В настоящее время выделяют несколько подходов к определению понятия копинг. Наиболее ранний подход, рассматривает его в терминах динамики «Эго» как один из способов психологической защиты, используемой для снижения психического напряжения. Другой подход определяет копинг как относительно постоянную склонность индивидуума, стабильный стиль реагирования на стрессовые ситуации определенным образом.
Сторонники диспозиционного подхода, в свою очередь, сосредоточились на стабильных отдельных особенностях преодоления напряжения. Концепции копинга данного подхода происходят из психоаналитической тенденции. Так, образ психологической защиты может быть отнесен к стабильному личностному образованию. Основная для этого подхода задача состоит в том, чтобы выявить уровень эффективности диспозиционных склонностей личности и узнать, насколько они обеспечивают ее психологическое благополучие [2].
По мнению авторов диспозиционного подхода, стиль совладания относительно стабилен во времени и непосредственно связан с чертами личности. Личностные факторы, такие как оптимизм, поведенческий тип А, локус контроля и другие, могут влиять на выбор определенных способов преодоления стресса.
Благополучная адаптация к жизненным стрессам во многом зависит от сформированности личностно-средовых копинг-ресурсов. Джуда Фолкман, например, выделял определённые копинг-ресурсы, такие как: материальные ресурсы, социальные, психологические и физические [2].
Несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, Лазарус выделял два обширных стиля реагирования: проблемно-ориентированный стиль и субъективно-ориентированный стиль. Первый направлен на рациональный анализ проблемы и связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации. Субъективно-ориентированньй стиль противоположен первому стилю и проявляется в том, чтобы вообще не думать о проблеме, которая возникла, либо забыться с помощью алкоголя.
Многообразно рассматриваются эмоционально-экспрессивные формы преодоления. Отображение чувств принято считать эффективным способом преодоления стресса, исключение составляет лишь открытое проявление агрессивности в силу своей асоциальной направленности. Однако и подавление гнева, представляет собой фактор риска нарушения психологического благополучия человека [3].
Отечественные исследователи утверждают, что уместно рассматривать совладание со стрессом с точки зрения внутреннего мира человека и его ценностей, так как они могут являться адаптационным ресурсом. Немаловажными личностными ресурсами является психологические конструкты, такие как Я-концепция, восприятие социальной поддержки и другие.
Ресурсы социальной среды также влияют на поведение человека, например, низкое развитие средовых копинг-ресурсов обусловливает формирование пассивного копинг-поведения, способствует социальной изоляции, ведет к снижению качества жизни и дезинтеграции личности. Поэтому изучение социально-поддерживающего процесса играет важную роль для адаптивного копинг-поведения. Социально-поддерживающий процесс включает в себя три составляющие, это:
социальные сети,
субъективное восприятие социальной поддержки,
копинг-стратегия «поиск социальной поддержки» [2].
Таким образом механизмы психологической адаптации тесно связаны с индивидуально-типологическими особенностями человека, ресурсами адаптации или копинг-ресурсами, так как они сформированы на основе типологических свойств и эмоционально-динамического образца индивидуальности. В сочетании с накопленным отдельным опытом личностно-средового взаимодействия указанные психологические особенности представляют собой, в конечном счете, адаптационный потенциал личности.
Литература
Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты // Фундаментальные исследования. 2014. № 1-1. С. 147-153.
Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е.Р. Исаева. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 с.
Набиуллина Р.Р, Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом / Р. Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова. – Издательство ИП Тухтаров В.Н., 2003. – 98 с.
Bubnovskaya O.V. Special aspects of individual’s psychophysical well-being at student’s age // Наука и технологии. 2013. Т. 1. № 4. С. 230-236.