ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в последнее десятилетие, характеризуются усилением внимания к проблемам реабилитации детей с нарушением осанки и плоскостопием, осознанием реабилитации детей в России как важной государственной задачи.

В процессе морфологического развития период жизни человека от шести лет является самым ответственным в формировании правильной осанки. В стадии активного роста у детей шести и подростков двенадцати- четырнадцати лет могут появиться дефекты осанки и плоскостопия.

В настоящее время известно, что проведение специальных комплексов физкультурных занятий значительно снижает вероятность появления и развития нарушений осанки и плоскостопия и в целом способствует формированию физически здоровой и полноценной личности ребёнка [3,7,13 и др.].

Необходимо отметить, что в последнее время значительно увеличилось количество детей с нарушением слуховой функции в результате перенесенных в детстве серьезных заболеваний: менингита, отита и т.д. Школьники с нарушением слуха как никто другой подвергаются заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

Цель работы: оценка состояния опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Гипотеза исследования: наиболее эффективными средствами АФК для профилактики и коррекции плоскостопия и нарушения осанки детей младшего школьного возраста с нарушением слуха будут физические упражнения, массаж, дыхательная гимнастика и закаливание.

Согласно поставленной цели определить следующие задачи

Изучить причины и классификацию нарушений осанки и плоскостопия

Раскрыть средства и методы коррекции опорно-двигательного аппарата у детей с нарушением слуха

Оценить показатели состояния осанки и наличия плоскостопия, параметры подвижности позвоночника и силовой выносливости мышц спины у детей с нарушением слуха.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования; оценка состояния: осанки, формы стопы, силовой выносливости мышц, подвижность позвоночного столба; математическая обработка данных.

Исследование проводилось на базе школы интерната №27 в декабре 2016 года, в нем приняло участие 16 детей в возрасте 7-8 лет (мальчики). Занятия проводились по 35-40 минут, 3 раза в неделю

Осмотр проводится в следующей последовательности: спереди, сбоку, сзади и в наклоне вперед. Это позволило оценивать осанку во фронтальной (спереди и сзади), сагиттальной (сбоку) и горизонтальной (в наклоне вперед) плоскостях.

Осмотр спереди (фронтальная плоскость).

Голова и лицо – отмечаем ассиметрию черепа и лица, фиксируем, имеются ли отклонения головы (наклоны, сгибания, разгибания, повороты вправо или влево). Определяем количество стигм дисэмбриогенеза (соединительно-тканные дисплазии).

Грудная клетка – определяем форму грудной клетки, особенно если имеются деформация врожденного, рахитического или сколиотического происхождения. Форма грудной клетки может быть цилиндрической, уплощенной, бочкообразной и т.д. Желательно также при осмотре определить тип дыхания – грудное, диафрагмальное или полное.

Живот – отмечаем, втянут ли он, равномерно выпуклый или выступает за уровень грудной клетки; в положении лежа можно оценить, нет ли расхождения прямых мышц живота.

Положение таза – отмечаем – «скрученный», ровный, «косой».

Форма ног – отмечаем – прямые, Х-образные, О-образные.

Осмотр сбоку (сагиттальная плоскость).

Отмечаем расположение всех частей тела сверху вниз: положение головы, плечевого пояса, форма грудной клетки и живота, форма спины, угол наклона таза, ось нижних конечностей. Особенно важно отметить выраженность физиологических изгибов позвоночника. Необходимо определить имеется ли рекурвация (прогиб кзади) коленей, так как этот симптом является одним из проявлений гипермобильности суставов.

Осмотр сзади (фронтальная плоскость).

Положение головы – определяем степень наклона во фронтальной плоскости и поворот в горизонтальной плоскости по расположению мочек ушей.

Положение плечевого пояса – оцениваем уровень надплечий, углов лопаток, крыловидность лопаток, симметричность их расположения по отношению к центральной позвоночной оси.

Треугольники талии – отмечаем симметричность и глубину треугольников талии.

Позвоночник – оцениваем по линии остистых отростков, состоянию паравертебральных мышц. Отмечаем уровень, длину и вершину дуги искривления. При осмотре области позвоночника могут быть отмечены изменения в виде пигментных или сосудистых пятен, усиленного рисунка подкожных вен, кровоизлияний, повышенной сухости (синдром Олбрайта при фиброзной остеодисплазии или синдром Маффуччи при дисхонроплазии), локального усиления роста волос (признак незаращения дужек позвонков).

Осмотр в горизонтальной плоскости (в наклоне вперед) Наиболее распространенным является тест Адамса.

При наклоне больного вперед визуально оцениваются фронтальные искривления позвоночника и торсио-ротационные смещения туловища.

Также определялась подвижность позвоночника и силовая выносливость мышц-разгибателей спины и брюшного пресса.

