ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Физическая нагрузка при занятиях лыжной подготовки очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжные гонки как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах – на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках – успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества, смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей.

Проблемой исследования является формирование физической культуры личности старших школьников с различным двигательным режимом.

Цель исследования: выявление различий в проявлении некоторых показателей уровня физической культуры личности лыжников-гонщиков и школьников, активно не занимающихся спортом 14-17 лет.

Гипотеза исследования: существуют различия в проявлении некоторых показателей уровня физической культуры личности лыжников-гонщиков и школьников, активно не занимающихся спортом 14-17 лет.

Задачи исследования: на основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы выявить влияние занятий лыжным спортом на развитие физических качеств и формирование двигательных навыков обучающихся; сравнить уровень физической подготовленности школьников, занимающихся и не занимающихся спортом; сравнить ценностное отношение к занятиям двигательной деятельностью и физической культурой школьников, занимающихся и не занимающихся спортом.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников; метод педагогических контрольных испытаний; анкетный опрос; метод обработки полученных данных.

На первом этапе исследования изучались литературные источники по данной теме. Затем проводилось педагогическое тестирование с участием двух исследуемых групп:

1 группа – 9 человек лыжников: 5-девушек,4- юношей.

2 группа – 26 человек школьников, не занимающихся спортом 14 – юношей, 12 – девушек.

Педагогическое тестирование проводилось: апрель 2015 года, апрель 2016 года, апрель 2017 года на базе МБОУ СОШ №62 г. Прокопьевска.

Для сравнения полученных данных был использован метод нахождения среднего арифметического.

Полученные результаты:

Скорость (бег 30 метров).

У школьников результат скорости ухудшился, средний результат в 2015 году был 5,3 с, а в 2015 году – 5,5 с. У лыжников средний результат улучшился и стал равен 4,1 с (2015 году – 4,2 с). Прослеживается улучшение скорости у школьников, не занимающихся спортом в 2016 году, а в 2017 году значительное ухудшение.

Координация (челночный бег).

У школьников и у лыжников за два года улучшилась. В среднем у школьников на 0,1 с, а у лыжников на 0,2 с, видно незначительное улучшение координации у школьников и стабилизация у лыжников. По данным литературных источников развитие координации завершается в основном до 15 лет, что и видно на графике.

Выносливость (6-минутный бег).

Также развивается у школьников и у лыжников. У школьников средний результат улучшился на 8 метров, у лыжников на 9 метров. Видно значительное увеличение среднего результата школьников в 2016 году. Затем небольшое снижение в 2017 году.

Гибкость (наклон вперёд из положения сидя).

И у школьников, и у лыжников результаты не изменились. По данным литературных источников увеличение показателей гибкости наблюдаются до 13-14 лет.

Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места).

У школьников и у лыжников результаты улучшились. У школьников средний результат в 2015 году был 192 см, а 2016 году – 193 см. А у лыжников был 213 см, а в 2017 году средний результат стал 216 см. Прослеживается равномерный рост среднего результата у лыжников. У школьников значительный прирост результата в 2015 году, а в 2017 году небольшое снижение.

Сила (подтягивание на перекладине).

Также развивается и у школьников, и у лыжников. У школьников средний результат в 2015 году был равен 10, а в 2017 – 11 раз. У лыжников в 2015 году средний результат 18 раз, в 2017 году – 21 раз.

В результате проведенного исследования выяснилось, что у девушек и юношей 15-17 лет, занимающихся спортом, имеется сходная картина предпочитаемых терминальных ценностей (ценностей-целей). Это здоровье и физическое совершенство – у девушек, спортивное совершенство и здоровье – у юношей.

Кроме того, работа над собой, активная жизнь и вера в себя имеют значимость – у девушек, активная жизнь и познание – у юношей. Отвергаемыми ценностями цели у спортсменов 11-12 лет являются творчество, искусство, красота природы, материальное положение, развлечения и любовь.

