Товар – все, что может удовлетворять нужду или потребность потребителя и предлагается рынку с целью приобретения и использования.
Исследование выбранной темы помогает формировать комплекс задач и обосновывать стратегии и мероприятия маркетинга на каждом этапе жизненного цикла, а также определять уровень конкурентоспособности своего товара. Понимание значения товара в маркетинге является обязательной задачей предприятия в целях эффективной деятельности и продвижения товара на рынок.
Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей товара как элемента комплекса маркетинга.
Классификация товаров:
по экономической природе:
товарно-материальные ценности;
услуги;
прочие нематериальные ценности;
2) по характеристикам обмена:
экспорт;
импорт;
3) по времени использования:
кратковременного пользования;
долговременного пользования;
4) по типу спроса:
товары повседневного спроса – потребитель покупает часто, без раздумий, с минимальными усилиями на их сравнение и покупку;
товары предварительного выбора – потребитель в процессе выбора сравнивает по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления (мебель, одежда);
товары особого спроса – потребитель готов затратить особые дополнительные усилия для их приобретения (пример, автомобиль, предметы роскоши);
товары пассивного спроса – потребитель о них либо не знает, либо не задумывается о покупке (пример, страхование жизни, домашние охранные системы);
5) по назначению:
товары широкого потребления;
товары производственного назначения;
Товар имеет 2 типа характеристик:
основные характеристики – ключевые блага продукта, общие с такими же у конкурентов;
дополнительные характеристики – особенности и преимущества, уникальные для данного продукта.
Товар характеризуется жизненным циклом товара.
Жизненный цикл товара – время с момента появления товара на рынке до прекращения его реализации на данном рынке.
Товарная политика – долговременная ориентация предприятия по объему и сервису выпускаемых и реализуемых товаров.
Основные направления товарной политики:
формирование товарного ассортимента и управление им;
поддержание конкурентоспособности товара на требуемом уровне;
поиск рыночной ниши;
управление жизненным циклом товаров.
Основные цели товарной политики:
- обеспечение прибыли;
- увеличение товарооборота;
- увеличение доли рынка;
- снижение расходов на производство и маркетинг;
- повышение имиджа;
- рассеивание риска.
Ассортиментная политика – разработка комплекса мероприятий, способствующих воплощению традиционных или скрытых технических или материальных возможностей производства в изделии или услуге, которая обладает определенной потребительской ценностью, удовлетворяет нужды и потребности покупателей и приносит прибыль предприятию.
Основные принципы формирования товарного ассортимента:
Ориентация на материал или происхождение товаров.
Ориентация на определенный уровень цен.
Ориентация на круг проблем – нацеленность на удовлетворение определенного круга потребностей.
Ориентация на самообслуживание.
Таблица 1
Модель ассортиментного анализа (матрица БКГ – Бостон консалтинг групп)
Темп роста спроса |
Доля рынка |
|
Низкая |
Высокая |
|
Высокий |
Трудные дети |
Звезды |
Низкий |
Собаки |
Дойные коровы |
Цель использования модели: оценка существующего портфеля СХЕ в структуре двух показателей: темпов роста рынка (потенциала роста рынка) в целом и занимаемой компанией долей рынка. В модели выделяется четыре базовых положения:
собаки (левой нижнее положение) - это те группы товаров/услуг, которые имеют ограниченные объемы сбыта на зрелом или сокращающемся рынке;
трудный ребенок (левое верхнее положение) - группа товаров/услуг, которая характеризуется небольшим объемом сбыта на рынке с высокими темпами роста;
звезда (правое верхнее положение) - группа товаров/услуг, которая характеризуется высокой интенсивностью продаж на рынке с высоким темпом роста;
дойные коровы (правое нижнее положение) - группа товаров/услуг, которая характеризуется большой интенсивностью сбыта на рынке с низким темпом роста.
Основные направления ассортиментной политики:
Изменение существующего ассортимента:
обновление производимых товаров;
создание семейств товаров вокруг базовой модификации;
создание технологических пакетов вокруг существующих товаров;
изменение функциональных возможностей;
проникновение в чужие товары;
обеспечение совместимости товаров с другими;
Диверсификация направлений работы с продуктом:
инновации;
модификации;
снятие с производства.