Существуют следующие критерии оценки физических качеств опорно-двигательного аппарата:

Оценка подвижности позвоночника вперёд;

Оценка подвижности позвоночника назад;

Боковая подвижность;

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины;

Сила мышц спины правой и левой стороны туловища;

Силовая выносливость мышц брюшного пресса.

С целью изучения и оценки показателей физического развития учащихся, также применялись методы наружного осмотра и антропометрических исследований: определение роста в положении стоя и сидя, массы тела, окружностей грудной клетки, живота, талии, бедра, голени, плеча и предплечья, шеи, жизненной емкости легких, толщины жировой прослойки, а также формы ног, состояния свода стопы и типа телосложения.

Уровни, на которых расположены плечи, точнее, надплечъя (плечом в точном, анатомическом смысле слова называют часть руки между плечевым и локтевым суставом). Надплечья должны быть симметричными и находиться на одном уровне. Если же одно надплечье ниже другого, это указывает на дисгармоничность фигуры.

Величина, симметричность (конгруэнтность) треугольников талии, образованных боковой поверхностью грудной клетки, живота и внутренней поверхностью свободно опущенных рук. Разница в величине или форме этих треугольников указывает либо на искривление позвоночника, либо на асимметрию грудной клетки, не связанную со сколиозом (это бывает значительно реже), либо на асимметрию в привычном положении рук. Каждая из этих причин свидетельствует о нарушении гармоничности телосложения.

Уровень стояния углов лопатки. Этот уровень должен быть строго горизонтален. Искривление позвоночника во фронтальной плоскости сопровождается смещением одного из углов лопатки, что видно при осмотре и прощупывании.

Нарушения нормальной формы позвоночника могут происходить и в передне-заднем направлении. Эти нарушения проявляются в виде плоской или круглой спины, а также выступающего вперед живота.

Следует иметь в виду, что глубина нормальных искривлений позвоночника составляет 3—4 см. Эти искривления играют важную физиологическую роль, обеспечивая рессорную функцию позвоночного столба: благодаря им головной мозг при ходьбе, беге и особенно при прыжках не испытывает значительных сотрясений.

Каждый толчок, направленный снизу вверх, смягчается за счет увеличения кривизны позвоночника и доходит до черепной коробки в уменьшенном в 25—30 раз виде.

В поясничном отделе нарушением нормальной формы позвоночника является, как правило, чрезмерно выраженный лордоз, который проявляется в значительном искривлении позвоночника и, вследствие этого, в увеличенном животе. Важно иметь в виду, что увеличение живота, которое резко портит телосложение молодого человека, уродуя даже хорошую фигуру, является результатом не только смещения внутренних органов вперед. Сдвинутые кпереди из-за чрезмерного поясничного лордоза внутренние органы не находят естественной опоры в костях таза (они несколько «провисают» и растягивают мышцы и покровные ткани живота. Вследствие этого постоянного растяжения живот увеличивается, мускулатура брюшной стенки становится дряблой и фигура еще больше деформируется. В этом заключается особая опасность поясничного лордоза.

Для точного измерения искривления позвоночного столба служит несложный аппарат, который называется кифосколиозометром. Однако и без этого аппарата, при помощи простого наблюдения, легко выявить изъяны телосложения, связанные с нарушениями нормальных искривлений позвоночника в передне-заднем направлении.

Для определения плоскостопия мы использовали следующие методы: Плантография (с определением индекса Штритера). На плантограмме проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего контура стопы. Из ее середины восстанавливают перпендикуляр ав до пересечения его с наружным контуром отпечатка. Измеряют в % соотношение закрашенной части перпендикуляра бв ко всей его длине.

Результаты оценивают следующим образом: 0 –40% -полая стопа; 40 –50% - норма; 50 – 100% - плоскостопие.

Методика построения занятий

Занятия включали в себя необходимый минимум упражнений: упражнения против нарушения осанки, плоскостопия и на развитие координации движений, работу с большими гимнастическими мячами, мячами – прыгунами, массажными мячами. Занимались дети босиком, чтобы чувствовать свою стопу и пальцы ног.

Наряду с основными корригирующими упражнениями в комплексы лечебной гимнастики включались упражнения прикладного характера: ползание, ходьба, бег, прыжки, метание. Эти упражнения использовались как общеукрепляющие, а также для ликвидации отставания психомоторного развития путем повышения ДА и эмоционального тонуса на занятиях лечебной физкультурой.

Весьма перспективной представлялась структура занятий лечебной гимнастикой, построенная на принципах «круговой тренировки» Э.В. Плаксуновой. Дети последовательно выполняли упражнения на "базах", оборудованных гимнастическими снарядами и инвентарем.

В настоящее время разработаны и внедрены в практику разнообразные авторские профилактические и лечебные комплексы занятий и физических упражнений на суше.

