ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НОВОМ ПРОЧТЕНИИ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НОВОМ ПРОЧТЕНИИ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Рябкина И.Н. 1
1Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета. Г.Старый Оскол, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Модернизационные процессы в системе дошкольного образования усилили задачи формирования личности ребенка-дошкольника в контексте сложных процессов современной социализации. Ведущий вид деятельности детей дошкольников-игра, таким образом, становится предметом особого интереса, так как составляет основное содержание жизни, тесно переплетается с трудом и учением [34].

Проблемой развития личности детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся детские психологи Д.Б. Эльконин [4;6;7;15;24], Л.И. Божович, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина. А.Н. Леонтьев отмечал, что важнейшим психологическим новообразованием, возникающим к концу возраста, является соподчинение мотивов. Л.И. Божович, развивая эту мысль А.Н. Леонтьева, подчеркивала, что у детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение [3;5; 10].

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Особое место занимают сюжетно-ролевые игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания всегда подлинны.

В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты формирования личности ребенка, отдельных ее сторон:

№п/п

Автор

Название исследования

Год написания

1.

Салчак Б. В.

Конструирование образовательной среды ДОУ как условие воспитания самосознания детей

2009г.

2.

Сидорова А. Н.

Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста

2009г.

3.

Сушенцева

Д. Б.

Воспитание у дошкольников качеств личности гуманистической направленности средствами музыкально-игровой деятельности

2006г.

4.

НгуенТхи Ким Ань

Воспитание творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

2004г.

5.

Царегородцева Е. А.

Оценочные высказывания педагогов как условие обеспечения личностного роста ребенка-дошкольника

2007г.

В настоящее время перед воспитателями возникает серьёзная проблема: у детей падает интерес к различным видам игр. Их место занимает телевидение, компьютерные игры, планшеты и другие технические изобретения. По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с детьми тёплые, душевные отношения, проявить интерес к их проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному развитию ребёнка.

ФГОС ДО определяет основное направление педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения - создание психолого-педагогических условий для позитивной социализации и индивидуализации воспитанников; формирование личности и индивидуальности ребенка, способной реализовать себя в социальном пространстве [15].

Анализ основных тенденций развития и формирования личности в дошкольном возрасте позволяет выделить ряд оснований, задающих стратегические направления в определении путей достижения нового качества современного дошкольного образования, создания перспективных парадигм и концепций его построения.

Новый этап развития мировой педагогической мысли изменил общий взгляд на образование в направлении его гуманизации, определяющей приоритет общечеловеческих ценностей, создания условий для свободного развития личности. Подверглись пересмотру отношения к ребенку как объекту педагогических воздействий, и за ним окончательно закрепился статус субъекта образования. Педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматривается как главная цель образования.

На передний план выступил принцип субъект-субъектных отношений, который предполагает, что только в условиях равноправного сотрудничества

и взаимодействия возможно эффективное формирование личности. Данная задача решается через накопление ребенком средств и способов взаимодействия с миром, благодаря чему расширяются его возможности активно и творчески участвовать в этом процессе осознавая собственный опыт и пользуясь им в различных видах деятельности.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности (социальных, культурных, гигиенических и др.), физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений [4].

Современная жизнь требует, чтобы образование в полной мере выполняло культуросозидательную функцию, а образовательная система создавала необходимые условия для формирования личности, ее готовности взаимодействовать с другими и миром в целом.

Таким образом, можно констатировать, что в научно-методической литературе и в практике работы нашла отражение проблема формирования личности ребенка дошкольника на основе игровой деятельности. Однако, несмотря на внимание исследователей к данной проблеме, инновационные подходы к ее реализации на практике продолжают оставаться недостаточно разработанными и обобщенными.

Список литературы:

  1. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Дошкольное воспитание: Традиции и современность.- М., 2002 - №4-53-56

  2. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у дошкольников. // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002-№4-51-57.

  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000-405.

  4. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 2012. – 184 с.

  5. Курочкина И.Н. Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса//Дошкольное воспитание.-2001.-№5-80-83.

  6. Артемьева Т.И. Развитие личности и ее способностей.-М.: АСТ, 2009.- [С. 106-123].

  7. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 3-е изд. – М. : Обруч, 2012

  8. Монахова, Д.Л. Мир игры и празднично – игровая культура детства [Текст] / Д.Л. Монахова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 161– 162.

  9. Эксакусто, Т. В. Тренинги и ролевые игры / Т.В. Эксакусто. - М.: Феникс, 2015. - 286 c.

  10. Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие общения детей старшего дошкольного возраста [Текст]: / автор. Е.В.Васильева. – РК Инта: МБДОУ «Детский сад №32 «Родничок», 2017 – с.

.

   
   
Просмотров работы: 86