СВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПРОБЛЕМЫ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПРОБЛЕМЫ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире проблема субъективного благополучия всё чаще становится предметом исследования психологической науки, что связано с важностью выявления и определения характеристик и всех факторов, необходимых для внутреннего равновесия каждой личности с целью выделения того, какие эмоции, чувства, переживания и субъективные оценки влияют на неё, и как в итоге всё это сказывается на личностном поведении. Ещё одним важным аспектом разрешения проблемы субъективного психологического благополучия личности является помощь ей при решении проблем личного и профессионального характера. Ведь только личность, ощущающая себя целостной и наполненной, способна успешно справляться с жизненными и профессиональными трудностями [5, 10, 22, 31].

Ещё одно актуальное направление в современной психологии – это психология управления. Сейчас в этой отрасли психологии на первый план выходят проблемы личности наёмных сотрудников, в частности менеджеров, поскольку очевидна связь между внутренним состоянием работника и продуктивностью, успешностью его деятельности.

Субъективное благополучие менеджера является неотъемлемой частью активности его личности. Неблагополучие ведет к общему снижению активности личности. Тем не менее, и для менеджера, и для его работодателя важной частью является именно активность личности менеджера на работе, насколько продуктивным и результативным оказывается нанятый на работу сотрудник. Изучение субъективного благополучия может оказать содействие при решении проблемы снижения активности личности менеджера, а также при разработке различных программ и стратегий, помогающих сохранению личного благополучия менеджера и ведущих к повышению качества его жизни.

Выявление связи субъективного благополучия с активностью менеджера позволит определить направленность активности его личности. Поскольку основной источник активности личности – это потребности, менеджер большую часть своей энергии направляет на удовлетворение наиболее острых и актуальных для него потребностей [1]. Поэтому так важно исследовать также различные механизмы формирования субъективного благополучия и их взаимосвязь с компонентами активности личности менеджера, чтобы помочь менеджеру направить активность в нужное русло.

Все вышесказанное определило тему исследования: Субъективное благополучие и проблема активности личности менеджера, и его цель: изучение связи субъективного благополучия и активности личности менеджера.

Объект исследования: менеджеры IT-компании, предмет исследования: связь субъективного благополучия и активности личности менеджера.

Теоретические гипотезы:

  1. существует связь между субъективным благополучием и активностью личности менеджера;

  2. чем выше показатель субъективного благополучия менеджера, тем выше уровень активности (продуктивной активности, успешности) менеджера;

  3. степень выраженности связи уровня субъективного благополучия и активности менеджеров будут отличаться.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:

  1. провести теоретический анализ основным понятиям: «субъективное благополучие», «активность личности менеджера»;

  2. изучить имеющийся опыт исследования субъективного благополучия и активности личности менеджера;

  3. провести эмпирическое исследование субъективного благополучия у менеджеров, показать связь субъективного благополучия с уровнем активности менеджеров.

Для решения поставленных в работе задач планируется использовать ряд теоретических и практических методов. Теоретические методы включают в себя теоретико-методологический, логический анализ психологической литературы по теме. Методологическую основу диссертации составят:

  1. исследования счастья, субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в зарубежной психологии М. Аргайла, Д. Т. Кэмпбелла, П. Е. Конверса, У. Л. Роджерса, Д. Канмана и др. [10, 22];

  2. исследования феномена субъективного благополучия в отечественной психологии Р.М. Шамионова, М.В. Григорьева, Л.В. Куликова, И.В. Полушкина и др. [22];


    1. определение психофизиологических аспектов активности (Н.А. Бернштейн, П.К.Анохин, А.Р. Лурия и др.);

    2. определение социальной природы активности (Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Шорохова);

    3. определение субъективного аспекта активности личности (А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский и др.);

    4. современные исследования феномена активности личности (О.Г. Гужва, Т.Г.Емельянова, М.В. Кожемякин, Е.Ю. Рослякова, Т.С. Медведская, Л. А. Фоминична, О.В.Бубновская);

  3. подходы к определению феномена активности личности в отечественной психологии [1, 4, 13]:


    1. психоанализ (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни и др.);

