ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНТСВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНТСВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Лыжный спорт в нашей стране занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания. Много специалистов по лыжному спорту: тренеры, инструкторы, преподаватели, работают с различными группами населения [1].

Достижение высокого уровня какого-то одного физического качества обусловлено не только методикой тренировки, но и определенными биологическими факторами. Это свидетельствует о целесообразности направленного воспитания специальной выносливости у лыжников-гонщиков. Воспитание этого физического качества в возрастном аспекте открывает новые перспективы в решении современных задач подготовки высококвалифицированных спортсменов [2].

Цель исследования: обоснование методики воспитания специальной выносливости лыжников-гонщиков в подготовительном периоде на этапе совершенствования спортивного мастерства.

Для определения уровня развития специальной выносливости был использован эксперимент, который проходил с ноября по декабрь 2017 (третий этап подготовительного периода)

До проведения эксперимента и после проводились контрольные тренировки (табл. 1, 2) для выявления эффективности данной методики. Подготовительный период лыжников-гонщиков занимает продолжительное время (май-декабрь) и делится на три этапа: первый май-июль; второй август-октябрь; третий ноябрь-декабрь и на каждом этапе применяются различные средства и методы воспитания специальной выносливости.

Основное внимание в воспитании специальной выносливости должно уделяться на 2-м и 3-м этапах подготовительного периода.

На втором этапе начинаются тренировочные занятия с направленностью на воспитание специальной выносливости, С этой целью применяется следующие средства: лыжероллеры, бег с имитацией подъемов, имитация в подъем.

Объем нагрузки специальных средств составляет 75% от общего объема циклической нагрузки на 2 этапе. Из применяемых на этом этапе методов на первом месте стоит переменный - 60%, далее равномерный - 25%, повторный - 6%, игровой - 5%, контрольный - 4%, Переменный метод дает преимущество в воспитании специальной выносливости перед другими методами, т.к. проводится при больших объемах в условиях, похожих на соревновательные.

Таблица 1

Результаты контрольной тренировки - бег с прыжковой имитацией в подъёмы (с палками) 5 км проведённой в октябре 2017 года

Группа А

результат

Группа Б

результат

1. С-ва А.

16.52

1. К-в А.

16.55

2. Р-н С.

17.12

2. Бе-х А.

17.10

3. Д-ев К.

17.41

3. Б-ов А.

17.42

4. Д-ов А.

17.56

4. Р-ов Н.

17.55

5. В-е Е.

18.06

5. З-ов А.

18.02

6. А-ев С.

18.14

6. Б-ов Ж.

18.17

Средний результат

17.40

Средний результат

17.40

Таблица 2

Результаты контрольной тренировки (гонка 5 км) проведённой в декабре 2017 года

Группа А

результат

Группа Б

результат

1. С-ва А.

16.54

1. К-в А.

15.31

2. Р-н С.

16.57

2. Бе-х А.

15.42

3. Д-ев К.

16.22

3. Б-ов А.

17.10

4. Д-ов А.

17.45

4. Р-ов Н.

16.31

5. В-е Е.

17.52

5. З-ов А.

16.22

6. А-ев С.

18.22

6. Б-ов Ж.

17.01

Средний результат

17.23,7

Средний результат

16.19,5

Для решения поставленной задачи мы отобрали группу из 12 человек. На первом и втором этапах подготовительного периода все 12 человек тренировались в одной группе по одному плану.

На 1 этапе подготовительного периода основная задача заключалась в поддержании уровня физической подготовки. На этом этапе применялись следующие средства; ходьба (ЧСС 130-140 уд/мин), бег в слабо-среднем темпе (ЧСС 135-145 уд/мин), имитация шаговая с палочками, лыжероллеры (ЧСС 135-145 уд/мин), спортигры, плавание, упражнения на технику, координацию и силовые упражнения. Методы, которые мы использовали, были следующими: равномерный» переменный и игровой.

