Интеллект рассматривается как возможность приспособления к новым обстоятельствам жизни. Чем быстрее и эффективнее изменяются стратегии поведения человека при смене условий, тем выше его интеллектуальные способности. В свою очередь, они обеспечиваются функционированием мозга. Ребенок рождается с окончательным (равным сотни миллиардов) количеством нервных клеток. Особенность функционирования их заключается в том, что они живут до тех пор, пока работают. Работа же нейрона обусловлена формированием множественных (более тысячи) связей с другими нейронами. Если нейрон образует достаточное количество связей, то он сможет генерировать потенциал действия, и тем самым участвовать в общей активности мозга. Если ему не удастся образовать нужное количество связей, то он уничтожается.
Огромное количество нейронов гибнет у ребенка сразу же после рождения, когда появляется поток новых стимулов, и нейроны конкурируют друг с другом за участие в их обработке. Однако недостаточная стимуляция ребенка извне может привести к еще большей гибели нейронов вследствие «сенсорного голода», возникающего у них при отсутствии внешних воздействий.
Известно существенное отставание в развитии детей, воспитывающихся в условиях Домов ребенка, где им уделяется существенно меньше внимания, чем дома. Наиболее поразительные результаты были получены Х.М. Скилс [4]. Он работал в сиротском пансионате для умственно отсталых детей в штате Айова (США). В нем дети, считавшиеся умственно отсталыми, сутками лежали в одиночестве в кроватках, поскольку не хватало воспитателей. Он забрал 13 детей из этого пансионата и отдал их умственно отсталым женщинам из другого пансионата, полагая, что эти дети хотя бы получат ласку. Очень скоро, живя со своими приемными мамами, эти дети начали говорить, а интеллект их достиг нормы. Через 40 лет выяснилось, что 4 из них получили высшее образование, многие сформировали семьи и родили детей, но все смогли самостоятельно жить в обществе. Оставшиеся в пансионате 12 детей, так и остались умственно отсталыми и продолжали жить на попечении государства.
В раннем возрасте развитие возможности адаптироваться определяется насыщенностью среды, окружающей ребенка, многообразными стимулами. Под их воздействием уже сформированные у ребенка органы чувств начинают получать информацию и передавать ее в нервную систему, которая обучается их анализировать и использовать для освоения мира и адекватного реагирования. В первые месяцы жизни мозг ребенка еще имеет достаточно слабую внутреннюю жизнь, поэтому активируется, в основном, за счет событий извне. Именно поэтому в это время физические движения, дополнительно активирующие мозг, способствуют развитию интеллекта. С этой точки зрения плотное пеленание, не позволяющее ребенку проявить самостоятельную активность, тормозит его развитие, а массаж, раннее плавание, физические упражнения, доступные возрастным возможностям, способствуют ускоренному развитию интеллекта. Обратная стимуляция, идущая от мышц в мозг, повышает уровень его активности, способствует сохранению нейронов, еще не участвующих в формировании связей, улучшает условия работы органов чувств.
Однако активировать собственные возможности ребенка в движении можно не только после рождения. Ребенок подвижен и в утробе матери. Чем больше двигательная активность матери, тем меньше кислорода достается ее ребенку, тем больше приходится ему двигаться, чтобы увеличить приток крови с кислородом. Точно также существует зависимость между временем питания матери и двигательной активностью ребенка. Сразу же после еды, ребенок шевелится слабо. Однако, чем дольше не ела мать, тем сильнее начинает «брыкаться» ребенок. Его двигательная активность укрепляет мышцы сердца, легких, лог и рук. Одновременно активируются нейроны мозга, которые в это время имеют лишь ограниченную возможность для стимуляции. Именно поэтому адекватная двигательная активность матери во время беременности также способствует росту интеллекта ребенка после рождения. Это особенно отмечали Б. Никитин и Л. Никитина (1989), воспитавшие большое количество здоровых и умных детей.