    2. бихевиоризм (Дж. Уотсон, Б. Скиннер);

    3. гештальтпсихология (К. Левин и др.),

    4. экзистенциальная психология (В. Франкл, Р. Ассаджиоли); гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт и др.);

  4. изучение феномена активности личности в рамках различных школ зарубежной психологии [1, 13]:

  5. концепция активности личности в рамках теории деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна [4];

  6. исследования мотивации личности в отечественной и зарубежной психологии (Д.К. Маккеланд, Г. Олпорт, Э. Даффи, Д. Берлайн, И. Аткинсон, К. Берч, А. Маслоу, В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, В.И. Ковалев, М.Ш. Магомед-Эминов, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлин, М.Г. Ярошевский, В.К. Вилюнас, А.Б. Орлов, И.П. Полякова, О.В. Бубновская) [7, 19, 21, 27];

  7. исследования волевых процессов личности в отечественной и зарубежной психологии (И.М. Сеченов,А.В. Запорожец, А.А. Давыдова, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, В.И. Селиванова, А.Ц. Пуни, Е.П. Ильин, Л.М. Веккер, Р.Ассаджиоли, Ч. Шеррингтон и др.) [2, 3, 8, 9, 11].

Психодиагностическую основу исследования составят различные тесты и опросники. Для исследования феномена субъективного благополучия предварительно выбраны 2 методики: «Шкала субъективного благополучия» и «Оксфордский опросник счастья».

Шкала субъективного благополучия, разработанная французскими психологами Perrudent-Badox и Chiche (адаптация методики к русской выборке проведена в НПЦ «Психодиагностика» Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова), является наиболее известным отечественным методом измерения уровня субъективного благополучия и представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия. Методика оценивает качество эмоциональных переживаний субъекта в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества. Дифференцировка пунктов по шести кластерам позволяет проводить наряду с количественным, качественный анализ ответов испытуемого. Шкала требует минимального времени для проведения и обработки и может применяться в различных ситуациях как с практическими, так и с исследовательскими целями. Преимуществами данной методики являются ее краткость и скрининговый характер получаемой информации, что позволяет наметить направления дальнейшего исследования личности испытуемого [25].

Цель Оксфордского опросника счастья (Oxford Happiness Inventory – OHI, 1998 год) – измерение уровня счастья в целом, а также оценка депрессии. Данные, полученные с помощью опросника, коррелируют с оценками личности, которые даются друзьями респондентов, имеются устойчивые предсказуемые взаимосвязи с личностными характеристиками, показателями стресса и социальной поддержки [29].

Понятие активности неоднозначно и в должной мере не освещается ни в общенаучных, ни в философских, ни в специальных психологических энциклопедиях и словарях. Изучение литературы по теме позволило сформулировать наиболее общее определение данного термина как особого вида деятельности или особой деятельности, отличающейся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность [1].

В связи с данным определением исследование активности личности будет проводиться в двух направлениях: в измерении мотивации в достижении целей и успеха, а также в измерении степени волевой регуляции. Предполагается, что источником активности личности являются мотивы. Для исследования мотивации будет использован тест-опросник «Потребность в достижении цели», разработанный Ю.М. Орловым в 1978 году. Данная методика используется для измерения потребности в достижении цели, успеха и в целом достижений. Чем выше показатель по данной методике, тем более индивид активен и нацелен на достижения. Потребность в достижении превращается в таком случае в личностное свойство, установку. Мотивация достижения выражается в стремлении к улучшению результатов и оказывает влияние на всю человеческую жизнь [12].