Для профилактики деформации позвоночника и консервативного лечения плоскостопия нами были проведены авторские комплексы занятий с целью коррекции нарушения осанки и коррекции плоскостопия у детей младшего школьного возраста посредством физических упражнений и массажа.

Занятия строились следующим образом:

Вводная часть (разминка). Основу составляют динамические упражнения;

Основная часть. Основу составляют статические упражнения;

Заключительная часть. Основу составляют динамические упражнения.

Основными принципами занятий являлись:

Принцип систематичности – заключается в непрерывности и планомерности использования любых средств адаптивной физической культуры в течение курса занятий. Этот принцип обеспечивается регулярностью проведения занятий, стимулируются компенсаторные реакции.

Принцип от простого к сложному – заключается в постоянном усложнении требований, предъявляемых к детскому организму, в процессе проведения занятий АФК.

Принцип постоянного повышения требований необходим для обеспечения адаптации организма ребёнка к физическим нагрузкам. С этой целью в содержание занятий включаются постепенно более сложные виды упражнений и увеличивается объём и интенсивность физической нагрузки.

Принцип индивидуального подхода. Необходимо учитывать степень развития больного ребёнка, степень отставания или опережения функциональных возрастных показателей (учитываются особенности течения заболевания) наличие и отсутствие осложнений.

Принцип доступности. Все средства адаптивной физической культуры должны быть доступны. Как по своей структуре, так и по уровню физической нагрузки. Это определяется соответствием физических упражнений, уровнем психомоторного развития, состоянием здоровья, предшествующему двигательному опыту, физической подготовленности и соответствию двигательного аппарата ребёнка.

Принцип учёта возрастного развития движения. Необходимо строить коррекционное воздействие так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

Сочетание общего и специального воздействия в процессе Занятий АФК следует понимать следующим образом:

- общая тренировка преследует цель общего оздоровления организма, улучшения функций органов и систем, развитие и закрепление моторных навыков и волевых качеств;

- специальная тренировка призвана развить необходимые функции организма, нарушенные заболеванием.

Принцип чередования мышечных нагрузок. Необходим для предупреждения утомления у детей. Этот принцип представляет такое сочетание средств адаптивной физической культуры, чтобы работа мышц чередовалась с отдыхом.

Принцип сознательности и активности. Для усиления средств адаптивной физической культуры необходимо сознательное и активное участие ребёнка в занятиях.

Составной частью занятий и средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения.

Задача этих упражнений:

1. Повышение общего тонуса организма, укрепление ослабленных мышц ног, увеличение их силовой выносливости создание крепкого мышечного корсета.

2. Формирование правильной осанки и нормального положения частей тела, обеспечение параллельности линий плечевого и тазового поясов, уменьшение косого стояния таза, устранение асимметрии углов лопаток, дифференцированное воздействие на мышцы в области выпуклости и вогнутости искривления в грудном и поясничном отделах.

3. Формирование правильных продольного и поперечного сводов стопы с нормальным положением частей стопы.

4. Воздействие на позвоночник с целью разгрузки, вытяжения и мобилизации, коррекции позвоночника и обратное вращение (деторсия) позвонков при наличии признаков торсии.

5. Тренировка координации движений и равновесия (балансирование), развитие мышечно-суставного чувства, и контроля за "пространственной схемой тела", обучение активной коррекции отклонений туловища и верхних конечностей, обучение активной коррекции походки.

6. Улучшение кровообращения и трофики в мышцах, позвоночнике, грудной клетке, органах грудной и брюшной полостей.

7. Улучшение кровообращения и трофики в мышцах, костях, суставах и связках стоп и голеней.

8. Укрепление опорно-двигательного аппарата, профилактика его нарушений.

Комплекс упражнений, М.И.Фонарева, в основе которого лежат физические упражнения и упражнения с различными предметами:

 легкий эластичный индивидуальный коврик и палочку

 мяч диаметром 45-60 см.

 коврик под ноги массажный.

 массажный мяч

 воздушный шар.

Занятия строились следующим образом:

Вводная часть (разминка). Варианты ходьбы с сохранением правильной осанки в сочетании с разнообразным движением рук. Упражнения с палочкой (руки вверх, в стороны, назад), рывки согнутыми и прямыми руками, вращение рук в плечевых суставах "мельница", поочередная супинация вытянутыми в стороны прямыми руками, сведение лопаток, дыхательные упражнения с воздушными шарами, ходьба на массажной дорожке или коврике. Степ, беговая дорожка, варианты ходьбы и бега.

Основная часть.

 Упражнения в исходном положении, лежа на спине, на животе, в колено локтевом и колено кистевом положении.

 Упражнения на мяче большого диаметра 45-50 см.

 Упражнения для мышц ног.

Заключительная часть.

Растягивание, дыхательные упражнения, расслабление.

Вводная часть (разминка) — подготовка организма к специальным коррелирующим мероприятиям.