Раннее плавание (чаще всего начинающееся с 3-х недельного возраста) особенно эффективно для развития интеллекта. Вода, в отличие от воздушной среды, требует от ребенка большего напряжения мышц, с одной стороны, и предоставляет более широкие возможности для движения, с другой. Если ребенку фиксировать только головку, предоставив другим частям тела полную свободу, то весьма скоро хаотичные подергивания конечностей превратятся в скоординированные действия многих мышц. Эти движения не только подготовят ребенка к более успешным движениям в обычной среде, но и будут стимулировать его умение ориентироваться, владеть своим телом, осуществлять направленные поведенческие акты. Ребенок, собственные мышцы которого еще слишком слабы, чтобы позволить ему двигаться в воздушной среде, в воде может бесстрашно овладевать миром, познавать его. Параллельно с мышцами ног и рук, происходит укрепление мышц сердца, брюшной полости, эффективнее работают внутренние органы и, конечно же, мозг.
Если в начале 20 века средний ребенок начинал ходить в возрасте полутора лет, то к середине 20 столетия большая часть детей делала первый шаг уже в год. В начале третьего тысячелетия растет количество детей, которые отправляются в самостоятельное перемещение на двух ногах в 9-10 месяцев. Это следствие физических занятий, которые проводили с детьми их родители.
С точки зрения Г. Домана (Г. Доман, Д. Доман, 1995), в наибольшей мере ребенок бездельничает до года, поскольку отсутствие самостоятельной двигательной активности препятствует увеличению сферы его познавательных интересов, тогда как мозг готов восприятию многих-аспектов внешнего мира.
Чем старше становится ребенок, тем больше крепнут его мышцы. Физическое здоровье обеспечивает отсутствие сезонных заболеваний у ребенка, а значит, увеличивает время для познания.
Однако с возрастом физическая активность уже меньше отражается на интеллектуальных способностях ребенка, а большее значение приобретает общение с взрослыми. Согласно типичному объяснению, интеллект напрямую зависит от времени, которое ребенок проводит с взрослым. Кроме того, в среднем, чем больше детей в семье, тем меньше и сами взрослые посвящают себя интеллектуальным занятиям, поскольку вынуждены больше времени тратить на уход за большим семейством.
Однако все это относится к тем случаям, когда развитие ребенка происходит в рамках нормы. В настоящее время растет число детей, которые уже в роддоме получают тот или иной диагноз (по некоторым оценкам таких детей от 92 до 96%), среди них велик процент (до 70%) с особенностями развития нервной системы. Очень часто для них предлагается особый режим родительского ухода, при котором физические воздействия должны быть минимальными. Однако психофизиологические данные свидетельствуют о том, что дозированные и постоянно нарастающие физические нагрузки могут способствовать не только укреплению общего здоровья и устойчивости организма, но и повышению интеллектуального развития.
Более того, чем раньше будет проводиться такая работа, тем более высоких результатов можно будет добиться в развитии познавательной сферы ребенка. Отличием занятий с ребенком, имеющим проблемы в развитии, от здорового ребенка, может быть лишь более осторожное введение нарастающих нагрузок и более тщательный контроль за результатами.
Работа с такими детьми может начинаться с активации ослабленных или отсутствующих рефлексов с помощью многократных (при каждом бодрствовании ребенка) массажей. Затем эти рефлексы тренируются и связываются с теми или иными словесными командами. Например, хватательный рефлекс, который существует лишь первые полтора месяца, можно использовать для укрепления не только мышц рук, но и спинки, шейных мышц, которые держат головку.
Сочетание рефлекторных действий со словесными командами улучшает память ребенка и способствует формированию внимания.
Ежедневное наращивание физических упражнений будет способствовать как оздоровлению ребенка, так и росту его интеллекта.
Однако совсем иное значение будут иметь систематические занятия спортом, отличающиеся от обычной физической подготовки целенаправленностью и необходимостью достичь всё больших и больших результатов.
