Как известно, профессиональное самоопределение – это определение личности себя относительно принятых в обществе критериев профессионализма [2].
У каждого человека свое представление о том, что именно подтверждает его профессионализм, для одного - это лишь сама принадлежность к его профессии, для другого этого недостаточно и он считает, что нужен определенный творческий вклад и обогащение своей личности средствами профессии.
Рыночная экономика вносит свои коррективы в профессиональную сферу. Помимо того, что с каждым днем появляется все больше новых профессий, вносятся изменения в традиционные представления, которые касаются престижности и значимости для социума определенных профессий. Идеальный образ профессии подменяется идеальным образом жизни, который присутствует в той или иной профессии. По сути, в профессиях теряется определенная ценность представлений и человек основывает свой выбор не на самой профессии, а на том образе жизни, которого он сможет добиться, выбирая данную профессию [4].
Как правило, профессиональное определение происходит каждым человеком самопроизвольно и основывается на мнении родителей, друзей или собственных увлечениях.
Несомненно, значительный вклад в профессиональном самоопределении людей вносит имидж, социальный статус и финансовая обеспеченность профессии.
На сегодняшний день, велик спрос на представителей таких профессий, как экономисты, юристы, управленцы и государственные служащие, тогда как профессии инженеров, учителей, врачей и полицейских потеряли внимание подрастающего поколения.
Надо отметить, что положительный профессиональный имидж сегодня – это некий инструмент общения, запрос, который актуален для общества и личности [8].
Любая профессия требует определенного набора способностей, качеств, характеристик, которые формируются в процессе деятельности, основываясь на врожденных психофизиологических задатках. Именно они обеспечивают успешность и продуктивность той или иной деятельности.
Профессиональный имидж считается понятием синтетическим, поэтому исследователи рассматривают его структурные элементы на нескольких уровнях, детерминирующихся выбором предмета, цели и особенностях исследования [7].
По мнению многих ученых, профессиональный имидж характеризуется тем, насколько он отвечает требованиям выполняемой работы и образу организации.
Как правило, профессиональный имидж человека наиболее часто рассматривают социологи, акцентируя свое внимание на статусном образе личности.
В каждой профессии есть некий «стандартный» имидж, который демонстрирует как в идеале должен выглядеть представитель данной профессии. У разных профессий существуют свои стереотипы восприятия и только специальные исследования выявляют имидж-стандарт определенной профессии.
Также распространено мнение, что имидж профессии должен формироваться непосредственно государством.
Для того, чтобы оценить профессиональный имидж, необходимо исследовать важные параметры, которые характеризуют саму деятельность (профессионально- важные качества или компетенции). То, насколько субъект способен использовать свой профессиональный имидж при работе, определяет успешность его профессиональной деятельности. Успех этой деятельности зависит от уровня его самооценки по профессиональным компетенциям – уровня индивидуального соответствия. Формирование имиджа является необходимым условием для того, чтобы войти в коллектив и реализовывать свой профессиональный рост [1].
Существует множество способов для совершенствования профессионального имиджа, однако главная задача - определение цели. Определившись с ней, возникает вопрос адекватности самооценки и анализа оценки, которую может дать социум.
Выбор метода для формирования имиджа носит индивидуальный характер и зависит от решения первых двух задач, а также от наличия ресурсов (временные, финансовые и так далее) [3].
Имидж полиции - это образ-представление общественного сознания, методом ассоциаций, наделяющие объект (полицию) дополнительными свойствами (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.), которые не всегда имеют место в реальной жизни, но обладают социальной значимостью для индивидов, воспринимающих такой образ и переносящих указанные свойства на сотрудников этой организации [5].
Имидж ограничивает рациональное познание полиции и в то же время внушающим воздействием создает специфическую социально-психологическую установку, способствуя или препятствуя функционированию правоохранительных органов [6].
Отношение общества к полиции не однотипно, в связи с чем формирование положительного имиджа является острой необходимостью. Цель данной статьи – определить актуальное состояние представлений о полиции среди молодежи.
Исследование было проведено среди 30 студентов. Среди испытуемых 15 мужчин и 15 женщин в возрасте 18-25 лет.
Исследование проводилось при помощи анкеты, размещенной в онлайн сервисе Google Форма в которой предлагалось оценить по 10-ти балльной шкале значимость показателей, которые характеризуют имидж полиции на данный момент.
Анализ результатов показал следующее:
Мнение респондентов о личностных качествах полицейских, в целом, однородное с низкими показателями гуманизма, профессионализма, культурного уровня (40%), средние показатели по показателям уровня трезвости, жестокости и привлекательности форменной одежде [40%). Высокие показатели присутствуют в характеристиках материального положения и физической подготовки (20%).
Мнение респондентов об имидже профессии полиции преимущественно основывалось на личном опыте (53%) и теле-, радиопередачах (40%).
Мнение респондентов в вопросе о том, что они обратились бы в случае опасности для жизни и здоровья в полицию (50%) показывает, что имидж полиции является преимущественно положительным, во вторую очередь испытуемые постараются сами обеспечить свою безопасность (24%), а лишь в третью обратятся к родным и близким (20%).
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что имидж профессии полицейского является неоднозначным и несмотря на больше негативное восприятие профессии, общество доверяет полиции и считает ее способной оказывать помощь населению.
В заключении следует отметить, что, опираясь на опыт отечественных и зарубежных исследователей, а также на результаты анкетирования, мы пришли к выводу — в настоящее время имидж полиции проходит этап профессионального становления и в России имеет ряд проблем:
Положительный имидж профессии в России не является сформированным;
Проблема доверия граждан полицейским как профессионалам способным оказать помощь своим клиентам на должном уровне и однозначно решить проблемы;
Существует негативная стереотипизация полицейских.
Подобные причины обесценивают статус полицейского и специалистов данной сферы. На данный момент имидж профессии остается на достаточно низком уровне.
Список литературы:
Гурчиани, К. С. Психологический анализ имиджа / К. С. Гурчиани // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». [Текст]– 2010. – № 1. – 64 с.
Павлова А.М. Психология труда, [Текст] А.М. Павлова. -Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 156 с.
Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. [Текст] /А.Ю. Панасюк – М.: Издательство "Омега-Л", 2008. - 339 с.
Семенова Л.М. Генезис и современное состояние проблемы формирования профессионального имиджа: Журнал Вестник Томского государственного университета №326. [Текст] Л.М. Семенова. - Томск, 2009. - 195 с.
Семик, А. А. Психологическая характеристика имиджа сотрудника органов внутренних дел [90-е годы ХХ века]: монография. - Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2001. - 192 с.
Смолева С. С. Диалог и взаимодействие с общественностью как основа имиджа органов внутренних дел // Власть, 2013. Том. 0. № 3. C. 31-34.
Черепанова В. Н. Курс лекций по имиджелогии [Текст] / В.Н. Черепанова: Учебное пособие. -Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. – 461 с.
Шурупова Р.В. Будущая профессия: социальный статус, имидж, финансовая сторона вопроса / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [Текст] / Р.В. Шурупова. - М, 2009. - 195 с.