ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в России наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебном и образовательном направлениях (особенно в специальном образовании), что приводит к проблемам этого вида социальной практики именно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную физическую культуру трактуют как часть лечебной физической культуры или сводят ее только к адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Признавая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях, авторы учебника считают неверным сужение функций такого емкого и широкого социального феномена, которым является адаптивная физическая культура.

При этом доминирование многочисленных научных исследований частных проблем адаптивной физической культуры приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний и безусловному снижению эффективности проводимых исследований и, особенно, распространению и внедрению в практику результатов научных изысканий и передового опыта педагогов-новаторов [6].

Узкий, чрезмерно прагматический взгляд на адаптивную физическую культуру, сведение огромного потенциала этого вида социально-педагогической деятельности к набору пусть и большого количества частных методик может привести не только к снижению ее эффективности, но и к напрасной трате времени, сил и энергии как педагога, так и занимающихся, а иногда и к отрицательному результату.

Следует также отметить, что содержание, структура, формы и методы реабилитации детей с ограниченными возможностями в сфере физической культуры тоже разработаны недостаточно. Значительная часть научно-методических разработок относится только к дошкольному возрасту. Ощущается недостаток сведений в системах физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с ограниченными возможностями, ориентированных на комплексное, т. е. воспитательное, образовательное, развивающее воздействие, что не способствует оптимизации реабилитационного процесса и необратимости его результатов.

Актуальность выбранной темы определяется увеличение числа людей с ограниченными функциональными возможностями, численность которых, особенно резко возрастает среди детей и подростков.

В системе мер социальной защиты лиц с ограниченными функциональными возможностями все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.

Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно на деятельность мозга, т.е. двигательная активность (ДА) способствует и речевому развитию детей.

Именно в детском возрасте у ребенка формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающими людьми, вещами.

Состав учащихся общеобразовательных школ за последнее время претерпел значительные изменения. С каждым годом в начальных классах увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии. В разных литературных источниках упоминаются различные процентные показатели (30-35%) детей с различными речевыми нарушениями в начальной школе.

Анализ литературных источников показал необходимость использования при работе с детьми с недостаточным развитием речевой системы (НРРС) особых методик и приёмов на уроках физической культуры.

Цель исследования: выявление особенностей проявления координационных способностей младших школьников с системным недоразвитием речи.

Объект исследования: процесс физического воспитания младших школьников с системным недоразвитием речи.

Предмет исследования: особенности развития координационных способностей младших школьников с системным недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: проведенные анализ и обобщение данных научно-методической литературы, раскрывающий теоретические основы процесса физического воспитания младших школьников с системным недоразвитием речи и выявленные изменения уровня развития координационных способностей учащихся младшего школьного возраста логопедических классов в течение учебного года позволят выявить особенности развития координационных способностей младших школьников с системным недоразвитием речи.

В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:

  1. На основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы раскрыть теоретические основы процесса физического воспитания младших школьников с системным недоразвитием речи;

  2. Выявить изменения уровня развития координационных способностей учащихся младшего школьного возраста логопедических классов в течение учебного года.

Для решения задач использовались следующие методы исследования:

Анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

Педагогические контрольные испытания;

Педагогический эксперимент;

Методы математической статистики.

Анализ и обобщение научно-методической литературы. В процессе теоретического исследования мы использовали литературные источники. Происходил анализ учебников, учебных пособий по вопросам построения процесса физического воспитания младших школьников с системным недоразвитием речи.

Педагогические контрольные испытания. Участники педагогического эксперимента дважды в течение учебного года (весной и осенью) выполняли контрольные упражнения, предложенные авторами Тихомировой И. П., Саулите С. А. (2012 ) :

«Лягушка» - прыжок в длину с места;

«Муравей» - челночный бег (6x5 м), меняя при этом кегли;

«Зазеркалье» - ходьба зигзагом (5 кеглей через 1 м) глядя в зеркало;

«Спички» - переложи одной рукой 10 спичек из коробочки в коробочку;

«Квадрат» - за 10 сек. поставь как можно больше точек на ограниченной площади.

Педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте участвовали учащиеся младших классов с системным недоразвитием речи Муниципального автономного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №30, VIII вида". Исследование проводилось в течение 2016/2017 учебного года.

Методы математической статистики. С помощью этого метода мы выявили средние арифметические значения тестовых показателей, определили значения статистических ошибок и рассчитали границы доверительных интервалов. Все вычисления произведены с помощью программы Microsoft Excel 2012.

Оценивание контрольных упражнений осуществлялось путем экспертной оценки по трехбалльной регрессивной шкале.

При помощи метода математической статистики было определено соответствие группы результатов нормальному распределению. В связи с этим определили критерии математической статистики, по которым были обработаны итоговые результаты достоверности различий групп до и после эксперимента, а также достоверность прироста результатов.

В начале исследования, осенью 2016/17 уч. г., способность выполнить координированный прыжок в длину с места у учащихся находится на недостаточном уровне - 2,3±0,2 баллов, что указывает на низкий уровень развития координационных способностей, сложности в сохранении поз, ярко выраженные изменения в силе и точности, низкий уровень общей произвольной моторики. При выполнении контрольного упражнения «Лягушка» многие учащиеся также допустили ошибки. Например, толчок одной ногой, приземление на носки или прямые ноги и другие. Итоговый результат статистически улучшился на -0,9 балла.

Способность быстро выполнять челночный бег (6x5м), меняя при этом кегли, у участников педагогического эксперимента на начальном этапе зафиксирована также на недостаточном уровне - 2,1±0,2 балла. Контрольное упражнение «Муравей» показало недостаток ловкости пальцев рук. У многих кегля падала при смене, участникам трудно было взять другую. Некоторые при беге раскачивали туловище, также наблюдались лишние неритмичные произвольные движения рук, что мешало быстрому выполнению бега. Итоговые результаты имеют статистически достоверные различия с исходными (ро

Просмотров работы: 86