МИР ТЕАТРА И ФОЛЬКЛОР - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МИР ТЕАТРА И ФОЛЬКЛОР

Мяснянкина М.А. 1, Рябуха Л.Н. 1
1Губкинский филиал ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождения театра. Никто на всем свете не сказал, да и не скажет, на каком листке календаря следовало бы обозначить его первоначальную дату. Время существования театра измеряется небывалой по историческим масштабам мерой — временем существования самого рода человеческого.

День возникновения театра сокрыт за горной грядой давно ушедших веков и тысячелетий, в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохи истории человечества. Той эпохи, когда человек, впервые взявший в свои руки орудия первобытного труда, становился человеком. Приобщение к труду принесло ему поэтическое прозрение: человек стал обретать в себе поэта, эстетическую способность поэтического восприятия мира. В те далекие века у только что нарождавшейся поэзии не было могучих крыльев, ее еще не коснулось мощное дыхание вольного полета. До какого-то срока, до какой-то поры назначение ее сводилось только к подчиненному сопровождению обрядов и ритуалов, утверждавшихся в быту первобытной общины. А когда подошло уже время ее зрелости, самостоятельности поэтического существования, поэзия вырвалась на свободу, оборвав путы прежней нераздельности с бытом. И тогда-то наступило время сближения судьбы поэзии с судьбой театра.

В золотую пору детства человечества первые поэты земли — великие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид, как добрые гении поэзии склонились над колыбелью театра. Они вызвали его к жизни. И они обращали его к служению людям, к прославлению духовного могущества человека, его неукротимой силы, нравственной энергии героизма. За ними, могучими своими предшественниками, поднимался Еврипид — самый трагедийный поэт античного мира. Отрешаясь от заданности мифологических сюжетов, он выковывал реальные характеры людей, живущих накаленными страстями, накаленными чувствами, мыслями, переживаниями.

Эсхил, Софокл и Еврипид положили — по свидетельству истории — великое начало великому делу. Столетие за столетием — во все времена, во все эпохи, прожитые неисчислимыми человеческими поколениями, театр неизменно, неотрывно сопутствовал движению истории человечества. Театральное творчество, как известно, - творчество коллективное. В этом безусловная сила театра, источник его внутренней энергетики. Одновременно в этом и его слабость. Специалисты, например, утверждают, что в современном автомобиле более чем 10 тысяч разнообразных деталей. Достаточно одной детали в моторе сломаться - и автомобиль, даже если он и "Мерседес", будет стоять, не поедет. В театре таких "деталей" гораздо больше, а значит, и намного больше риска, что театр чаще может стоять на месте, стоять без движения, без всяких признаков жизни. Театр всегда жил, радовал зрителей своим неповторимым искусством, помогал утверждать идеалы добра и справедливости, давал надежду в самые тяжелые часы, которых, к сожалению, было слишком много в нашей истории.

«Детский» театр

“Детский” театр - сильно ли он отличается от “взрослого”, является ли театрализованная деятельность хорошо знакомой и понятной педагогам? Говоря о воспитании истинно творческой личности, нужно помнить, что театральное искусство - как любой творческий процесс - не терпит дублирования. И здесь встречается первая проблема. Основной прием, который используют педагоги в театрализованной деятельности, - показ собственный или ребенка, то есть чаще всего мы добиваемся от детей копирования собственной деятельности.

Любой театр включает в себя достаточно большое количество различных направлений деятельности: литературное (знание текстов, оборотов речи, их изложение); музыкальное (пропевание песен, музыкальное сопровождение); изобразительное (оформление театральных действ, подготовка декораций) и, конечно, игровое, где во всей неповторимости виден сам актер. К сожалению, на сегодняшний день большинство педагогов берут лидирующую роль на себя (выбор пьесы, подготовка костюмов, декораций и т.д.), оставляя ребенку роль послушного исполнителя, но не создателя.

