Игры и эстафеты органически присущи детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способны творить чудеса. Ленивого они могут сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Игры и эстафеты могут изменить отношение детей к тому, что кажется им порой обычным, скучным, надоедливым [2].
Игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. В играх и эстафетах учитель может узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. Игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт. Особое место среди игр занимают подвижные игры и эстафеты [3].
Цель исследования – совершенствование методики воспитания координационных способностей детей младшего школьного возраста на основе использования спортивно-интеллектуальных эстафет.
Гипотеза исследования – целенаправленное систематическое использование спортивно-интеллектуальных эстафет в процессе уроков физической культуры будет способствовать развитию координационных способностей детей младшего школьного возраста.
Исследования проводились в МБОУ СОШ «Лицей №57» г. Прокопьевска, с сентября 2014 года по январь 2017 года. В эксперименте участвовали 3 «А» и 3 «Б» классы, по 14 человек в каждом, в возрасте 9 лет. Экспериментальный класс - 3 «А», контрольный класс - 3 «Б».
В начале эксперимента оба класса сдали тесты на определения уровня развития координационных способностях, в связи с этим заполнялись протоколы. Затем в 3 «А» классе (экспериментальном) использовался разработанный нами комплекс спортивно-интеллектуальных эстафет для развития координационных способностей. Сущность данного комплекса спортивно-интеллектуальных эстафет заключалась в том, что участники команд преодолевают этапы эстафеты и в конце маршрута выполняют интеллектуальное задание.
Примерные вопросы для спортивно-интеллектуальных эстафет:
В этой игре необходимо выбить битой как можно большее количество фигур. (Городки)
В этой игре спортсмены с ракетками в руках перемещаются по корту, стараясь забить мяч противнику; самое престижное соревнование в этом виде спорта - Уимблдонский турнир. (Теннис)
В этом виде спорта выполняют различные акробатические упражнения на спортивных снарядах. (Гимнастика)
В этом виде спорта спортсмен, находясь на волнах, стоит на доске и управляет ею. (Сёрфинг)
Гонки на лыжах со стрельбой из винтовки. (Биатлон)
Гонки на мотоциклах по мотодрому. (Спидвей)
Деревянная палка с загнутым концом, которой бьют по шайбе. (Клюшка)
Длинная палка, которой спортсмен забивает шары в бильярде. (Кий)
Ею отбивают воланы и мячи. (Ракетка)
Засчитывается ли в футболе мяч, забитый игроком в свои ворота? (да)
Игра в ручной мяч, в которой две команды по семь игроков стараются руками забросить мяч в ворота друг друга (Гандбол)
Игра с мячом, в которой необходимо перебросить мяч через сетку на сторону противника так, чтобы он коснулся земли. (Волейбол)
Их защищает вратарь. (Ворота)
Их используют при игре в боулинг. (Кегли)
Как на олимпийском флаге выражен символ единения всех континентов? (пятью кольцами)
Как называется 11-метровый удар, назначающийся за нарушение правил в футболе? (пенальти)
Как называется в быту утренняя гигиеническая гимнастика? (зарядка)
Как называется вид спорта, включающий лыжные гонки и стрельбу? (биатлон)
Как называется вид спорта, объединяющий бег, ходьбу, прыжки, метание снарядов? (Легкая атлетика)
3 Б (контрольный) занимался по общепринятому варианту планирования учебного материала, согласно «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11-х классов». Длительность педагогического эксперимента составила 6 месяцев.
На первом этапе проведения педагогического эксперимента для определения исходного уровня развития координационных способностей у учащихся 3-х классов были проведены тесты. Они показали, что у детей 3 «А» класса уровень развития координационных способностей ниже, чем у детей 3 «Б» класса. Для проведения педагогического эксперимента был выбран нами 3 «А» класс.
Разработанный и реализуемый нами экспериментальный комплекс спортивно-интеллектуальных эстафет способствовал улучшению развития координационных способностей у детей 3 «А» класса, что доказывают результаты проведенного исследования (табл.1,2,3). Так, например, во всех трех тестовых испытаниях в экспериментальной группе зафиксированы достоверные приросты изучаемых показателей (Ро