На 2 этапе подготовительного периода основной задачей стало воспитание специальной выносливости, она решалась с помощью переменного бега с прыжковой имитацией подъемов (ЧСС 145-190 уд/мин), прыжковой имитацией с палочками в подъем (ЧСС 155-190 уд/мин), лыжероллеры (ЧСС 145-190 уд/мин). Переменный бег выполнялся на кругу длиной 3 км (из которых 1км 100м составили подъемы от 10 до 220 м длиной). Имитация выполнялась прыжковая с палочками в подъем наклоном 5-15 градусов 150-220 м /ушной, методом повторной работы (со спуска спортсмены выполняли спокойный расслабленный бег). Тренировка на лыжероллерах проходила на трассе длиной 1 км (наклон подъема 5-10 градусов длина подъемов 50-200 м. сумма подъемов 300 м) Методы, которые мы применяли; переменный, равномерный, повторный, игровой, контрольный.

Скорость при переменном беге с имитацией и при прохождении кругов на лыжероллерах контролировалась по пульсу и секундомеру.

Планирование тренировочной нагрузки на втором этапе подготовительного периода приведено в приложении 1. Микроцикл тренировочного процесса в этот период выглядел следующим образом:

1 день - 1 тренировка- Задача - воспитание скоростной выносливости Содержание тренировки: равномерный бег 5 км, имитация прыжковая 20x200 м» темповый бег 3x3 км, равномерный бег 5 км, ОРУ.

2 тренировка. Задача - воспитание специальной выносливости. Содержание тренировки: лыжероллеры 1 - 1,5 часа (18-20 км).

2 день - 1 тренировка Задача- воспитание специальной выносливости Содержание тренировки равномерный бег 3 км, переменный бег с имитацией 90 мин до 20 км, равномерный бег 3 км.

2 тренировка Задача - воспитание специальной выносливости Содержание тренировки лыжероллеры 1 - 1,5 часа 18-20 км

3 день - 1 тренировка Задача- воспитание общей выносливости Содержание тренировки лыжероллеры - 1 часа 40-45 км

2 тренировка Задача - воспитание силовой выносливости Содержание тренировки равномерный бег 3 км, спорт игры 1ч, силовая подготовка 4-5 серий

4 день - активный отдых (баня)

5 день - 1 тренировка Задача - воспитание скоростной выносливости - Содержание тренировки равномерный бег 3 км, прыжковая имитация 10x200 м, темповый бег 5 км , ОРУ 20 мин

2 тренировка Задача - воспитание специальной выносливости Содержание тренировки лыжероллеры - 1,5 часа до 22 км, силовая подготовка 30 мин

6 день - 1 тренировка Задача - воспитание специальной выносливости Содержание тренировки равномерный бег 5 км, переменный бег с имитацией 90 мин до 20 км равномерный бег 5 км

2 тренировка Задача - воспитание скоростно-силовой выносливости Содержание тренировки спортигры 1 час, силовая подготовка 4-5 серий - отдых, (Баня)

Мезоцикл состоял из двух нагрузочных микроциклов и одного разгрузочного (объем снижался на 50%). Во втором нагрузочном цикле 5 день 2 тренировка вменялась игровой тренировкой.

В конце каждого мезоцикла проводились контрольные тренировки, в программу которых входил бег на время (дистанция 2 км), передвижение на лыжероллерах на время (дистанция 15 км) троимой прыжок с места. На основании контрольных результатов строился план подготовки в следующем мезоцикле.

Объем циклической нагрузки на втором этапе подготовительное периода составил 1730 км из них средств специальной подготовки 1382 км (75%), Соотношение средств специальной подготовки было таким лыжероллеры - 63%, чистая имитация- 6% переменный бег и бег с имитацией -31%

С конца октября до середины декабря нами был проведен эксперимент, в котором приняли участие две группы спортсменов: группа "А" и группа "Б", в группы входили лыжники примерно одинаковой подготовленности.