На примере русской народной сказки «Горошина», я хотела бы показать, как можно использовать театрализацию для более доступного восприятия традиционного народного материала детьми. А так же и использовать такой материал в концертной программе.

Русская народная сказка

ГОРОШИНА

Жили-были старик со старухой. Да такие они были бедные, что не было у них и хлеба краюхи. А деда хочет блинков. А каких блинков? Муки то нет. Вспомнила старуха, что у неё горошек есть. Побежала, гороху набрала, я говорит, гороху наберу, сделаю муки и тебе блинков напеку. Собрала ребятишек, меленку достала. Стали все горошек молотить, да песню петь:

Станем-ка ребятушки,

Горошек молотить, да

Ты горох мой горох,

Зеленой молодый,

Со гороховиною, горох.

Станем-ка ребятушки,

Блиночки пекти, да

Ты горох мой, горох,

Зеленой молодый,

Со гороховиною, горох.

Малым то ребятушкам,

Со масылецем, да,

Ты горох мой, горох,

Зеленой молодый,

Со гороховиною, горох.

А одна то горошина по столу покатилась, упала на пол, по полу покатилась, в дырку провалилась, у подполье лежит. А ни кто и не заметил. Поют себе дальше:

Старым то старушкам,

Со сметанкою, да

Ты горох мой, горох,

Зеленой молодый,

Со гороховиною, горох.

А горошине надоело лежать, стала она расти. Росла, росла, до полу доросла. В дырку проросла, в избе растет. Ой, ребятишки дивуются:

- Дед, а дед, гляди, горошина в избе растет, да така сочная. Крупна горошина. Доросла горошина до потолоку.

- Деда, разбери потолоку, пущай горошина дале растет.

Деда разобрал потолоку. Ой, доросла, вытянулась до крыши.

- Деда разбери крышу. Деда говорит:

- Нет! Разбирать крышу не буду. То дож, то снег. Хлопот сколько.

А горошина, как до крыши до росла, да как зацвела, да стручки то понависли, да сочные, да сладкие. Ой, ребятишки подбежали, карманы подставили. Полны карманы, гороху то насыпалось.

- Ну-ка посмотрите в карманах, нет ли гороху то?

- Нет!

- Так вы, небось, неряхи, у вас карманы дырявые. Вам и сказки сказывать не буду, а лучше вам песню спою!

Ай, чу-чу , чу-чу , чу-чу ,Я горошек молочу На чужом точкуНа пригорочку .

Отскочило зерно

На Иваново село,

А Иван-господин

По базарчику ходил,

По базарчику ходил

Себе дудочку купил.

Утки в дудки,

Тараканы в барабаны,

Ехал Данилка,

На серой кобылки

Кобылка упала,

Кожа не пропала.

Вот из кожи сапожки,

Из копытца гребешки,

Из хвостика ниточки,

Поделали скрипочки

В скрипочки играли,

Ребят потешали!

- Вот и сказочки конец, а кто слушал - молодец!

Заключение

Театр — школа жизни. Так говорили о нем из века в век. Говорили всюду: в России, во Франции, Италии, Англии, Германии, Испании... Кафедрой добра называл театр Гоголь. Герцен признавал в нем высшую инстанцию для решения жизненных вопросов. Весь мир, всю вселенную со всем их разнообразием и великолепием видел в театре Белинский. Он видел в нем самовластного властелина чувств, способного потрясать все струны души, пробуждать сильное движение в умах и сердцах, освежать душу мощными впечатлениями. Он видел в театре какую-то непобедимую, фантастическую прелесть для общества. По мнению Вольтера, ничто не стягивает теснее узы дружбы, чем театр. Великий немецкий драматург Фридрих Шиллер утверждал, что «театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу» человека.

Список литературы

  1. Аникин В.П., Круглов Ю.Г.Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие. Л.: Изд-во ИСКУССТВО, 1983. 365 с.

  2. Некрылова А.Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л.: Изд-во ИСКУССТВО, 1988. 380 с.

Просмотров работы: 93