Учреждения дополнительного образования осуществляют свою деятельность по различным направлениям: творческие кружки, ИЗО, пение, а также спортивные направления по видам спорта. В последние годы наблюдается повышенный интерес выпускников педагогических и физкультурных вузов к деятельности педагога дополнительного образования.
Благодаря заинтересованности педагога, уровень преподавания растет и в результате воспитанники достигают хороших результатов не только в районных, но и в городских и областных соревнованиях и фестивалях.
Объектом педагогического исследования является учебно-тренировочный процесс по фитнес-аэробике с детьми 7-10 лет в условиях учреждения дополнительного образования. Предмет исследования – начальная подготовка юных спортсменов в фитнес-аэробике. Базой для исследования явилось МБУ ДО ДЮЦ КМЖ «Льдинка» г. Екатеринбурга. Педагогическое исследование проводилось с сентября 2017 года по февраль 2018г.
На начальном этапе деятельности в качестве педагога передо мной стояли следующие задачи:
џ разработка учебной программы по фитнес-аэробике (общая оздоровительная группа, спортивная группа);
џ формирование учебных групп (3 группы по 15 человек - занятия в данных группах имели оздоровительный характер);
џ комплектование команды из числа способных детей для участия в спортивных соревнованиях по фитнес-аэробике. Занятия были нацелены на достижение высоких спортивных результатов.
Важным моментом в процессе формирования учебных групп является заинтересованность детей заниматься данным спортивным направлением. С этой целью мною были проведены занятия теоретического раздела, на которых дети познакомились с таким видом спорта – как фитнес-аэробика, были продемонстрированы видеозаписи.
Процесс формирования учебных групп проходил в течение одного месяца. В этот период занятия проводились 3 раза в неделю по 1,5 часа с использованием общеразвивающих упражнений, подвижных игр, а также включение базовых упражнений фитнес-аэробики. Данный период позволил детям раскрыть свои способности.
В процессе комплектования команды для участия в спортивных соревнованиях учитывались следующие позиции: регулярное посещение занятий, интерес и активность на занятиях, хорошие результаты выполнения контрольных упражнений (тестов). Помимо тестов общей направленности (прыжок в длину с места, сгибание рук в упоре лежа, подъем туловища из положения лежа на спине за 30 с), были включены упражнения, отражающие специфику вида спорта фитнес-аэробика (прыжки на двух ногах вверх с подтягиванием коленей к груди за 10 сек, шпагаты, стоя на скамье наклон вперед).
Согласно разработанной учебной программы, начальная подготовка юных спортсменов включала следующие разделы: теоретический, практический и контрольный (рисунок 1).
Рис.1 Начальная подготовка юных спортсменов по фитнес-аэробике
Результатом эффективности учебно-тренировочного процесса являются контрольные мероприятия. В нашем случае результатом работы за полугодие - участие девочек (наиболее способных) в соревнованиях Чемпионата города по фитнес-аэробике (январь 2017г., - 3 место). Кроме того через 6 месяцев после начала занятий в группе было проведено контрольное тестирование по ОФП и СФП (таблица 1).
Таблица 1
Контрольное тестирование ОФП и СФП
Тест |
Средний показатель результата |
|
сентябрь 2017 г. |
февраль 2018 г. |
|
Отжимания (кол-во раз) |
16 |
22 |
Подъем туловища из положения лежа на спине (за 30 сек) |
21 |
20 |
Наклон вперед, стоя скамье (см) |
11 |
13,8 |
Прыжок в длину с места (см) |
124,6 |
137,8 |
Прыжки на 2 вверх колени к груди (10 сек) |
20 |
21 |
Шпагаты (оценка) |
4,7 |
4,7 |
В заключении можно отметить, что разработанная программа начальной подготовки юных спортсменов в фитнес-аэробике достаточно полно охватывает все разделы работы. Однако отдельные позиции требуют корректировки. При этом динамика результатов тестирования по ОФП и СФП показала о необходимости корректировки содержания занятий, предполагающей обратить внимание на развитие мышц брюшного пресса и скоростно-силовых качеств. Анализируя выступления девочек в соревнованиях, сделан вывод о необходимости включения в занятия упражнений, связанных с совместной (синхронной) работой в команде, с целью развития ориентировки в пространстве.
Также необходимо отметить, что выступление девочек на соревнованиях оказалось важным мотивационным фактором к более серьезному отношению к тренировкам и желанием показывать хороший результат. А это говорит о том, в учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва страны.
Литература:
1. Кучма, В.Р. Поведение детей, опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни [Текст] / В. Р. Кучма, С. Б. Соколова. — М.: НИИ Гигиены и охраны здоровья, 2014. — 144 с.
2. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 класс / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2010. – 56 с.
3. http://www.fitness-aerobics.ru/files/2018/PravilaFitnesAerobika2_290118_Minsport.docx