Процесс разработки нового продукта включает следующие этапы:
Планирование нового продукта – исследуются возможности и риски, принимается решение о том, какой продукт наилучшим образом подходит для будущей стратегии развития фирмы.
Генерирование идеи.
Скрининг и оценка – проверка идеи на осуществимость и конкурентоспособность.
Техническая разработка – изучение технических аспектов продукта, разработка образца.
Рыночная оценка – исследование рынка с целью определения жизнеспособности продукта на нем.
Запуск.
Конкурентоспособность товара – комплекс потребительских и ценовых характеристики товара, определяющих его успех на рынке.
Основные способы обеспечения конкурентоспособности:
Повышение качества товара.
Качество товара – способность товара выполнять предназначенные функции
Существует 4 уровня качества (японская система):
соответствие стандарту;
соответствие использованию;
соответствие требованиям рынка;
соответствие латентным потребностям.
Стандартизация и сертификация товара.
Стандартизация – средство обеспечения совместимости, взаимозаменяемости, унификации, типизации, надежности, норм безопасности, экологических требований, единых характеристик и свойств продукции.
Сертификация – совокупность действий и процедур с целью подтверждения того (с помощью сертификата соответствия или знака соответствия), что продукция или услуга соответствуют определенным стандартам или техническим условиям.
Разработка товарной марки.
Товарная марка – обозначение для идентификации товаров одно продавца и дифференциации их от товаров и услуг конкурентов.
Товарная марка включает:
- марочное название – часть товарной марки, которую можно произнести;
- марочный знак – часть марки, которую можно осязать.
4) Разработка упаковки.
Для обеспечения конкурентоспособности товара необходимо использование маркетинговых стратегий на каждом этапе жизненного цикла товара.
Таблица 2
Маркетинговые стратегии на этапе внедрения.
Продвижение |
|||
Усиленное |
Умеренное |
||
Цена |
Высокая |
Стратегия быстрого снятия сливок |
Стратегия медленного снятия сливок |
Низкая |
Стратегия быстрого проникновения на рынок |
Стратегия медленного проникновения на рынок |
Маркетинговые стратегии на этапе роста:
улучшение качества товара;
разработка новых моделей и модификаций;
выход на новые сегменты рынка;
расширение действующих каналов сбыта;
снижение цен.
Возможно использование матрицы Ансоффа:
Таблица 3
Матрица Ансоффа
Существующий рынок |
Новый рынок |
|
Старый товар |
Более глубокое проникновение на рынок |
Расширение рынка |
Новый товар |
Развитие продукта |
Диверсификация |
Маркетинговые стратегии на этапе зрелости:
изменение товара;
изменение рынка;
обновление маркетингового комплекса.
Маркетинговые стратегии на этапе спада:
увеличение инвестиций;
сохранение определенного уровня вложений до прояснения ситуации в отрасли;
избирательное сокращение инвестиций;
отказ от инвестиций для пополнения средств;
отказ от производства и продаж.
Список литературы:
1. Алексунин В. А. Маркетинг : краткий курс : учебное пособие / В. А. Алексунин. - 3-е изд. - М. : Дашков и К., 2002. - 345 с.
2. Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник для ВУЗов / под ред. В.А. Алексунина. - изд. 3-е , перераб. и доп. - М. : Дашков и К., 2005. - 716 с.
3. Григорьев М.Н. Маркетинг : учеб. Пособие для вузов / М.Н. Григорьев. - М. : Гардарики, 2006. - 366 с.
4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Филип Котлер ; пер. с англ. ; под ред. Л. А. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. - СПб. : Питер, 2000. - 800 с.
5. Маркетинг : учебник / под ред. А. Н. Романова. - М. : “Банки и баржи” ЮНИТИ, 2002. - 589 с.
6. Маркетинг : учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р. Б. Ноздрева и [и др.]. - М. : Экономистъ, 2004. - 568 с.
7. Маслова Т.Д. Маркетинг : учебник для вузов / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. - 2-е изд., доп. - СПб : Питер, 2006. - 400 с.
8. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер: - М.: Вильямс, 2005. - 310 с.