Тонкие двигательные навыки чаще всего изучались как часть более общих функций с моторным навыком и в последнее время были в центре внимания ряда исследований [4-8].
Интересно исследование Emily J. Will – эксперта, специализирующегося на идентификации почерка, который проводит эксперимент, доказывающий, что программы для выполнения сложных движений, необходимых для создания письменного слова, сосредоточены в головном мозге, а не в мышцах. На чистом листе бумаги ставят подпись, потом делают то же самое, держа ручку или карандаш в сжатом кулаке, передвигая предплечье. Затем полностью сгибают руку и держат карандаш в локтевом сгибе. Хотя вторая и третья подписи отличаются от первой по размеру и скорости написания, можно заметить, что преобладает общий шаблон. Подобным образом можно написать свое имя в воздухе носом или ногой.
Это доказывает, что как только устанавливается основной шаблон, мышцы и нервы пальцев, плеча и руки в целом включаются в процесс письма. Они работают как серии рычагов и опорных точек, последовательно влияющих друг на друга. Сила и гибкость мышц, положение руки и общая поза также влияют на результат письма.
Одной из причин, по которым людям трудно повторять почерк других, является то, что для этого требуется понимание сути программы управления моторным навыком автора. Выполнение данной программы позволяет воспроизвести почерк другого человека.
Несмотря на то, что навык письма связан с устной речью и ее развитием, он имеет собственную психологическую, сенсомоторную базу, которая обеспечивает практическую реализацию всех его форм [2].
Письмо – очень сложная по организации и реализации деятельность. Как отмечает Сальникова Т.П., формирование графо-моторного навыка – процесс длительный, включающий 3 основных этапа:
– аналитический;
– синтетический;
– этап автоматизации [3].
Исследования показывают, что активное развитие графо-моторного навыка у ребенка приходится на возраст 6-7 лет. При обучении к 10 годам (третий класс) почерк становится автоматическим, организованным и доступным в качестве инструмента для коммуникации и развития интеллекта [7].
Учеными из Дублинского университета в 2016 г. было проведено исследование развития мелкой моторики учеников начальных школ при помощи теста, оценивающего двигательные навыки и умения (тест Брунинкс-Осерецкого). Установлено, что моторные навыки детей не прогрессируют соответственно нормам возрастного развития [6]. Снижение динамики развития, с течением времени, является сигналом для изменений компонентов в учебном процессе, поскольку уровень зрительно-моторных интеграций у детей старше 8 лет становятся стабильными, необходимо развивать как можно раньше [5].
Johann Issartel отмечает [6], что уровень физической активности детей и уровень развития зрительно-моторных навыков значительно снижаются, дети не развивают мелкую моторику, например, с помощью рисования, сбора мелких предметов. Это, по его словам, влияет на академические успехи и качество жизни ребенка. Поэтому важно думать над решением возникающей проблемы прежде, чем она будет иметь долгосрочные последствия.
Исследования, проводимые среди детей школьного возраста, университетом Квебека в Монреале в 2017 г. [4] доказывают, что моторные навыки, когнитивные способности и успеваемость положительно коррелированы друг с другом. Результаты подчеркивают фундаментальную важность зрительно-моторных навыков в академических достижениях детей в ранние школьные годы. Поэтому важно в этом периоде сосредоточить внимание на развитии специфических двигательных навыков (тонкой и грубой моторики) и зрительного восприятия. Также для подготовки детей к школе используют специальные упражнения и программы, укрепляющие перцептивно-моторное развитие и графо-моторные навыки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): уч. пособие / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
2 Китаева Н.Н. Особенности зрительно-моторных функций у младших школьников с оптической дисграфией / Н.Н. Китаева, М.Б. Андреева, А.С. Корюковец, В. С. Крутихина // Специальное образование. – 2015. – № 2. – С.170-174.
3 Лапшина Л.М. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью: методич. рекомендации / Л.М. Лапшина, В.А. Левченко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 50 с.
4 Cadoret G. The mediating role of cognitive ability on the relationship between motor proficiency and early academic achievement in children // Journal Human Movement Science. – 2017. – Vol. 57.- P. 149-157.
5 Gaul D., Issartel J. Getting into the Swing of things: An investigation into rhythmic unimanual coordination in typically developing children // Neuroscience Letters. – 2018. – Vol. 2.- P. 14-25.
6 Gaul D., Issartel J. Fine motor skill proficiency in typically developing children: On or off the maturation track // Journal Human Movement Science. – 2016. – Vol. 46.- P. 78-85.
7 Julius M., Children's ability to learn a motor skill is related to handwriting and reading proficiency // Learning and Individual Differences. – 2016. – Vol. 51.- P. 265-272.
8 Miller B. Writing development in Struggling Learners: Understanding the Needs of Writers Across the Lifecourse. – Boston: BRILL, 2017. – 221 p.
9 Spanaki E., Will Е. Graphomotor Skills of Greek Kindergarten and Elementary School Children: Effect of a Fine Motor Intervention Program // Comprehensive Psychology. – 2014. – Vol. 3. - P. 41-43.
1 Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 17-06-00967.
2 Научный руководитель: Соколова Л.В. – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии человека и биотехнических систем САФУ имени М.В. Ломоносова