Современная спортивная психология занимается углублением теоретических основ научных исследований, обращением к категориям деятельности и личности спортсмена, изучением социально-психологических проблем спорта. Психология спорта становится все более практической дисциплиной, оказывающей существенную помощь спортсменам и тренерам.
Анализ работ различных авторов позволил выделить следующие подходы в изучении социально-психологических условий достижения высоких спортивных результатов.
Первый подход заключается в наличии у потенциальных спортсменов определенных способностей. Способности – это свойства личности, которые обеспечивают пригодность к обучению, деятельности и успешность их осуществления.
При равных физических возможностях и уровне технической подготовки спортсмены по разному проявляют себя на тренировках и соревнованиях. Для успешного профессионального становления в каждом конкретном виде спорта необходимо наличие у спортсмена определенных психических качеств и свойств. Выявленные у человека психические качества, необходимые для данного вида спорта, должны иметь тенденцию к совершенствованию и развитию до уровня, необходимого для достижения наивысших результатов в данном виде спортивной деятельности. [7]
Психологические требования к человеку в разных видах спорта (по Б.П. Яковлеву, В.А. Багиной) [9]
Вид спорта |
Вид психологической деятельности |
Необходимые психологические качества |
Гольф, городки, кегли, стрельба стендовая и пулевая, стрельба из лука |
Сенсорно-моторный |
Развитие органов чувств, сенсорно-моторные качества |
Легкая атлетика, плавание, тяжелая атлетика, велогонки, лыжные гонки, конькобежный спорт, гребля академическая, на байдарках и каноэ |
Мобилизующе-функциональный |
Сенсорно-моторные качества; волевые, особенно способность к мобилизации воли, стойкость |
Фигурное катание, велоспорт, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду |
Координационно-эстетический |
Артистическая, эстетические и творческие сенсорно-моторные качества |
Автомобильный, мотоспорт, авиационный, планеризм, парашютный, ныряние, бобслей, горнолыжный спорт, прыжки на лыжах с трамплина |
Связан с риском |
Чувство риска, смелость, самообладание, решительность, эмоциональная стойкость. Технические способности |
Бокс, различные виды борьбы, фехтование |
Индивидуально-эвристический |
Эвристические способности (предвидение, тактическое чувство). Способность к принятию решений, выносливость |
Бадминтон, теннис, настольный теннис |
Индивидуально-эвристический |
Эвристические способности. Сенсорно-моторные качества |
Гандбол, футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, регби, водное поло |
Коллективно-эвристический |
Эвристические способности. Коммуникабельность. |
Согласно данному подходу спортивные достижения в определенном виде спорта будут максимальны при отборе на начальном этапе подготовки тех спортсменов, у которых максимально развиты именно необходимые психические качества и свойства.
По мнению других спортивных психологов (Бабушкин Г.Д., Шумилин А.П., Бабушкин Е.Г., Рыбин Р.Е., Искаков М.И.) не менее важным является волевой компонент. Для результативной спортивной деятельности являются необходимыми волевые качества: упорство, самообладание, ответственность, целеустремленность, решительность, смелость и другие. Вместе с тем данные качества у людей вырабатываются и в процессе самой спортивной деятельности. [3]
Спортивная деятельность неразрывно связана со стрессом. Чрезмерные физические нагрузки, строгий контроль режима и питания, соревновательная борьба, нехватка времени на отдых и простое человеческое общение – все это является неотъемлемой частью жизни профессионального спортсмена.
Некоторые авторы (Б.А. Вяткин, Л.Д. Гиссен, П.Б. Зильберман и др.) указывают на то, что выступления спортсменов на соревнованиях оказывает заметное влияние на их характер, отношения к другим людям и могут проявляться в накапливающемся стрессе и ухудшении здоровья, а, следовательно, и в снижении спортивных результатов. [10]
Проблема устойчивости к соревновательному стрессу возникает при достаточно высоком уровне мастерства и выступлении в значимых, ответственных соревнованиях. Одним из компонентов спортивного мастерства является умение спортсменов демонстрировать свою подготовленность во время соревнований, что предполагает и развитую устойчивость к соревновательному стрессу (Л.М. Аболин, В.Л. Марищук, Б.А. Вяткин и др.).
Интерес к изучению стрессоустойчивости приобретает особую значимость в связи с возрастающим стрессогенным характером спортивной деятельности, обусловленным ломкой социальных стереотипов, социальным заказом на высокие спортивные достижения в условиях усиливающейся конкуренции.
Четвертый подход в изучении условий достижения высоких спортивных результатов заключается в анализе мотивационной сферы спортсменов. Мотивация занимает важное место в структуре личности и часто используется для объяснения движущих сил поведения.
