ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ) - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие и поддержка предпринимательства как одного из важнейших секторов экономики являются одной из приоритетных задач в рамках проблемы экономического развития Приморского края. Исследователи отмечают ряд социальных и психологических причин, затрудняющих развитие российского предпринимательства. Так, выделяют неоднозначное представление об образе предпринимателя в различных слоях общества, неприятие ценностей предпринимательства, психологическую неподготовленность большей части населения к предпринимательской деятельности [1, 2].

Как особая социально-экономическая деятельность предпринимательство требует обладания определенными личностными качествами. Личностный потенциал человека опосредуется ценностями и смыслами (Д.А. Леонтьев), мотивационно-смысловыми образованиями (О.В. Бубновская). Ценностные ориентации являются одной из важнейших социально-психологических характеристик личности предпринимателя. Сформированная, осознанная система ценностей определяет гармоничность мотивационно-личностной сферы [3], вектор развития профессиональной деятельности, способствует развитию успешной, зрелой личности, влияет на экономическую эффективность.

Для каждой профессиональной группы характерна своя система ценностей, опосредованная определенными профессиональными требованиями.

Поступательная динамика развития женского предпринимательства обуславливает актуальность социально-психологических гендерных исследований. При этом исследования, по большей части, фокусируются на изучении одной гендерной группы, тогда как работ, посвященных сравнительному анализу психологических особенностей личности женщин и мужчин предпринимателей, недостаточно.

Исследование предпринимателей Приморского края позволит описать ценностные ориентации субъектов предпринимательской деятельности данного региона, рассмотреть, как структура ценностных ориентаций личности типичного предпринимателя Приморского края соотносится с его предпринимательской деятельностью.

Наглядная информация о специфике ценностных ориентаций приморских предпринимателей может быть использована в качестве одного из структурных блоков при создании социально-психологического портрета типичного приморского предпринимателя.

Целью исследования является изучение гендерных особенностей ценностных ориентаций предпринимателей Приморского края.

В рамках данного исследования мы будем проверять следующую гипотезу: в структурах ценностных ориентаций женщин и мужчин предпринимателей существуют определенные различия.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой предусматривается решение следующих задач:

  1. Провести теоретический анализ проблемы изучения ценностных ориентаций в психологической литературе.

  2. Рассмотреть ценностные ориентации в контексте предпринимательской деятельности.

  3. Изучить приморских предпринимателей как объект эмпирического исследования.

  4. Разработать методический комплекс для изучения ценностных ориентаций приморских предпринимателей.

  5. Эмпирически исследовать ценностные ориентации приморских предпринимателей, провести сравнительный анализ результатов.

Для исследования особенностей ценностных ориентаций мужчин и женщин предпринимателей Приморского края были отобраны следующие методики: методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) [4]; «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО, Д.А.Леонтьев) [5]; «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина) [6]; «Опросник половых ролей» (С.Бем) [7].

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) позволяет изучить особенности целостной иерархии ценностей-целей и ценностей-средств, «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО, Д.А. Леонтьев) – исследовать общий показатель осмысленности жизни, три конкретных смысложизненных ориентации и два аспекта локуса контроля, «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина) – выявить степень выраженности процессуальной-результативной направленности и ориентаций на альтруизм-эгоизм, свободу-власть и труд-деньги, «Опросник половых ролей» (С. Бем) – исследовать ориентации личности на гендерные роли, выявлять степень выраженности маскулинных и фемининных характеристик, определять тип личности: маскулинный, фемининный, андрогинный.

Исходя из выдвинутой гипотезы, данные методики позволяют провести анализ различий ценностных ориентаций мужчин и женщин предпринимателей по следующим параметрам: целостной иерархии ценностей-целей и ценностей средств; общему показателю осмысленности жизни, трем смысложизненным ориентациям (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией), двум аспектам локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь); степени выраженности процессуальной-результативной направленности и ориентаций на альтруизм-эгоизм, свободу-власть и труд-деньги.

Литература

  1. Личность предпринимателя: учеб. пособие / Третьяк Г.Е., Гуремина Н.В., Цыпленкова М.В., Султанова А.А., Лаптенок А.В. М.: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2014. - 120 с.

  2. Васянин М.С. Ценности и ценностные ориентации предпринимателей в современном российском обществе: автореферат дис. канд. соц. наук. - Пенза, 2013. - 22 с.

  3. Бубновская О.В., Добрынина М.С. Психологические особенности мотивационно-личностной сферы и карьерных ориентаций студенчества // Казанская наука. 2011. № 3. С. 177-180.

  4. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации / М., 1992,- 17 с.

  5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / М., 1992. - 16 с.

  6. Потемкина О.Ф. Методы диагностики социально-психологических установок личности // Методы психологической диагностики / Под ред. В.Н. Дружинина, Т.В. Галкиной / М., 1993. - С. 79—86.

  7. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности – фемининности // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. СПб., 2003. С. 277-280.

Просмотров работы: 83