Особенностью ребенка с проблемами в развитии является чрезмерная уязвимость к стрессогенным условиям. Именно поэтому занятия спортом с такими детьми должны отличаться от соответствующих занятий со здоровыми детьми. Отличия связаны с тем, что цель занятий будет не в достижении результатов, полученных кем-то, и превышении их. Цель занятий спортом людей с проблемами развития связана с превышением своих собственных вчерашних результатов и соревнования с самим собой. Именно поэтому для них наиболее комфортными будут некомандные виды спорта, когда возможно создание условий борьбы не с другим спортсменом, а с самим собой.
При вовлечении людей с проблемами в развитии в командные виды спорта можно изменить правила, когда другая команда рассматривается не как соперник, а как помощник в выполнении больших достижений.
При выполнении этих условий занятия спортом помогут не только повысить показатели здоровья, но и научить качественной деятельности, укрепить волевую сферу, улучшить взаимодействие с другими людьми. Все вместе это соответствует повышению адаптивных возможностей человека, а, следовательно, развитию интеллекта.
Спортивные движения, физические напряжения вызывают изменения в электрической активности мозга, что, несомненно, сказывается и на способности детей к двигательной активности. Сила нервных процессов может развиваться в результате систематической, плановой, правильной воспитательной работы. Чем чаще перед спортсменом будут возникать трудности, вначале легко преодолимые, а затем все белее трудно преодолеваемые, тем успешнее будет совершаться процесс воспитания силы его нервной системы [4].
Изменения в ЦНС под влиянием физического напряжения можно оценить по таким показателям, как время двигательной реакции и физиологический тремор. Тремор различных частей тела, и в частности, тремор кисти имеет большое значение при выполнении различных упражнений. Эти упражнения во вспомогательной школе проводятся при выполнении балансировки с предметами, при разучивании точных передач во время игры в волейбол, баскетбол. Наибольшая разница в величине времени реакции у нормально развитых детей и умственно отсталых детей выявлена на тепловой раздражитель, а наименьшая – на звуковой раздражитель [4]. Известно, что у детей-олигофренов отмечается слабость процессов внутреннего торможения, которая проявляется всякий раз, когда требуется произвести точное движение. Быстрота реагирования имеет большое значение во многих видах спорта и различных упражнениях на уроках физкультуры.
Во время выполнения спортивных упражнений, тренировок происходит сложная нервно-мышечная координация, являющаяся важной предпосылкой достижений детей-олигофренов в области труда, спорта, формировании осанки, работы кисти руки при письме. При проведении таких занятий особенно необходим соревновательный элемент, так как эмоциональное возбуждение влияет на активизацию и повышение объема физических сил и возможностей учащихся вспомогательных школ, тонизирует деятельность всей нервной системы и способствует приливу большого количества импульсов не только к скелетной мускулатуре, но и к различным органам и системам организма [4].
Таким образом, в результате анализа научно-методической литературы можно сделать следующие заключения:
физическое воспитание занимает особое положение в системе работы вспомогательной школы, т.к. физическое состояние и двигательные возможности умственно отсталого ребенка во многом определяют его общую дееспособность в обучении и в труде, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития;
для решения многих задач физического воспитания во вспомогательной школе нужно знать, каков характер эволюции двигательного анализатора умственно отсталых детей;
занятия спортом повышают адаптивные возможности человека, а, следовательно, развивают интеллект.
Белопольская Н.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии. Практикум по патопсихологии. - М., 1987.
Белопольская Н.Л. Психологическое исследование половозрастной идентификации у детей со снижением интеллекта // Дефектология. 1992. № 1. С. 5-11.
Замбацявичене 3.Ф. К разработке, стандартизированной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей //Дефектология. 1984. № 1. С. 28-33.
Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. - М.: Учебная литература, 1997.