Целью исследования является выявление эффективности разработанной нами методики воспитания скоростно-силовых качеств юных спринтеров на этапе начальной подготовки.
Рабочая гипотеза. Предполагается, что наиболее эффективная методика воспитания скоростно-силовых качеств юных бегунов на короткие дистанции на этапе начальной подготовки подчиняется общим закономерностям развития функциональных систем организма под воздействием учебно-тренировочного процесса на отдельных его этапах.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы было необходимо решить следующие задачи:
Изучить возрастные особенности развития организма и методику воспитания скоростно-силовых качеств юных спринтеров на этапе начальной подготовки.
Выявить динамику возрастных изменений скоростно-силовых качеств юных спринтеров на этапе начальной подготовки.
Разработать и экспериментально обосновать методику воспитания скоростно-силовых качеств юных спринтеров на этапе начальной подготовки.
Для решения поставленных в работе задач применялись следующие методы исследования:
Теоретический анализ и обобщение литературных данных.
Педагогические контрольные испытания (тесты):
Педагогический эксперимент.
Методы математической статистики.
В педагогическом эксперименте приняли участие 24 юных спринтера 10-12 лет, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы, по 12 юных спортсменов в каждой. В экспериментальной группе был повышен удельный вес упражнений скоростно-силового характера за счет сокращения на 30% объема тренировочных средств, отводимых на технико-тактическую подготовку. Контрольная группа занималась по общепринятой методике.
Наше исследование включало несколько этапов.
1 этап (сентябрь 2016 г. – декабрь 2016 г.)
На данном этапе осуществлялось накопление данных по теме исследования, проводился анализ литературных источников.
2 этап (январь 2017 г. – ноябрь 2017 г.)
Проведение педагогического эксперимента, наблюдение за его ходом.
3 этап (ноябрь 2017 г. – январь 2017 г.)
Обработка результатов исследования, оформление работы.
Решая вопросы комплексной физической подготовки, мы вместе с тем имели в виду, что эта подготовка должна быть направлена на всестороннее развитие юных спринтеров. Кроме этого данное распределение имело достаточные признак, специализированной подготовки, необходимой для достижения в будущем высоких спортивных результатов. Средствами для такой подготовки явились специальные и вспомогательные упражнения. К средствам специальной физической подготовки экспериментальной группы относилось большинство видов скоростного бега, прыжков, ускорений.
На протяжении эксперимента (подготовительный период) спортсмены первой группы использовали на занятиях до 30% времени для развитие скоростно-силовых качеств, скорости, скоростной выносливости, во второй группе такие упражнения применялись по обычной программе.
Анализ эффективности примененных в исследовании средств специальной подготовки для юных спринтеров экспериментальных группы показал, что одни и те же упражнения в зависимости от решаемых задач применялись в одних случаях как общеразвивающие, а в других – как специальные.
В начале эксперимента в уровне физической подготовленности участников эксперимента статистически достоверных отличий обнаружено не было. Следует отметить, что в начале нашего исследования юные бегуны на короткие дистанции двух групп (контрольной и экспериментальной) показывали примерно одинаковые результаты в тестовых заданиях, характеризующих уровень развития скоростно-силовых качеств.
В конце эксперимента снова проводились контрольные испытания с соблюдением всех условий начальных контрольных испытаний.
Таким образом, бегуны первой группы проводили скоростную работу на протяжении всех 6 месяцев эксперимента, а юноши второй группы - лишь в течение последних трех месяцев. После анализа данных, полученных в ходе педагогического эксперимента (табл. 4), можно заключить, что в беге 30 м, 60 м, прыжке в длину с места и тройном прыжке более заметных сдвигов добились бегуны экспериментальной группы.
Результаты эксперимента позволяют утверждать, что у юных спринтеров работа над развитием быстроты должна проводиться на протяжении всего макроцикла, а не только в соревновательном периоде тренировки.
По данным средней арифметической каждой возрастной группы 10,11,12 лет было выявлено, что показатели прироста физических качеств (по результатам в беге на 30 м, на 60 м, прыжке и тройном прыжке) с возрастом увеличиваются, однако увеличение происходит неодинаково. Мы видим, что в экспериментальной группе он выше.
Наиболее высокий прирост показателей, характеризующих уровень скоростных и скоростно-силовых качеств, наблюдается на возрастном этапе 11-12 лет.
Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что увеличение объема скоростно-силовых упражнений до 30% от общего объема тренировочной нагрузки способствовал значительному росту всех физических качеств и повышению уровня спортивного мастерства. Об этом свидетельствуют различия в результатах занимающихся экспериментальной и контрольной групп. Так, в экспериментальной группе по сравнению с контрольной наиболее существенно возросли уровни скоростно-силовой (на 15%) и силовой подготовленности (на 18%) занимающихся.
Список литературы
Аракелян, Е. Е. Бег на короткие дистанции [Текст] / Е. Е. Аракелян, В. П. Филин, А. В. Коробов, А. В. Левченко. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 218 с.
Боген, М. М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М. М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 192 с.
Должиков, И. И. Уроки физической культуры в начальной школе. [Текст] / И. И. Должиков. // «Спорт в школе» - 2006. № 35 - с. 1.
Ермолаев, Ю. Л. Возрастная физиология [Текст] / Ю. Л. Ермолаев. - М.: Высшая школа, 2013. – 384 с.
Зеличенок, В. Б. Легкая атлетика: Критерии отбора [Текст] / В. Б. Зеличенок, В. Г. Никитушкин, В. П. Губа. – М.: Терра-Спорт, 2010. – 240 с.
Крапотин, А. Как развить физические качества у младших школьников. [Текст] / А. Крапотин // Спорт в школе. - 2012. - № 17. - с. 14.
Лях, В. И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методики развития [Текст] / В. И. Лях. – М.: Советский спорт, 2010 – 192 с.
Лях, В. И. Тесты физического воспитания школьников [Текст] / ЛяхВ. И. – М.: Издательство АСТ, 2013. - 271 с.
Макаров, А. Н. Легкая атлетика [Текст] / Макаров А. Н. - М.: Просвещение, 2012. - 303 с.
Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для вузов [Текст] / Л. П. Матвеев. – М.: Физическая культура, 2012. – 543 с.
Основы легкой атлетики [Текст] / Сост. А. Ф. Бойко. - М.: Физкультура и спорт, 2014. – 234 с.
Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Ю. Д. Железняк, В. А. Кашкаров, И. П. Кравцевич и др. // Под ред. Ю. Д. Железняка. - М.: Издательский центр «Академия», 2012 - 384 с.
Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст] / В. Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2005. – 583 с.
Попов, В. Б. Специальная физическая подготовка легкоатлетов [Текст] / В. Б. Попов // Физкультура в школе. – 2001. – № 6. - С. 56-91
Попов, В. Б. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ [Текст] / В. Б. Попов, Ф. П. Суслов, Е. И. Ливадо. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 224 с.
Родин, М. А. Формирование физических качеств у старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса (на примере легкоатлетического многоборья) [Текст] / М. А. Родин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000 – 17 с.