Группа "А" тренировалась на зимнем этапе подготовительного периода по методике больших объемов при интенсивности передвижения ниже среднего, Спортсмены группы "Б" выполнили объем работы на 15% ниже, чем спортсмены группы "А", но интенсивность была повышена за счет отдельных ускорений от 200 до 500 м и частоты при равномерном передвижении, Итак, с выпадением снега начинался третий этап подготовительного периода, который закончился во второй половине декабря, то есть охватывал примерно два месяца. Основной задачей этого этапа оставалась задача воспитания специальной выносливости, но основным средством стало передвижение на лыжах. Первые два микроцикла 3 этапа отводились в основном освоению снега, применялись в основном равномерные тренировки, но включалась так же и переменная работа. С третьей недели работы на снегу для экспериментальной группы микроцикл выглядел так:

1 день. Задача тренировки - воспитание скоростной выносливости. Содержание тренировки: техническая подготовка - 30 мин. равномерное передвижение на лыжах 8-10 км, переменное передвижение на лыжах 5км, (ускорения по 300-500) кросс 2км.

2 день. Задача тренировки - воспитание специальной выносливости. Содержание тренировки: равномерное передвижение на лыжах (средней интенсивности) 20-25 км, кросс 2 км.

3 день. Задача - воспитание специальной выносливости. Содержание тренировки: техническая подготовка 30 мин, переменное передвижение на лыжах 20-25 км. кросс 2 км, ОРУ.

4 день. Активный О1дых, (игры и прогулки).

5 день. Задача - воспитание специальной и скоростной выносливости. Содержание: техническая подготовка 30 мин, переменное передвижение на лыжах 15 км (3x5 км, на кругу 3-4 ускорения по 200~250м), кросс 2км, ОРУ.

6 день. Задача - воспитание общей выносливости.

Содержание тренировки: равномерное передвижение на лыжах

30-35 км, кросс 2 км, ОРУ,

7 день. Отдых. (Баня)

Мезоцикл состоял из двух нагрузочных микроциклов и одного разгрузочного- В разгрузочном мнкроцикле объем снижался на 30%. Основными методами с третьей недели подготовки на снегу являлись: переменный, равномерный, повторный, контрольный и соревновательный. При проведении тренировочных занятий на снегу с целью воспитания специальной выносливости необходимо строго контролировать прохождение спортсменом отдельных участков по времени на протяжении всего занятия. Объем циклической нагрузки на третьем этапе подготовительного периода составил 1843 км из них средств специальной подготовки 1615 км (88%). Планирование тренировочной нагрузки и средств специальной подготовки на 3 этапе подготовительного периода с ноября по декабрь приведено в (табл. 3).

Таблица 3

Планирование объёма средств специальной подготовки на 3-м этапе

подготовительного периода

Средство подготовки передвижение на лыжах (км)

октябрь

ноябрь

декабрь

Всего

Высокой интенсивности и (ЧСС - 170-190 уд/мин)

-

55

80

135

Средней интенсивности (ЧСС- 150- 160уд/мин)

100

250

360

710

Низкой интенсивности (ЧСС - 120- 140уд/мин)

200

420

150

770

По окончании эксперимента была проведена контрольная тренировка, результаты приведены в (табл. 4) и тестирование.

Таблица 4

Результаты тестирования проведённого в декабре 2017 года

Группа А

игст

Группа Б

ИГСТ

1. С-ва А.

97

1. К-в А.

108

2. Р-н С.

94

2. Бе-х А.

109

3. Д-ев К.

99

3. Б-ов А.

93

4. Д-ов А.

89

4. Р-ов Н.

101

5. В-е Е.

91

5. З-ов А.

104

6. А-ев С.

85

6. Б-ов Ж.

95

Средний ИГСТ

92.5

Средний ИГСТ

101.7

Отличная реакция ИГСТ - более 90 Хорошая реакция ИГСТ-от89 до 80 Средняя реакция ИГСТ- от 79 до 65 Ниже среднего реакция ИГСТ— от 64 до 55 Плохая реакция ИГСТ - менее 55.

По итогам контрольной тренировки мы провели сравнительный анализ полученных результатов методом сравнения средних величин по Стьюденту.

Если tрасчетное больше чем tтабличное, значит - различия признаются существенными, статистически достоверными. Проанализировав полбенный результат, мы можем утверждать» что предложенная нами методика даёт положительный результат.

