ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ

Подчуфаров П.А. 1
1Уральский Федеральный Университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За последние годы вырос интерес к проблеме психической подготовки человека к деятельности в экстремальных условиях, соревновательная деятельность относится к экстремальным условиям. [3, 4, 7, 11, 12]

В спортивном туризме все больший размах получили соревнования, проводимые в закрытых помещениях на искусственном рельефе. В программу таких соревнований входят личная дистанция, а также дистанция – связка и группа. Личная дистанция является более концентрированной по физической, умственной, эмоциональной, психологической напряженности по сравнению с двумя другими дистанциями, и тем более по сравнению с дистанциями, проводимыми на естественном рельефе, что в свою очередь должно откладывать свой отпечаток на психологическую подготовку спортсменов.

Но все больше на турнирах регионального и российского уровня наблюдается картина, когда спортсмен, казалось бы, полностью готов и может смело претендовать на высокое место, в итоге оказывается во второй десятке в финишном протоколе. Или на отборочных этапах успешно выступает, а в финале ничего стоящего показать не может. Что-то помешало ему показать свой максимальный результат, максимально использовать свой потенциал. [1, 3, 11]

Одной из причин, на наш взгляд, является смутное представление или даже незнание тренеров и спортсменов о психологической подготовке спортсменов.

Спортивный туризм - это общенациональный вид спорта в России, отражающий национальные традиции России.

Соревнования являются основной формой развития спортивного туризма, повышающей массовость и управляемость движения и средством отработки туристских навыков походной жизни, в конечном итоге, обеспечивая безопасность туристско-спортивных мероприятий.

Впервые спортивный туризм был введен в Единую спортивную классификацию в 1949 году. Это повлекло за собой р3азвитие маршрутных и квалификационных (позднее маршрутно-квалификационных ) комиссий, разработку классификации туристских походов. Начиная с 1965 года разрядные требования включали присуждение разрядов и званий вплоть до звания Мастер спорта за совершение спортивных походов 5 категории сложности. (Постановление президиума центрального совета союза спортивных обществ и организаций СССР. Протокол "4 от 19 марта 1965 года.). [5]

Начиная с 1994г. в разрядные требования по спортивному туризму введено присуждение званий Мастер спорта международного класса за совершение спортивных походов 6 категории сложности, соответствующих мировым достижениям, а также включены соревнования по туристскому многоборью, которые ранее назывались соревнованиями по технике туризма. Эти соревнования получили развитие сначала на туристских слетах, где ставились дистанции по технике туризма. Их задачей была отработка техники преодоления препятствий, встречающихся на туристских маршрутах. Позднее стали проводиться специализированные соревнования по отдельным видам туризма. [13]

С 1994 года включены в разрядные требования присвоение разрядов и званий за участие в соревнованиях по технике туризма (туристское многоборье). [26]

На сегодняшний день туристско-спортивные соревнования проводящиеся с целью повышения технического и тактического мастерства участников, обеспечения безопасности спортивных туристских походов, выявления сильнейших команд и участников в данном виде спорта. [8, 9]

Основными задачами соревнований являются отработка и совершенствование технических и тактических приемов при преодолении реальных препятствий, характерных для спортивных походов (СП), моделирования экстремальных ситуаций, а также привлечения населения к организации активного отдыха в доступных географических районах страны. Соревнования заключаются в прохождении дистанции, содержащей естественные и искусственные препятствия, выполнении специальных заданий с использованием снаряжения, облегчающего и ускоряющего передвижение, обеспечивающего безопасность и выполнение технических и тактических задач [8, 9, 13]

В настоящее время спортивный туризм как достаточно молодой вид спорта, со своими национальными особенностями претерпевает некоторые изменения. Соревнования теперь разделяются по группам дисциплин на «маршруты» и «дистанция» в каждом виде туризма.

Соревнования в группе дисциплин «маршрут» заключаются в прохождении похода, определенной категории сложности, написании отчета по нему. В заочном соревновании группы занимают места согласно выставленным за отчет баллам. Соревнования в группе дисциплин «дистанция» проводятся очно, заключаются в преодолении определенной дистанции на время. К тому же зачет здесь может подводиться не только в командном, но и в личном первенстве, а также среди мужских и смешанных связок. [8, 9]

С недавнего времени широкое распространение получили соревнования по пешеходному туризму, проводимые на искусственном рельефе. Предпосылками к этому явилось желание спортсменов и тренеров не прерывать тренировочный процесс в зимний период. Как следствие, спортсмены перешли в закрытые помещения на искусственный рельеф, где создавали условия для отработки техники пешеходного туризма. Так постепенно зарождалась идея проведения соревнований на искусственном рельефе.

Психологической подготовкой спортсмена можно назвать организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям. [10].

Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям включает в себя мероприятия заблаговременные, проводимые систематически задолго до соревнований и обусловленными их общими закономерностями, и непосредственные, связанные с особенностями конкретных соревнований. [3, 10]

Экстремальное воздействие соревновательных условий вызывает у спортсмена состояние нервно-психического напряжения, которое они не испытывают или испытывают в существенно меньшей степени во время тренировочных занятий. Целью психологической подготовки спортсменов к конкретном соревнованию является формирование у них такого психического состояния, при котором они могут:

- в полной мере использовать свою функциональную и специальную подготовленность для реализации в соревновании максимально возможного результата;

-противостоять многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающем сбивающее влияние и вызывающим рассогласование функций, то есть проявлять высокую надежность соревновательной деятельности.[3, 10]

А.В. Родионов выделяет три основных вида психологической подготовки:

1) общая психологическая подготовка;

2) специальная психологическая подготовка к соревнованиям;

3) психологическая защита от негативных воздействий в ходе конкретного соревнования.