В группе инструментальных предпочитаемых ценностей (ценностей-средств) девушки спортсменки выделяют воспитанность, образованность, ответственность, твердую волю. Юноши этого возраста отмечают те же ценности, но в обратном порядке. Отвергаемыми ценностями спортсменов 15-17 лет являются – высокие запросы, непримиримость к недостаткам, широта взглядов, терпимость (у девушек), исполнительность (у юношей), чуткость, жизнерадостность.

Для девушек и юношей 15-17 лет, не занимающихся спортом, общими предпочитаемыми терминальными ценностями следует признать здоровье, любовь, счастливую семейную жизнь. Девушки к этому выбрали интересную работу, а юноши – хороших друзей и активную жизнь.

Отвергаемыми ценностями цели у всех испытуемых, не занимающихся спортом, являются развитие физического потенциала, физическая активность, физическая культура как элемент здорового образа жизни, т. е. основные ценности физической культуры человека.

Предпочитаемыми инструментальными ценностями являются в порядке убывания честность, аккуратность, образованность, воспитанность, трудолюбие, ответственность. Отвергаются при этом непримиримость к недостаткам, высокие запросы, рационализм, терпимость, твердая воля, самоконтроль. Обращает на себя внимание значительное сходство предпочитаемых и отвергаемых ценностей-средств у всех испытуемых 14-17 лет вне зависимости от пола и отношения к занятиям спортом.

Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций учащейся молодежи 14-17 лет показал, что как юноши, так и девушки спортсмены отдают свое предпочтение увлекательной работе, получению профессии, занятия спортом, физическим совершенствованием, социальным ценностям (юноши), семейным ценностям (девушки).

Юноши, не занимающиеся спортом, наиболее важными ценностями определили социальные, общественные, интеллектуальные и профессиональные ценности. Девушки – семейные, социальные и общественные ценности. Те и другие поставили при этом ценности здорового образа жизни и физической культуры на последнее место.

Духовные ценности у всех испытуемых 14-17 лет, принимавших участие в наших исследованиях, в перечне социальных ценностей занимают также одно из последних мест. При этом достижение материального благополучия является приоритетным у большинства опрошенных старшеклассников. Исключение составили только девушки-спортсменки, у которых материальные ценности входят в группу отвергаемых ценностей.

В результате исследования мы вынуждены констатировать, что ценности физической культуры значимы только для контингента лиц, занимающихся спортом. То есть, тенденции, сложившиеся в младшем школьном возрасте, приобретают в юношеском возрасте устойчивый характер.

Таким образом, гипотеза, предполагающая, что существуют различия в проявлении некоторых показателей уровня физической культуры личности лыжников-гонщиков и школьников, активно не занимающихся спортом 14-17 лет подтверждается полученными результатами исследования.

Список литературы

  1. Решетников, Н. В. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. спец. уч. заведений / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. - М.: Академия, 2008. - 160 с.

  2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – М.: Просвещение, 2008. – 264 с.

  3. Сирис, П. З. Профессионально производственная направленность физического воспитания школьников: 10-11 кл.: Учеб. – метод. пособие / П. З. Сирис. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 205 с.

  4. Решетников, Н. В. Физическая культура / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицин. – М.: Изд. центр “Академия”, 2013. – 168 с.

  5. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. – М.: Владос – пресс, 2012. – 388 с.

  6. Фиснеков, Б. И. Физическая культура в школе / Б. И. Фиснеков // Педагогика, 2003. - № 5. – С. 32-36.

  7. Шайхелисламова, М. В. Возрастно-половые особенности и механизмы адаптационных реакций у детей в пре-и пубертатный период развития / М. В. Шайхелисламова, Ф. Г. Ситдиков, Н. Б. Дикольская, Г. А. Билалова, Г. М. Каюмова // Физиология человека. – 2009. – Т. 35. - № 6. – С. 103-110.

  8. Шапошникова, В. И. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков / В. И. Шапошникова. - М.: Советский спорт, 2008. – 230 с.

Просмотров работы: 122