Тестирование было проведено в виде функциональной пробы - Гарвардского степ-теста, который заключался I* восхождении и спуске со ступеньки стандартной величины в определенном темпе в течение определенного времени. Высота ступеньки была 50 см, время 4 мин, темп 30 восхождений (120 шагов) в минуту. После этой нагрузки трижды определялась частота сердечных сокращений, в положении сидя за первые 30 сек. на второй, третьей и четвёртой минутах восстановления. Результаты пробы выражаются количественно в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ), при расчете которого используются следующие показатели:

Р1 - частота сердечных сокращений с 60 по 90 сек. восстановительного периода;

Р2 - частота сердечных сокращений с 120 по 150 сек, восстановительного периода;

Р3 - частота сердечных сокращений с 180 по 210 сек. восстановительного периода;

t — время восхождения на ступень, секунды.

Улучшение функциональных показателей при тестировании у спортсменов группы "Б" и более стабильная динамика ЧСС в процессе тренировок показали, что на раннем этапе подготовки на снегу возможны интенсивные тренировки, и что равномерные длительные нагрузки не вызывают положительных физиологических сдвигов, способствующих росту спортивного мастерства.

Проведенный нами эксперимент показал, что на раннем этапе тренировок на снегу возможны интенсивные тренировки (начиная с третьей недели) и, что равномерные длительные нагрузки не вызывают положительных физиологических сдвигов, способствующих росту спортивного мастерства. Для воспитания специальной выносливости наибольшая доля приходится на переменный метод (50%) а остальные 50% приходятся на равномерный, повторный и соревновательный методы.

По итогам сезона один спортсмен выполнил норматив мастера спорта России, а другой - норматив кандидата в мастера спорта России. Выполнение объемов средств специальной подготовки на 2 и 3 этапах подготовительного периода у наиболее удачно выступившего в этом сезоне спортсмена - приведены в (табл. 5, 6).

Таблица 5

Выполнение объёма средств специальной подготовки на 2-м этапе подготовительного периода

Средства подготовки

месяцы

Всего

 

август

сентябрь

октябрь

 

Переменный бег с имитацией (пульс 145*190 уд/мин.), км

171

229

15

415

Имитация прыжковая (пульс 145-190 уд/мин,), км

45

24

6

75

Лыжероллеры (пульс 145-190 уд/мин.), км

496

310

130

936

Таблица 6

Выполнение объёма средств специальной подготовки у спортсмена К. на 3-м этапе подготовительного периода

Средство подготовки передвижение на лыжах (км)

октябрь

ноябрь

декабрь

Всего

Высокой интенсивности (чсс-170-190уд/мин)

-

45

95

140

Средней интенсивности (чсс-150-160 уд/мин)

85

260

345

690

Низкой интенсивности (чсс-120-140 уд/мин)

205

435

160

800

Данные, приведенные выше, показывают, что большой объем средств специальной подготовки в подготовительном периоде позволяет достичь высоких результатов в соревновательном периоде.

Анализируя проведенную нами работу на 3-м этапе подготовительного периода, мы склоняемся к мнению, что равномерные длительные нагрузки с высокой интенсивностью на этом этапе подготовки целесообразны, и что работу средней и высокой интенсивности необходимо включать в тренировочные занятия с первых микроциклов этого этапа подготовительного периода.

Мы выявили, что наиболее рациональными средствами при воспитании специальной выносливости являются: передвижение на лыжах, переменный бег с имитацией подъемов, передвижение на лыжероллерах, прыжковая имитация с палками в подъем. Наибольшая доля для развития специальной выносливости приходится на переменный метод - 50%, затем равномерный - 29%, повторный - 16%, контрольный- 5%.

Кроме того, на 3 этапе подготовительного периода нами было проведено педагогическое исследование. После его окончания, по итогам контрольной тренировки, при сравнении средних результатов по Стьюденту мы видим, что t-расчетное (2.65) > t-табличного (2.23). Отсюда вытекает, что предложенная нами методика имеет положительный результат. По результатам тестирования методом Гарвардского степ-теста средний ИГСТ первой группы равен 92,5, что значительно меньше среднего ИГСТ экспериментальной группы равного 101,7. Мы видим улучшение функциональных показателей физической работоспособности, что тоже положительно характеризует предложенную методику.

Список литературы

  1. Бутин, И. М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. М. Бутин. – М.: Академия, 2012. - 368 с.

  2. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / Платонов В. Н. – М.: Советский спорт, 2005. – 820 с.

Просмотров работы: 106