МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кудинова М.М. 1, Сушкова Л.Н. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дополнительное образование – составная часть общего образования, позволяющая обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ [1, с.4]. Терминология «дополнительное образование детей» появилась в 90-х годах ХХ века с принятием Закона РФ «Об образовании».

Сама система дополнительного образования в России сформировалась из отечественных уникальных форм внеклассной работы, так называемого внешкольного воспитания, возникшего, в свою очередь, в конце XIX века, и реализующегося посредством мастерских, кружков, летних оздоровительных лагерей, дневных приютов для детей и пр. Реализовывали его единичные учреждения внешкольной работы, созданные прогрессивными русскими педагогами, для реализации определённых целей.

Так, например, основанное группой педагогов во главе с С.Т. Шацким в 1905 году в Москве культурно-просветительное общество «Сетлемент» (от английского слова settlement – комплекс, поселение) ставило своей целью работу с детьми и молодёжью из малообеспеченных слоёв населения, удовлетворение их культурных и художественных потребностей.

Под руководством С.Т. Шацкого также в 1909 году было создано общество «Детский труд и отдых», а уже в 1911 году в Калужской губернии создана первая детская летняя колония «Бодрая жизнь». В это же время организуются временные детские коллективы на летний период, летние палаточные лагеря.

В ноябре 1917 года решение о развитии внешкольного образования было принято на государственном уровне, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования, а в 1918 году создано первое внешкольное государственное учреждение «Станция юных любителей природы».

К 30-м годам ХХ века термин «внешкольное образование» был изменён на «внешкольное воспитание», а бурно развивающиеся учреждения формы внешкольного воспитания стали называться внешкольными учреждениями.

К концу ХХ века, с развитием системы внешкольной работы, подобная деятельность стала называться дополнительным образованием, призванным не только удовлетворить культурные потребности детей, но и обеспечить их полноценными навыками в определённых сферах деятельности с перспективой получения дальнейшего профессионального образования в выбранном направлении.

Сегодня решение вопросов художественно-эстетического воспитания и, соответственно, приобщения детей к культуре, следует рассматривать в числе приоритетных направлений культурной политики России. Рассматривая как часть внеклассного образования обучение детей музыке в челом и музыкальном у фольклору в частности, выявляется дополнительное образование, а также, приходящее ему на смену в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ) общеэстетическое образование и предпрофессиональное образование детей.

Содержание данного образования базируется на разнообразном спектре образовательных программ: программы раннего эстетического развития и общего художественного образования; программы повышенного уровня; программы допрофессиональной подготовки и др.

Значение детских музыкальных школ и школ искусств, реализующих сегодня дополнительное образование детей в системе художественного образования трудно переоценить, поскольку детские музыкальные школы и школы искусств являются базовой ступенью в получении предпрофессиональной подготовки детей, выполняют функции общего художественно-эстетического образования детей, обеспечивают раннее выявление одаренных.

В современных условиях развития общества, когда всё чаще звучит идея о возрождении традиционной культуры, важнейшей задачей является поиск наиболее эффективных воспитательных воздействий на детей в процессе работы педагогов, родителей и общества в целостном педагогическом процессе.

Применение возможностей и опыта традиционной культуры в системе образования, становления и развития личности в направлении духовно-нравственного и национального самоопределения, и, как следствие – полноценного существования – одна из важнейших задач современной системы образования в целом.

Элементы традиционной культуры, включающиеся в деятельность музыкальных школ и школ искусств не только дают ребёнку навыки фольклорного и народно-певческого исполнительства, но и создают особую психологическую ауру, позволяющую ребёнку самовыразиться и самоутвердиться. Это происходит в процессе усвоения образцов музыкального искусства, постижении традиционных моделей поведения, когда растущий человек открыт к восприятию социальных образцов, а народные традиции выступают реальным, апробированным регулятором развития самосознания и поведения, и наиболее естественно это происходит в детском возрасте.

Таким образом, с погружением ребенка в стихию народных традиций в условиях детского дополнительного образования, закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Логика развития сознания и психики ребенка и логика исторического развития народа сходны в целом ряде общих признаков. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером. Всё это делает естественным воспроизведение в детской среде особенностей культуры прошлого.

Литература

  1. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. – Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2002

Просмотров работы: 53