Экстремальность может быть выражена ситуативно и протяженно(стабильно) относительно времени (экстремальные условия). Так, техногенные и экологические катастрофы являются экстренными ситуациями, а климатические условия - условиями, соответственно. Причем экстремальные условия - условия, выходящие за пределы нормы, следовательно, для оценки ситуации необходимо сопоставлять ее с нормированным состоянием. К примеру можно взять Оймякон - полюс холода. В декабре средняя температура воздуха достигает -55 градусов по Цельсию и может держаться очень долгое время. Для человека, живущего на Оймяконе постоянно, это привычное, но не комфортное условие. Норма. А человек, попавший на Оймякон из, скажем, центральной части России, попадет в экстремальные условия, т.к. привычными, нормированными условиями для него является совершенно другой климат.
В состоянии экстремальной ситуации индивид может проявлять три формы поведения: мобилизацию и повышение эффективности действий, резкое понижение организованности (аффективная дезорганизация) поведения, резкое торможение
активных действий. Эффективность поведения, тем не менее, может быть недостаточной индивиды, попавшие в экстремальную ситуацию, могут оказаться в списке пострадавших.
Динамика состояния пострадавших по Решетникову описывает 6 последовательных стадий:
Стадия «Витальных реакций» - несколько секунд до 5 - 15 минут,
Стадия «острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации». От 3 до 5 часов.
Стадия «психофизиологической демобилизации» - до трех суток.
Стадия «разрешения» - от 3 до 12 суток.
Стадия «восстановления психофизиологического состояния» конец второй недели
В более поздние сроки (через месяц) у 12% - 22% пострадавших выявлялись стойкие нарушения нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а так же деятельности желудочно-кишечного тракта. [1 ]
Существуют случаи, когда индивид намеренно вводит себя в экстремальную ситуацию. Экстремальные виды спорта - самый яркий тому пример. Альпинизм, парашютизм, руфинг (англ. roof - крыша; лазание по крышам различных зданий) - огромное количество людей идет на осознанный (не всегда) риск. С чем это связано?
Потребность в самовыражении. Общество - развивающаяся система коммуникаций, которая постоянно усложняется и расширяется ввиду внедрения технологий взаимодействия и увеличения количества людей. Для того, чтобы человеку вступить во взаимодействие, ему необходимо идентифицироваться, “преподнести себя”, что подразумевает собой не только указывание своих личных данных, но и рода деятельности. И, чем индивидуальнее, опаснее деятельность - тем шире может быть коммуникация - узнаваемость. Таким образом, чтобы показать собственную значимость,
индивидуальность, люди вводят себя в экстремальные ситуации. И, чем опаснее ситуация - тем больший резонанс она может вызывать.
Аддикция (зависимость) к рисковому поведению. Экстремальная ситуация вводит человека в экстремальное состояние. Сердцебиение усиливается, происходит огромный выброс адреналина в кровь. Человек находится в состоянии эйфории, ощущает, что может “горы свернуть”, но чувство эйфории нередко может граничить с чувством тревоги. Стоит учесть, что гораздо большее значение, чем адреналин, имеет нейромедиатор дофамин, предшественник адреналина, выделение которого способствует резкому ощущению удовольствия. Рисковое поведение способствует выбросу дофамина в кровь, особенно при успешном результате поведения. Как правило, у склонных к риску людей наблюдается низкий уровень дофамина в норме.Это вызвано низкой чувствительностью рецепторов дофамина (у людей их порядка 40.000), поэтому для ощущения удовольствия им необходимо задействовать большее количество рецепторов, следовательно, предпринять более сложные и рискованные действия для “вознаграждения”. [2]. Как правило, у людей, у которых нормальная и высокая чувствительность рецепторов, удовлетворяются гораздо меньшим количеством стимулов. Так же существует предположение, что люди с высокой чувствительностью дофаминовых рецепторов более склонны учиться на своих ошибках, так как для них снижение дофамина гораздо ощутимее, и негативный опыт для них повышает способность делать правильные выводы из негативного опыта (Klein et al., 2007).
