Рассматривая инновационные процессы в системе образования, следует отметить, что современные трактовки понятия "инновации в образовании" чаще связывают с разработкой и внедрением новых средств, методов и технологий воспитания и обучения. По мнению ряда исследователей инновационная деятельность – это особый вид педагогической деятельности. Жизнь современного дошкольного учреждения немыслима без серьезной опоры на научные достижения в области педагогики, без внедрения новых технологий, ведения экспериментальной деятельности. Это обуславливается тем, что, независимо от вида образовательного учреждения, деятельность педагогического коллектива всегда направлена на поиск качества образования процесс. [Кудина 2017: 131].
Анализ существующей теории и практики дошкольного образования свидетельствует об активном распространении инновационных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса. Нельзя не согласиться с мнением Е.М. Сафроновой, что для педагога, компетентного в области воспитательной работы, воспитание не является обязанностью, а выступает в качестве ступени личностно-профессиональной самореализации. Важным условием повышения компетентности педагога в воспитании дошкольников выступает способность выбирать и задействовать наиболее эффективные методы и приемы, соответствующие задачам и возрасту детей.
Современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении нельзя представить без поиска новых, интересных и эффективных технологий, предназначенных содействовать развитию познавательных и творческих способностей дошкольников. Данным требованиям соответствует, прежде всего, исследовательская и экспериментальная деятельность. Связано это с тем, что дети по своей природе стремятся активно изучать окружающий мир, познавать его во всех отношениях и разных взаимосвязях. Детское экспериментирование – особое средство практического познания действительности, которое нацелено на деятельность в таких условиях, в которых предметы и объекты наиболее ярко демонстрируют собственную суть, незаметную в обычных ситуациях. Необходимость использования исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности на дошкольной ступени связана с ее значением в развитии ребят-дошкольников и также определена требованиями ФГОС ДО в разделе требований к старшему дошкольнику и описания сформированных интегративных качеств (интересуется новым, задает вопросы, любит экспериментировать и т.д.) процесс [3].
По мнению Л. С. Выготского экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста выступает как инновационная технология развивающего (личностно-деятельностного) обучения, имеющая своей целью развитие и совершенствование самостоятельных исследовательских навыков, способствующая формированию креативности и логического мышления, аккумулирующая знания, усвоенные в процессе образовательно-воспитательного процесса и приобщающая к актуальным, жизненно важным, событиям и явлениям. Образовательный процесс при этом выстраивается как самостоятельный поиск дошкольниками нового знания. Наш анализ практики работы педагогов –воспитателей по организации исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности показывает, что в ходе данных видов деятельности со старшими дошкольниками в группе реализуются условия, при которых ребята самостоятельно и с желанием, заинтересованностью усваивают необходимые знания из разных источников; тренируются в применении этих знаний для решения познавательных и практических задач. В течение года с дошкольниками проводится самая разнообразная опытно-исследовательская работы. При планировании соблюдаются правила: материал должен быть интересен дошкольнику, достижение цели должно быть реальным (не ставим невыполнимых и долгосрочных задач), тематика выбирается с учетом того чтобы развивать какие-то стороны личности и интеллекта ребенка. Так же со старшими дошкольниками проводятся опыты, связанные с получением представлений о разных материалах, о мире растений, об объектах неживой природы. Такие опыты в целом, довольно просты; в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В процессе изучения практики исследованы методы положительной мотивации деятельности дошкольников. Педагоги-воспитатели используют разные способы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный момент (почему так?); ситуация выбора.
Мы пришли к выводу, что в дошкольном учреждении исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность используется: в ходе реализацииорганизованной образовательнойдеятельности (образовательная область «Познание»), а также совместной деятельности детей, взрослого и детей, в ходе свободной самостоятельной деятельности. При этом опытно-экспериментальная деятельность в нашем понимании интегрируется с другими видами детской деятельности. Так, например, существуют двусторонние связи с трудом, коммуникацией, чтением художественной литературы познанием и т.д.
Педагогами-воспитателями широко применяются и традиционные методы воспитательно-образовательной работы (наблюдения, беседы, ознакомление с литературой, дидактические игры), но этим педагогический потенциал не исчерпывается. Используется ряд продуктивных методов: элементы ТРИЗ (например, эффективным оказывается прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды; метод игрового проблемного обучения – проигрываем на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемные ситуации, которые стимулируют познавательную активность дошколят; приемы мнемотехники; широко используем мнемотаблицы, схемы, коллажи и т.д. В работы со старшими дошкольниками актуально и уместно применяются компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников процесс [Атемаскина 2011: 111].
Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны, красочны, позволяют лучше проиллюстрировать материал и запомнить его. Некоторые занятия, игры, опыты сопровождаются продуманными презентациями. Современные научные достижения позволяют использовать их при ознакомлении с природными явлениями, при чтении литературы, при рассказе о жизни растений и животных, при демонстрации отдельных процессов окружающего мира. С интересом воспринимаются старшими дошкольниками небольшие видеосюжеты, обучающие анимационные фильмы, развивающие задания.
Таким образом, наше исследование теории и практики инновационной работы в системе дошкольного образования, позволяет констатировать, что современные педагоги призваны с особым вниманием относиться к новым педагогическим веяниям, изучать закономерности воспитательно-образовательного процесса, выявлять эффективность инновационных технологий обучения. Использование инноваций способствует как повышению эффективности работы с дошкольниками, так и стимулирует профессиональный и личностный рост педагога.
Список литературы
Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. — М.: Детство-Пресс, 2011. — 112 с.
Кудина, Я. В. Инновационные технологии, применяемые в ДОУ / Я. В. Кудина // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — с. 131–134.
Мазурчук, Н. И. Инновационные образовательные теории и технологии / Н. И. Мазурчук // УрГПУ. — Екатеринбург, 2008. — 165 с.
Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. — М.: Академия, 2012.
Назарова, Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т. С. Назарова // Педагогика. — 2007. — № 3.