Изучение спортивной мотивации отразилось в работах целого ряда ученых: Е.П. Ильин (2002), А.В. Шаболтас (1998), Г.Д. Бабушкин (2005), А.А. Светлова (2011) и другие.
Среди различных теорий мотивации в спорте высших достижений особо выделяются теория достижения цели и теория самоопределения.
Теория достижения цели отражает перспективу сравнения результатов спортсмена по сравнению с результатами соперников или со своими былыми результатами. Соответственно целью является сравнение в лучшую сторону.
Согласно теории самоопределения спортсмены различаются по уровням самоопределения, а также по внешним или внутренним стимулам (мотивам), побуждающим к спортивной деятельности. Совокупность ряда мотивов (стремление узнать свои физические и психические возможности, утвердиться в глазах окружающих и в собственных глазах, стремление к успеху) определяет специфическую мотивацию спортсмена – мотивацию спортивных достижений.
Е.П. Ильин [4] пишет о том, что мотивация спортивной деятельности формируется из нескольких потребностей:
Потребность в движении;
Потребность в обучении;
Потребность в соревновании.
Также он выделяет внутренние и внешние факторы, влияющие на мотивацию спортивной деятельности:
Стремление к самосовершенствованию;
Стремление к самовыражению и самоутверждению;
Социальные установки;
Удовлетворение духовных и материальных потребностей.
Ю.Ю. Палайма выделяет следующие 4 группы мотивов к спортивной деятельности:
1 группа – «индивидуальные» - личные мотивы, оценка своих личных результатов.
2 группа – «коллективные» - мотивы, связанные в интересами группы, осознанием общественной значимости спортивной деятельности.
3 группа – «процессуальные» - мотивы, направленные на процесс тренировок.
4 группа – «результативные» - мотивы, ориентированы в большей степени на спортивный результат. [2]
А.В. Шаболтас (1998) выявила следующие этапы в развитии мотивов:
Ранний этап: мечта о высоких достижениях;
Следующий этап: удовольствие от спортивной деятельности;
Последующий этап: прагматичное отношение к спортивной деятельности. [2]
В.А. Зобков разделил доминирующую мотивацию занятий спортом у подростов на две группы: «спортивно-деловая» и «лично-престижная» мотивация. При доминировании спортивно-деловой мотивации для подростков характерно стремление к достижению спортивного результата, активная жизненная позиция в системе отношений спортивной группы, чувство социальной ответственности, высокая психологическая готовность на всех этапах соревновательной борьбы.
Для подростков с доминированием лично-престижных мотивов общими особенностями являются: стремление к личному самоутверждению средствами спорта, желание получить от окружающих похвалу в ущерб задачам спортивной деятельности, боязнь поражений. Они отличаются эмоциональной неустойчивостью в условиях соревнований, что приводит к снижению результативности. [2]
Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения. Например, Л.П. Дмитриенкова в своих исследованиях показала, что у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов средней квалификации. [2]
Принадлежность спортсмена к определенному виду спорта оказывает серьезное влияние на формирование особенностей мотивации. Проявления особенностей различны. Представители игровых видов спорта, например футбола, отличаются демонстративностью, любят находиться в центре внимания. Представители «дистанционных» единоборств (боксеры, фехтовальщики, теннисисты) отличаются сильной потребностью в успехе, склонны к выраженному соперничеству, любят опасные ситуации. [1]
Уровень адекватности самооценки также влияет на успешность деятельности спортсмена, в частности при ее взаимодействии с уровнем притязаний. При неадекватном, то есть несоответствующем техническим, тактическим, физическим возможностям спортсмена уровне притязаний, спортсмен вступает в частые конфликты с тренером, судьями, игроками своей команды. Также это может привести к повышенной тревожности, неуверенности спортсмена в собственных действиях, неадекватному поведению в условиях тренировок и соревнований. [3]
В ряде исследований (Е.Р. Биспен, Л.П. Матвеев, А.В. Родионов, Ю.Л. Ханин и др.) делается акцент на том, что на успешность спортсмена непосредственное влияние оказывают его взаимоотношения с тренером.
Анализ литературных источников (Л.П. Матвеев, А.В. Родионов, Ю.Л. Ханин, Дж. Кретти (Kretti), Е.П. Ильин и др.) позволяет выделить критерии взаимодействия спортсмена с тренером, влияющие на результативность их совместной деятельности:
характер взаимодействия;
стиль руководства тренера;
эмоциональный фон взаимоотношений.