Склонность к получению травм. Это может обуславливаться аутоагрессивным поведением. Опасного вида действия, осознанные или неосознанные, могут быть связаны с тем, что индивид неосознанно хочет причинить себе травму. Это может быть
результатом какой-либо жизненной ситуации, из которой индивид вычленил чувство вины, и впоследствии осуществляет компесаторную деятельность, “очищение кармы”. Если соматический темп смерти детерминирован (Roy, 1986), то психический -программируется в течение жизни, и индивид получает “разрешение” на саморазрушение и обесценивание себя.
Иллюзией бессмертия. Это состояние несет в себе Ребенок индивида и является одним из фундаментов выживания, одним из инстинктов. Рука об руку с инстинктом следует страх - страх смерти, обрушения иллюзии. Веря в свое бессмертие, человек пишет книги, заводит детей, сажает деревья и строит дома. Таким образом он желает оставить “след” после себя, продлить свое существование, приближая себя к бессмертию [3]. Человек, совершающий экстремального рода действия, хочет остаться в памяти других людей как человек, сделавший что-то неординарное, слегка изменил мир в сознании людей.
Поведение индивида в экстремальной ситуации, в которой он оказался намеренно или не намеренно, можно рассмотреть с точки зрения трансактного анализа. Для начала рассмотрим основные понятия трансактного анализа, основоположником которого является американский психолог и психиатр Эрик Берн:
Трансактный анализ - анализ социальных взаимодействий между людьми. Трансакции осуществляются передачей какого-либо посыла одного из трех эго-состояний: Ребенок (Ид) - археопсихическое состояние Я индивида; переживания, перенесенные в детстве, которые могут проявляться в данный момент времени.
Проявляется в трех видах: адаптированный Ребенок- покоренный родительским программированием, бунтующий - противостоящий ему, и естесственный - спонтанный, креативный, интуитивный.
Родитель (Супер-Эго) - экстеропсихика; директивы отца, матери, или другого опекающего/близкого лица, которым следует/противостоит индивид. Родитель в индивиде внешне проявляется в копировании родительского поведения, внутренне - в виде голоса, который поощряет, провоцирует или запрещает какое-либо поведение в данный момент.
Взрослый (Эго) - неопсихика; то, что стоит между Родителем и Ребенком. Это объективист, аналитик внутри индивида, тот, кто занимается организованной деятельностью в течение жизни и позволяет выживать, решая какие-либо ситуации. Любая трансакция подразумевает собой взаимодействие трех эго-состояний между людьми: происходит трансактный стимул, затем реакция соответственно. Трансакции могут быть прямыми (Взрослый-Взрослый) и пересекающимися (Ребенок-Родитель) На основе этого осуществляются ритуалы, времяпрепровождение и игры.
Ритуалы - социально обусловленные стереотипные формы поведения, традиции, предписанные родителями и обществом. Простой пример ритуала: акт приветствия человека.
Времяпрепровождение - вытекающая из ритуала форма поведения, более разнообразная длительная. Служит для проведения времени. Пример: разговор мужчин перед вечеринкой.