Основная часть — упражнения направлены на укрепление пострадавших мышечных групп.

Заключительная часть — упражнения направлены на постепенное снижение нагрузки на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную и дыхательную системы.

На занятиях с детьми с нарушением осанки и плоскостопием мы также использовали комплекс упражнений Д. Познер-Мейер.

Занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.

Для выполнения заданий используем разнообразное физкультурное оборудование:

- гимнастическая стенка,

- гимнастические мячи,

- массажные мячи и др.

В основной части занятия выполняются упражнения у гимнастической стенки и на гимнастических мячах с соблюдением определенной последовательности.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

Упражнения на верхний пресс.

Упражнения на нижний пресс.

Комплексные упражнения.

Упражнения для мышц ног.

В заключительной части занятия выполняем упражнения с массажными мячами. Выполняем массаж ладоней и рук, ступней и ног.

Для оценки подвижности позвоночника назад измеряется расстояние от остистого отростка 7-го шейного позвонка до начала ягодичной складки. Затем это же расстояние измеряется при максимально возможном наклоне головы и туловища назад (ноги прямые). Полученная разница в сантиметрах и будет показателем подвижности. Разница расстояния менее 6 см у детей 7-11 лет и менее 4 см в возрасте 12-16 лет указывает на ограничение подвижности. Хороший показатель- 9-10 см; при разнице выше 12 см подвижность позвоночника следует считать чрезмерной.

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка " или "рыбка " на животе. Для детей 7-8 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 мин.

Данные, полученные в результате обследования слабослышащих детей, показывают, что 2 человека из 16 обследованных имели правильную осанку, 4 - незначительные функциональные нарушения, 10 человек- выраженные нарушения осанки. Причем среди них с выраженными отклонениями у 5ти мальчиков наблюдался сколиоз 1 и 2 степени, 5- кифотическая осанка.

Осмотр стопы и анализ плантограммы показал, что меньшее количество детей (7 чел) имели плоскостопие (включая уплотненную стопу), у 9ти мальчиков-выявлена нормальная стопа.

Оценка силовой выносливости мышц-разгибателей спины указывает на низкое среднее значение этого показателя (54.5 ± 6.06 сек)

Для данной возрастной группы не должно быть менее 60 сек.

Только 3 человека продемонстрировали выполнение упражнения достаточно хорошо, удержав туловище 60сек

Такие результаты указывает на слабое развитие мышц-выпрямителей спины, идущих вдоль позвоночника.

Среднее значение показателя подвижности позвоночника указывает на нормальную подвижность позвоночного столба.

Состояние анализаторов (в частности слухового), нарушения которых практически всегда сопровождается нарушениями осанки

В последующем планируется посмотреть влияние коррекционных упражнений на состояние опорно-двигательного аппарата у слабослышащих детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты оценки состояния осанки показали, что преобладающее количество (14) слабослышащих детей младшего школьного возраста имеют различные нарушения осанки. Только у 2 мальчиков выявлена правильная осанка.

Анализ плантограммы установил у 9 школьников - нормальная стопа, у 7 обследуемых имеется наличие плоскостопия разной степени.

Показатель силовой выносливости у обследуемого контингента был низким, что подтверждает большое количество мальчиков с нарушением осанки. Установлено среднее значение подвижности позвоночного столба в пределах условий нормы.

Список литературы

  1. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура : учебное пособие / Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. - 389 с.

  2. Веневцев, С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта : методическое пособие / С. И. Веневцев. – 2-е изд., доп. и испр. – М. : Советский спорт, 2013. – 96 с.

  3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе // Пособие для учителей / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 2014. – 233 с.

  4. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С. П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2005. - 450 с.

  5. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Т.1. введение в специальность, История и общая характеристика адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2013. - 448 с.

  6. Лосева, В. С. Плоскостопие у детей 6-7 лет: Профилактика и лечение / В. С. Лосева. - М.: Твор. Центр Сфера, 2014. – 59 с

  7. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л. Д. Назаренко. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 240 с.

  8. Николайчук, Л. В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие / Л. В. Николайчук, Э. В. Николайчук. — Мн.: Книжный Дом, 2004. — 320 с.

  9. Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха //Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2011. – Гл.3. – С. 247-279.

  10. Программа по физической культуре специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений II-го вида / К. Г. Коровин. - М.: Просвещение, 2003. – 78 с.

  11. Рыжова, С. П. Оздоровительная гимнастика для детей с нарушением осанки с использованием гимнастических мечей, разработанных Джоан Познер-Мейер / С. П. Рыжова. - М. «Советский спорт», 2004. – 166 с.

  12. Смоленцева, В. Н. Возрастная физиология / В. Н. Смоленцева, В. В. Вернер. – Омск: СибГАФК, 2000. - 40 с.

Просмотров работы: 142