скрещенной позе) применяются при построении эмоций печали, грусти, тревоги.
В литературе эмоции передаются при помощи: лексики, пунктуации, определенного построения предложений, междометий, вводных слов, обращения, графического выделения разных частей текста, но в первую очередь соотношение эмоций, чувств и поэтического текста раскрывается именно в лексике.
А. Ричардсон, английский лингвист, ввел в различение между «значением» слов и их «использование. Он различает две главные функции слов: символическое и эмотивное. Первый вид характеризует использование языка в науке, а второй вид характерен как раз для функций слов в искусстве.
Отображения чувств и эмоций в речи требует особых экспрессивных красок в речи, но лексика языка настолько обширна, что вполне располагает возможностями для передачи информации во всех тончайших оттенках. Например, слова выражающие грусть: печальный, угрюмый, безрадостный, унылый; слова, выражающие страх: испуганный, обеспокоенный, взволнованный, слова, выражающие, гнев: рассерженный, разгневанный, недовольный - все это лишь маленький список слов, которые способны вносить «живость», эмоциональность в письменную речь.
Сравните две реплики: «Что за неудачные шутки?», «Что за глупые шутки?» - обе этих реплики выражают одно чувство (возмущение), но оттенки чувства различны.
Окончательно определяет экспрессивную окраску слов контекст: нейтральные слова могут восприниматься как высокие и торжественные; высокая лексика в иных условиях приобретает насмешливо-ироническую окраску; порой даже бранное слово может прозвучать ласково, а ласковое - презрительно. [6]
Завершая свою работу, можно прийти к выводу, что искусство, в большей своей степени, реализация духовного мира, чувств, эмоций человека. В своей сущности эмоции чувства является детерминантом творческого процесса, существуя как вне данного процесса, так и внутри него, реализуясь в итоговом продукте искусства – художественном образе.
Искусство - разнопланово и представлено нам в различных своих ипостасях: архитектура, изобразительно искусство (живопись, скульптура), музыкальное искусство, киноискусство и т.д. Для каждого вида характерен свой специфичный продукт – свой образ, и, следовательно, проявление эмоций в них принимает различные формы, свойственные только лишь для определенного вида искусства - о чем более подробно описано в данной статье.
Список литературы
Басин Е.А. Семантическая философия искусства. / Е. Я. Басин ; Российская акад. наук, Ин-т философии, Акад. гуманитар. исслед. – 4-е изд., доп. – М. : Гуманитарий, 2012. – 348 с
Басин, Е. Я., Крутоус, В. П.. Философская эстетика и психология искусства: учеб. пособие / Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. — М.: Гардарики, 2007. — 287 с.
Выготский Л.В. Психология искусства – М.: Издательство “ Азбука”,2016 г.- 448с.
Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. — М.: Смысл, 1997. — 424 с.
Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека/В.Д. Шадриков. -2 изд. – М.: Логос, 2010. – 392 с.
Способы передачи эмоций в письменной речи [Электронный ресурс] - http://www.proza.ru/2014/07/25/1647