Игры - более индивидуализированная форма трансакции, чаще всего скрытая. Это стереотипный для данного индивида набор посылов с целью получить какое-либо вознаграждение, будь то “купон” - чувство или набор чувств, или материальное вознаграждение. Игры не обязательно относят к развлечениям, они могут иметь достаточно серьезную подоплеку и трагический конец. Наиболее распространенная игра в коллективах "Почему бы вам не... - Да, но...", в которую может играть любое количество участников. Игрок, обозначаемый "он", возражает "Да, но...": "Хороший игрок может противостоять остальной группе как угодно долго, пока окружающим не надоест, тогда "он" выигрывает" (Berne, 1961, р. 104)
Наиболее важный компонент трансакций - близость. Близость подразумевает собой свободное от социальных стереотипов взаимодействие между, как правило, двумя людьми. Близость свободна от игр, и непосредственная выгода от этого контакта - сама близость как таковая. "Времяпрепровождение и игры заменяют реальную жизнь истинной близости" (Berne, 1961, р. 86)
Таким образом, индивид в любой момент времени осуществляет трансакции, внутренние или внешние (общение с людьми или “внутренний голос”). Стимулы могут посылаться одновременно от нескольких эго-состояний сообща или разрозненно, либо же одно из эго-состояний может “захватить остальные”. Эти формы взаимодействия эго-состояний в человеке называются объединение, разъединение и исключение соответственно. Объединение состояний означает, что все 3 состояния работают одновременно. Это хорошо видно у профессиональных артистов: Родитель указывает на необходимость играть роль и поощряет состояние Ребенка, который, в свою очередь, проявляет творческий подход, выражая определенные чувства, Взрослый же осуществляет дополнительный организационный контроль: напоминает о необходимой позе, манере речи, поведения.
Разъединение означает отделение состояний Я друг от друга, их выражения являются автономными. Пример: в терапевтической группе женщину спрашивают об ее взаимоотношениях с мужем. Она говорит: “у нас с мужем все замечательно!” (Родитель, который хочет счастливый брак дочери), и одновременно вертит пальцами кольцо на руке (Взрослый, который показывает, что ей не очень-то удобно в этом браке) и закидывает ногу на ногу, активно покачивая верхней (Ребенок, который закрывается от мужа, и пытается пинать его одновременно). (Berne, 1961)
Исключение - одно из эго-состояний занимает главенство ввиду большего количества энергии в сравнении с другими состояниями. Это отчетливо видно у религиозных и политических фанатиков: Родитель подавляет эго-состояния и берет верх над ними и начинает активно прославлять свою позицию и принижать отличные от нее. Нормальное исключение встречается у хорошо организованных личностей, у которых одно состояние Я берет верх над другими с согласия остальных. Пример: любой адекватный работающий человек, который на работе проявляет Взрослого, а затем идет в бар с друзьями, где он спокойно может включить озорного Ребенка, и, придя домой, проявляет себя как Родитель по отношению к семье.
Оказавшись в экстренной ситуации, индивид может в соответствии с вышеописанными формами поведения осуществить три формы взаимодействия эго-состояний:
Мобилизация и повышение эффективности действий. Преобладающая форма взаимодействия - объединение. Ребенок обеспечивает инстинктивное поведение, направленную на выживание и импульсивное поведение, которое способствует мгновенному нахождению способа выживания. Родитель занимается постановкой директивы выжить, дополняя Ребенка, и ставит перед ним ценностные прерогативы и возможные альтернативы. Взрослый, в свою очередь, занимается анализом действий каждой из сторон и выбирает наиболее приемлемый вариант, организует деятельность по выживанию.
Резкое понижение организованности (аффективная дезорганизация) - разъединение.
Импульсивный Ребенок находится в панике, Родитель же боится что-либо предпринять, либо безуспешно пытается дать успокаивающую директиву. Взрослый же понимает, что необходимо предпринять какие-либо действия, но у него не хватает энергии осуществить это.
Резкое торможение активных действий. Родитель осуществляет сверхконтроль над паникующим Ребенком, тормозя его побуждения, и не дает Взрослому предпринять меры.
Подобные формы поведения в экстренной ситуации могут быть обусловлены предпосылками сценария, но индивид в данный момент не обязательно осуществляет какую-либо игру. Поведение вне сценария так же может подразумевать поведение, направленное на выживание, ведь родительское программирование не всегда вкладывает в ребенка инициативу и дополнительное стремление к выживанию. Но сценарный анализ позволяет регулировать поведение человека и его мыслительную деятельность, отношение к вещам и людям и эмоциональный фон, следовательно, с помощью трансакционного анализа можно регулировать поведение личности в экстремальной ситуации, но, оказавшись в ней, сценарный анализ не имеет смысла в проведении ввиду острого психофизиологического состояния пострадавшего. Он может быть применим как минимум на стадии восстановления психофизиологического состояния по классификации Решетникова или в качестве профилактики для работников служб, напрямую контактирующих с экстремальными ситуациями, такими, как МЧС, пожарными и т.д.
