ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПАУЭРЛИФТИНГОМ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПАУЭРЛИФТИНГОМ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Специалисты в области физической культуры и спорта обращают внимание на тот факт, что из бесконечного множества физических упражнений исторически сложилась большая группа специализированных упражнений, которые и стали основой многих видов спорта. Основой таких упражнений стали ведущие двигательные качества при выполнении ряда физических упражнений. К примеру, физические упражнения, при выполнении которых необходимо проявить силовые способности классифицировались в отдельную группу и были положены в основу отдельных видов спорта: тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, культуризм и т.д.

Древние рисунки, мозаики, письменные источники свидетельствуют о том, что уже в древние времена в Египте, Греции, Ираке, Китае мужчины демонстрировали свою силу, выполняя физическую силу в поднятии тяжестей. Вместе с этим в письменных источниках упоминается, что люди занимающиеся поднятием тяжестей отличались крепким здоровьем и прекрасно развитым телом.

Физические упражнения, связанные с поднятием тяжестей способствуют формированию правильного телосложения, развивают силу и координацию движений. Так же в процессе занятий воспитывается ряд ценных моральных и волевых качеств занимающихся: настойчивость целеустремленность, смелость, предельная концентрация волевых усилий.

Из исследований, связанных с изучением уровня развития силовых способностей детей и молодёжи в нашей стране известно, что более 85% выпускников общеобразовательных школ, имеют уровень силовых показателей ниже среднего. А нарушения связанные с отклонениями в опорно-двигательном аппарате составляют более 90%.

В последнее десятилетие бурными темпами развивается такое направление атлетизма, как пауэрлифтинг, который широко развит в нашей стране. В соревнованиях участвуют люди различного возраста: от подростков до ветеранов, мужчины и женщины, а также люди с нарушениями в состоянии здоровья. Это не удивительно, поскольку силовые способности имеют важное значение в социальной жизни человека, в его профессиональной деятельности. В отличие от тяжелой атлетики, где вес поднимается в основном за счет скоростно-силовых качеств спортсмена и высочайшей техники, в пауэрлифтинге во всех трех упражнениях – приседании, жиме лёжа и становой тяге – подъем штанги происходит исключительно за счет силы. Ведь и в переводе с ангийского это и есть «подъем силой».

Цель исследования – изучение влияния занятий пауэрлифтингом на морфофункциональное состояние организма старшеклассников.

Гипотеза исследования – предполагаем, что предложенная методика построения процесса спортивной тренировки в пауэрлифтинге позволит улучшить показатели морфофункционального состояния старшеклассников.

Задачи исследования: на основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы дать общую характеристику процесса спортивной тренировки в пауэрлифтинге на этапе начальной подготовки; выявить изменения морфофункционального состояния старшеклассников в процессе спортивной тренировки в пауэрлифтинге.

Поставленные в работе задачи решались с помощью следующих методов:

Анализ научной и методической литературы;

Педагогическое тестирование;

Педагогический эксперимент;

Методы математической статистики.

Исследования проводились в течение 2015-2016 учебного года на базе МАУ ДО «ДЮСШ№5» города Кемерово. В исследованиях принимали участие юноши старшего школьного возраста в количестве пятнадцати человек.

Нами было сформировано две группы экспериментальная и контрольная каждая по 15 человек. Контрольная группа занималась физической культурой только на школьных уроках, а экспериментальная группа посещала тренировки по пауэрлифтингу на базе МАУ ДО «ДЮСШ№5» города Кемерово. Пауэрлифтингом старшеклассники занимались в виде секционной работы во вторую половину дня. Они изучали и совершенствовали технику классических упражнений. Широко использовались вспомогательные упражнения со штангой и другими снарядами для воспитания силы, быстроты, укрепления мышц ног, спины, рук, брюшного пресса.

Подготовительная часть тренировки, длившаяся 15—20 мин, включала общеразвивающие упражнения без предметов, с гантелями, дисками от штанги. От занятия к занятию увеличивались темп и количество повторений.

Основная часть тренировки состояла из 3 — 4 упражнений со штангой. Как правило, она начиналась с изучения и совершенствования техники одного из классических упражнений. Изучение техники проводилось по существующим методическим указаниям для начинающих пауэрлифтеров. После выполнения классических упражнений следовали упражнения на воспитание силы, быстроты, укрепление мышц ног, спины. Один раз в две недели включались приседания на максимально возможное количество раз, т. е. выполнялась предельная нагрузка

Заключительная часть тренировки состояла из упражнений на осанку и висов на гимнастической лестнице, заканчивалась кратким разбором занятий. Каждый учащийся получал соответствующее задание на дом.

Для определения эффективности применяемых элементов пауэрлифтинга в обеих группах тестовые испытания в начале и в конце эксперимента.

Таблица 1 содержит средние данные изменений морфофункционального состояния в начале и конце учебного года. При сравнении исходных показателей с показателями в конце учебного года видна положительная динамика всех параметров. Ни в одном случае при повторных измерениях не было установлено уменьшение изучаемых признаков. Существенные изменения произошли со становой силой и собственным весом. Достоверность увеличения этих характеристик подтверждается вычислением критерия Стьюдента (Т). Для более полной характеристики произошедших изменений физического развития произведен расчет некоторых индексов (табл. 1).

Сопоставление результатов исходного измерения с результатами, полученными после года занятий, убедительно свидетельствует об улучшении физического развития учащихся и о хорошей пропорциональности их телосложения. При оценке антропометрических данных учитывалось не только влияние силовых упражнений на организм юношей, но и совершенствование их организма, характерное для 16—18-летнего возраста. Поэтому выявленная положительная динамика антропометрических показателей не рассматривалась как безоговорочный факт положительного влияния исключительно силовых упражнений на организм юношей. Более правильно в данном случае ограничиться лишь констатацией того, что силовые упражнения не оказали отрицательного влияния на возрастную динамику физического развития обследованных детей старшего школьного возраста.

Уровень физического развития сопоставлялся с физическими качествами, определяемыми методом контрольных нормативов. В табл. 2 представлены результаты контрольных нормативов в начале и конце учебного года. Они достаточно объективно отражают улучшение физической подготовленности обследованных старшеклассников.

Таблица 1

Результаты морфофункционального состояния старшеклассников после педагогического эксперимента

Показатели

 

Исходное

Конечное

Разность

Т

Р

Рост

К

173±1,58

173,5±1,08

0.5

0.3

н.д.

Э

177,2±1,62

177,9±0,31

0.7

0.5

н.д.

Вес

К

61±0,9

62,3±1,89

1.3

0.8

н.д.

Э

72,6±0,32

75±1,02

2.4

2.08

 


Просмотров работы: 238