Но человеку недостаточно быть просто замотивированным на успех и достижение целей. Ему также необходимо быть настойчивым, несмотря на препятствия, в достижении окончательных результатов поставленных целей. Другими словами, он должен обладать волей, что означает быть способным к инициации действия или к усилению побуждения к действию при его дефиците вследствие внутренних и (или) внешних препятствий. Для исследования феномена воли будет использован опросник «Шкала контроля за действием» Ю. Куля, разработанный в 1991 году и адаптированный на русском языке С.А. Шампкиным в 1997 году. Методика предназначена для диагностики индивидуальных особенностей волевой регуляции процессов реализации намерения в действии и включает в себя 3 субшкалы (каждая шкала по 12 утверждений), представляющие собой 3 сферы контроля за действием [11]:

  • контроль за действием, связанный с принятием решения (при планировании). Данная шкала отражает способность субъекта в процессе инициации действия отвлекаться от неполноценных, конкурирующих намерений и др. нерелевантной, интерферирующей информации действия;

  • контроль за действием, связанный с реализацией (при реализации). Данная шкала отражает способность субъекта пребывать в процессе реализации намерения необходимое время, удерживать в фокусе внимания актуальную интенцию, проявлять настойчивость;

  • контроль за действием, связанный с ориентацией на неудачу (при планировании). Данная шкала отражает способность субъекта инициировать процесс реализации намерения, несмотря на сопровождающие его трудности.

При подборе и формировании выборки испытуемых во внимание принимался сравнительный анализ двух групп, в данном случае это две группы менеджеров: работающих в офисе и имеющих выездной характер работы в компании.

Таким образом, анализ методологической базы по теме исследования позволил определить основные направления проведения пилотажного исследования. Методологическую основу составят исследования феноменов субъективного благополучия и активности личности различными психологическими школами, как зарубежными, так и отечественными, будут проанализированы труды современных ученых и классиков.

Исследование будет реализовано на двух выборках испытуемых с помощью следующих методов: теоретические методы (теоретико-методологический, логический анализ психологической, философской и социологической литературы по теме), эмпирические методы (сравнительный метод, беседа, опрос, анкетирование). В основном будут использоваться методы опроса, использование которого объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. С помощью методов опроса в короткий срок можно получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности.

Для проведения исследования предварительно выбран ряд методик: Шкала субъективного благополучия, разработанная французскими психологами Perrudent-Badox и Chiche (адаптация методики к русской выборке проведена в НПЦ «Психодиагностика» Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова); Оксфордский опросник счастья; Тест-опросник «Потребность в достижении цели», разработанный Ю.М. Орловым; Опросник «Шкала контроля за действием» Ю. Куля.

Литература

  1. Алексеева, Л.Ф. Проблема активности личности в психологии: дисс. докт. психол. наук: 19.00.01 / Томский государственный педагогический университет. – Томск, 1997. – 301 с.

  2. Батыршина, А.Р. Место психологической категории «воля» в отечественной психологии: анализ учебников по психологии /А.Р. Батыршина// Приволжский научный вестник. – 2014. ­­­­– № 11-2 (39). – С. 5-9.

  3. Батыршина, А.Р. Проблемы психодиагностики волевой сферы личности / А.Р. Батыршина // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – Т. 2 № 2. – С. 186

  4. Белан, Е.А. Общая характеристика феномена активности в отечественной психологии/ Е.А. Белан // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – С. 160-163.

  5. Галиахметова, Л.И. Благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью: проблема взаимосвязи /Л.И. Галиахметова// Вестник Башкирского университета. – 2015. – № 3. – С. 1114-1118.

  6. Грязева-Добшинская, В.Г. Баланс тенденций активности менеджеров: факторно-аналитическое исследование ресурсов инновационного лидерства/ В.Г. Грязева-Добшинская, Ю.А. Дмитриева// Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2016. – Т. 9. № 1. – С. 103-108.

  7. Дмитриева, Ю.А. Взаимосвязь психодиагностических и интегральных показателей: мотивационные ресурсы активности менеджеров/ Ю.А. Дмитриева // Наука ЮурГ: сб. тр. Науч.-практич. Конф – Южно-Уральск: Южно-Уральский государственный университет, 2016. – С. 991-997.

  8. Иванников, В.А. Место понятия «воля» в современной психологии / В.А. Иванников // Иванников В.А. Вопросы психологии / В.А. Иванников, А.В. Монроз, В.Н. Шляпников, Е.В. Эйдман – М., 2014. – № 2. – С. 15-23.

  9. Ильин, Е.П. Психология воли: учебник/ Е.П. Ильин – 2-е изд., М.: Питер, 2009 г. – 114 с.