точки зрения синергетического подхода мобилизированное состояние личности в экстренной ситуации можно рассматривать как самоорганизующуюся нелинейную систему. Относительно основных понятий синергетики личность в таких условиях является открытой, то есть, у личности присутствуют коммуникационные каналы с внешней средой, склонной к бифуркации (раздвоению ветви поведения в зависимости от изменений условий среды) и флуктуации (случайное отклонение от типичного поведения, сопровождающегося изменению состояния личности и образования новых (диссипативных) структур в ней). Такая личность может являться аттрактором по отношению к аттрактору, то есть, притягивает к себе экстремальное условие таким образом, чтобы найти выход из него, и это условие в свою очередь притягивает данную личность ввиду “заключения” ее в свои условия, требующие выхода или, в конечном счете, переводящие личность в список пострадавших или умерших. Трансактный анализ позволяет выработать максимально продуктивное отношение индивида к экстремальной ситуации, что в дальнейшем позволит ему быть более адаптированным к ней в случае контакта. Таким образом, синергетический подход и трансактный анализ позволяют развить человека как самоорганизовывающуюся нелинейную открытую систему.
Список литературы:
Решетников М.М. и др. Психофизиологические аспекты состояния пострадавших в очаге стихийного бедствия © Психологический журнал, М., 1989. Т. 10. No 4.
2 Беловешкин А.Б. Уровень дофамина: как вернуть себе настоящее удовольствие [Электронный ресурс]. URL: http://www.beloveshkin.com/2015/03/uroven-dofamina-kak-vernut-sebe-nastoyashhee-udovolstvie.html (дата обращения: 10.06.2016)
Шустов Д.И. Аутоагрессия и иллюзия бессмертия. "Когито-Центр". 2005
Эрик Берн. Люди, которые играют в игры. / пер. с англ. А. И. Федорова. 1972.
Малкина-Пых И. Техники транзактного анализа и психосинтеза. – Litres, 2015.
Куфтяк Е. В., Лебедев А. П., Реунова А. А. Психологические защитные механизмы и совладающее поведение как адаптационные ресурсы лиц с особыми потребностями //Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 3/Под ред. ВС Белгородского, ОВ Кащеева, ВВ Зотова. – 2016. – С. 210.
Фоминова А. Жизнестойкость личности. – Litres, 2016.
Котенёва А. В. Личностные уровни и система жизнеобеспечения личности в стрессовых ситуациях //Вестник Костромского государственного университета им. НА Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. – 2016. – Т. 22. – №. 1.
Калашникова М. М., Рысева Ю. В. Взаимосвязь психофизиологии и стресса //Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2016. – №. 4-4. – С. 60-63.
Штеренберг И. Психология энергии. – Litres, 2016.
Евтушенко Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – №. 1 (58).
Малинецкий Г. Г. Синергетика—от прошлого к будущему //Моделирование и анализ информационных систем. – 2015. – Т. 19. – №. 3. – С. 5-31.
Забегалина С. В., Белозерова Л. А. Представления о «Я-концепции» в психологии //Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. – 2015. – С. 424.
Директор В. Ф. Социальная психология. – 2015.
Zabegalina S. W., Belozerova L. A. Психологический стресс и эмоциональная напряженность как факторы дисфункциональных изменений личности //Практическая психология: актуальные вопросы и опыт исследований: сборник материалов международного научного е-симпозиума. Россия, г. Москва, 27-28 февраля 2015 г. – 2015. – С. 10.
Николаева Е. М. Социальная синергетика: учебное пособие. – 2014.