Г.Д. Горбунов предлагает выделять следующие виды психологической подготовки:

1) психологическая подготовка тренера;

2) психологическая подготовка спортсмена к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу;

3) общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

4) специальная психологическая подготовка спортсмена к конкретному соревнованию;

5) коррекция психических состояний с целью укрепления психологической защиты спортсмена на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.

Что касается спортивного туризма, то в литературе встречается формулировка морально-волевая подготовка. Эта подготовка нацелена в основном на поддержание определенного психологического климата туристской группы на маршруте, что обеспечивается индивидуальными волевыми и другими качествами туристов. Так же встречается психологическая подготовка в смежных видах спорта, таких как альпинизм, скалолазание, ориентирование. [2, 6, 13, 14]

«Туристов важно заранее приучать к трудностям, которые могут встретиться в походе (сложные метеорологические условия, естественные препятствия, тяжесть рюкзака), воспитывать способность быстро принимать решения в сложной обстановке, создавать психологическую устойчивость коллектива при неблагоприятных условиях». [2]

«Моральные свойства туриста - результат предшествующего воспитания(стихийного и целенаправленного), самовоспитания, жизненного опыта, в том числе и туристского. Практика, однако, показывает, что высокая туристская квалификация не является гарантией правильного поведения на маршруте. К сожалению, среди туристов встречаются такие, у которых по мере накопления опыта развивается переоценка собственных возможностей, легкомысленное отношение к опасности, пренебрежение дисциплиной».[6]

Но вид спорта развивается и помимо спортивных походов туристы еще соревнуются на дистанциях, которые являются более концентрированными по физической, умственной, эмоциональной, психологической напряженности. К тому же этот вид является очным противостоянием и плюс ко всему в закрытых помещениях вся дистанция обозревается от начала до конца, что оказывает определенное влияние на выступление спортсменов в отличие от соревнований, проводимых на естественном рельефе, когда спортсмены большую часть дистанции находятся вне досягаемости зрителей и болельщиков, а порой соревнуясь не столько с соперниками, сколько со временем.

К сожалению, в настоящий период в спортивном туризме, в частности в группе дисциплин «дистанции - пешеходные» не уделяют должного внимания психологической подготовке. Конечно, нельзя утверждать, что она совсем отсутствует в тренировочном процессе, скорее психологическая подготовка носит стихийный, ситуативный характер, не включающий многие компоненты.

Это и делает актуальным проведение научных исследований по тематике данной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев А. В. Себя преодолеть! / А. В. Алексеев. ­­­­­­­– Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Физкультура и спорт, 1992. – 192 с.

  2. Ганопольский В. И. Туризм и спортивное ориентирование : учебник для ин-тов и техникумов физической культуры / В. И. Ганопольский, Е. Я. Безносиков, В. Г. Булатов. – М. : Физическая культура и спорт, 1987. – 163 с.

  3. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. – 3-е изд., испр. – М. : Советский спорт, 2007. – 296 с.

  4. Гордон С. М., Психофизиологическая готовность к экстремальной деятельности и методы ее формирования / С. М. Гордон, А. Б. Ильин // Основы психофизиологии экстремальной деятельности : курс лекций под ред. Блеера А. Н. – М., 2006. – С. 304 – 326

  5. Кудинов Б. Ф. Из истории развития туризма / Б. Ф. Кудинов. – М. : 1986 – 64 с.

  6. Линчевский Э. Э. Типология и психология туризма : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032101 : рек. Умо по образованию в обл. физ. культуры и спорта / Э. Э. Линчевский, Ю. Н. Федотов. – М.: Советский спорт, 2008. – 271 с.

  7. Непопалов В. Н. Психофизиологическая подготовка к экстремальной деятельности / В. Н. Непопалов, А. В. Родионов, В. Ф. Сопов // Основы психофизиологии экстремальной деятельности : курс лекций под ред. Блеера А. Н. – М., 2006. – С. 304 – 326

  8. Правила по спортивному туризму : утв. Росспортом 28 марта 2008 г и соглас. МЧС России 21 марта 2008 г. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. // Туристско-спортивный союз России / Федерации спортивного туризма России. – Режим доступа : http://www.tssr.ru/. – Загл. с экрана.

  9. Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция – пешеходная» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. // Туристско-спортивный союз России / Федерации спортивного туризма России. – Режим доступа : http://www.tssr.ru/. – Загл. с экрана.

  10. Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта : учеб. для студентов вузов физкультурного профиля / А. В. Родионов. – М. : Акад. проект : Фонд «Мир», 2004. – 571 с.

  11. Сопов В.Ф. Психические состояния напряженной профессиональной деятельности : учебное пособие / В. Ф. Сопов. – М. : Академический Проект ; Трикста, 2005. – 128 с. – (Психологические технологии).

  12. Сушко Д. С. Метод оценки рискованности поведения спортсменов-экстремалов / Д. С. Сушко, Ю. В. Байковский // "Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех" : 12 междунар. науч. конгр., 26 –28 мая 2008 г. : материалы / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. – М., 2008. – Т. 1. – С. 332 – 333.

  13. Федотов Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм : учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования, осуществляющих образоват. деятельность по направлению 032100 / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков ; под ред. В. А. Таймазова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Сов. спорт, 2008. – 463 с.

  14. Ширинян А. А., Современная подготовка спортсмена – ориентировщика : учеб. – метод. пособие / А. А. Ширинян, А. В. Иванов. – 2-е изд. испр. – М. : Советский спорт, 2010. – 112 с.

Просмотров работы: 261