Отношение спортсменов к тренеру играет роль в росте спортивных результатов, так как влияет на отношение спортсменов к тренировочному процессу. В исследовании Ю.А. Коломейцева зафиксирована положительная связь между отношением к тренеру и такими качествами, как дисциплинированность, настойчивость, старательность, исполнительность. Отмечено, что спортсмены-разрядники считают наиболее значимыми коммуникативные качества тренера, в которых выражается отношение тренера к спортсмену (доброта, отзывчивость, справедливость, тактичность, общительность). Однако участники сборных команд страны в своей оценке тренера ориентируются, в первую очередь, на его профессионально-деловую подготовку (высокий уровень компетентности в вопросах методики тренировки и тактической подготовки, творческое отношение к работе, умение настроить спортсмена на борьбу и поддерживать дисциплину на сборах, требовательность). [7]
Стиль руководства во многом определяет стремление спортсмена к общению с тренером. Если тренер служит для спортсмена примером, является для него авторитетом, привлекает своими человеческими качествами, то спортсмен в большей степени будет стремиться к всестороннему общению с ним, что является показателем благоприятных взаимоотношений между тренером и спортсменом. Излишняя строгость, предвзятость, напротив, может навредить отношениям между спортсменом и тренером и стать причиной ухудшения спортивных результатов. Однако на начальных этапах спортивной подготовки для тренера предпочтителен авторитарный стиль руководства для установления необходимой жесткости спортивной дисциплины.
Тренер, способствующий удовлетворению потребностей спортсменов, создающий благоприятные условия для удовлетворения ими соревновательных амбиций начинает пользоваться у своих учеников авторитетом и особым расположением. [7]
А.В. Родионов, В.А. Родионов утверждают, что согласно исследованиям юные спортсмены характеризуют тренера по свойствам, которые можно группировать следующим образом:
- особенности общения (честность, справедливость, доброта, отзывчивость);
- педагогические способности (дисциплинированность, талантливость, трудолюбие);
- особенности внешности и манеры поведения (чуткость, строгость, веселость, внимательность).
Исследователи подчеркивают, что для достижения высокого уровня взаимодействия между тренером и спортсменом необходима реализация субъект-субъектных отношений. В работах В.И. Андреева и Е.А. Глуховской были определены условия реализации таких отношений:
обеспечение права каждого участника деятельности на собственное решение;
создание и сохранение атмосферы творчества участниками взаимодействия;
стимулирование индивидуального стиля творческой деятельности и самовыражения каждого из субъектов взаимодействия;
постоянное развитие творческих возможностей педагога и его педагогического мастерства.
Установлено, что в том случае, когда спортсмен занимает субъектную позицию в ходе совместной учебно-тренировочной деятельности, у него развивается способность использовать освоенные способы действий в изменяющихся условиях, самостоятельно оценивать результат деятельности, ставить цели в ходе подготовки. При этом формируются такие личностные качества, как самостоятельность, ответственность, организованность, инициатива [1].
Проведенный теоретический анализ существующих подходов к изучению высоких достижений в спорте позволяет выделить основные социально-психологические условия, влияющие на успешность спортивной деятельности:
Для успешного профессионального становления в каждом конкретном виде спорта необходимо наличие у спортсмена определенных психических качеств и свойств.
Волевые качества спортсмена (упорство, самообладание) отражаются на достижении высоких результатов.
Стрессоустойчивость является важным фактором при достижении высоких результатов в спорте.
Мотивационная сфера личности спортсмена оказывает существенное влияние на достижение им высоких спортивных результатов.
Успешность спортсмена непосредственно связана с его взаимоотношениями с тренером.
Список литературы:
Бабушкин Г.Д. Принципы психолого-педагогической подготовки спортсменов // Физкультурное образование Сибири. 2014. Т. 32. №2. С. 72-75.
Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г. Формирование спортивной мотивации у занимающихся спортом // Учебное пособие для вузов физической культуры / Омск, 2015.
Бабушкин Г.Д., Шумилин А.П., Бабушкин Е.Г., Рыбин Р.Е., Искаков М.И. Психологические факторы, способствующие демонстрации высококвалифицированными спортсменами высоких спортивных результатов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 6-2. С. 325-329.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2013.
Миронова, О. И. Исследование взаимосвязи отношения, деятельности, общения и контакта в психологической науке / О. И. Миронова // Акмеология. – 2006.
Огородова Т.В. Психология спорта. Учебное пособие. ЯрГУ. 2013.
Родионов А.В., Родионов В.А. Психология детско-юношеского спорта. Москва. 2013.
Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: учеб. Пособие. – СПб.: Центр карьеры, 1999.
Яковлев Б.П., Багина В.А. Психологическая нагрузка в спортивной деятельности: Метод. пособие. – Великие Луки, 1996.
Стресс и тревога в спорте: международный сборник научных статей / сост. Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
M. Rapp, D.J. Engelmann, J.M. Herrmann, E. Tomasello. The impact of choice on young children's prosocial motivation // Journal of Experimental Child Psychology. 2016. Volume 158. Pages 112-121.