  10. Карапетян, Л.В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия / Л. В. Карапетян // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. ­­– 2014. – № 1 (123). – С. 171-182.

  11. Костерина, Н.В. Психология индивидуальности (воля): Метод. Указания / Н.В. Костерина – Ярославль: Ярославский государственный университет, 2002.

  12. Крупнов, А.И. Психологические проблемы исследования активности человека. / А.И. Крупнов // Вопросы психологии. – 1984. – № 3. – С. 25-33.

  13. Кузнецов, А.А Современное состояние проблемы активности личности в психологии/ А.А. Кузнецов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. – 2013. – Т. 20. № 27. – С. 269-271.

  14. Левит, Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья: теория и практика / Л.З. Левит, Н.П. Радчикова // Национальный психологический журнал. – 2012. – №2(8) – С.81-89.

  15. Левит, Л.З. Психология счастья: личностноориентированная концепция / Л.З. Левит // Психология. Социология. Педагогика. – 2012. – № 2 (15). – С. 37-41.

  16. Ловчева, М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / М.В. Ловчева, А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 524 с.

  17. Маклакова, Т.Г. Влияние размера заработной платы на субъективное экономическое благополучие человека / Т.Г. Маклакова // Креативная экономика. – 2015. – Т. 9. № 10. – С. 1217-1228.

  18. Медведская, Т.С. Активность личности: сущностные признаки, структура и особенности проявления в юношеском возрасте: дисс. Канд. психол. Наук: 19.00.01 / Российский университет дружбы народов. – Москва, 2011. – 204 с.

  19. Мешков, Н.И. Мотивация личности как ключевая проблема психологии /Н.И. Мешков// Интеграция образования. – 2015 – Т.9. № 1. – С.37-43.

  20. Моросанова, В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека/ В.И Моросанова, В.И. Конод // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 118-127.

  21. Мусатова, О.А. Анализ современных исследований психологии профессиональной мотивации личности / О.А. Мусатова // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – № 6. – С. 202-204.

  22. Некрасов, В.В. Основные подходы к изучению субъективного благополучия в отечественной и зарубежной литературе/ В.В. Некрасов, С.В. Сушков // Вестник университета. – 2014. – № 5. – С. 231-237.

  23. Семенова, Т.В. Субъективное благополучие как аспект счастья / Т.В. Семенова// Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXIII междунар. Науч.-практ. Конф. № 4(20). – Новосибирск: СибАК, 2015.

  24. Тюлькина, В.А. Удовлетворенность жизнью как составляющая субъективного благополучия / В.А. Тюлькина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 32. – С. 203–212.

  25. Урываев, В.А. Субъективное благополучие и структура защитных реакций личности студентов медицинского вуза / В.А. Урываев, А.А. Тарасова // Сибирский психологический журнал – 2011. – № 11 – С. 58-63.

  26. Чеботарева, Е.Ю. Индивидуально-типические характеристики субъективного благополучия / Е.Ю. Чеботарева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 4. № 2 (14). – С. 142-147.

  27. Чекмарев, О.П. Мотивация и стимулирование труда: учебное пособие / О. П. Чекмарев. – СПб.: СПбГАУ, 2013. – С. 343.

  28. Шипитько, О.Ю. Роль оптимизма и активности в профессиональной самореализации менеджеров по продажам / О.Ю. Шипитько // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2011. – Т. 9. № 1. – С. 67-69.

  29. Хащенко, В.А. Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опросника и его валидизация / В.А. Хащенко // Экспериментальная психология. – 2011. – Т. 4. № 1. – С. 106-127.

  30. Хвостикова, В.А. Удовлетворенность работой и субъективное благополучие сотрудника как фактор эффективности деятельности организации (на примере зарубежных исследований) / В.А Хвостикова // Социальная психология и общество. – 2012. – № 1. – С. 26-43.

  31. Bubnovskaya, O.V. Special aspects of individual’s psychophysical well-being at student’s age //The International Scientific-Practical Conference on the Humanities and Natural Science ISPC 2013 (26 December, 2013). Printed and Bound by Berforts Information Press Ltd, UK. - Р.230-236.

Просмотров работы: 183