ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ С ДЦП (СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ), ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ С ДЦП (СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ), ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования: Детский церебральный паралич относится к числу довольно распространённых заболеваний, приводящих к ограничению жизнедеятельности и существенно снижающих качество жизни детей. ДЦП занимает в настоящее время одно из ведущих мест в структуре детской инвалидности. России насчитывается более 70 тысяч детей в возрасте до 14 лет, больных детским церебральным параличом, и с каждым годом это количество увеличивается [1].

Детский церебральный паралич является проблемой одной из главных актуальных тем детской ортопедии и невропатологии. Социальная значимость этой проблемы так велика, что абсолютно объяснимый увеличивающийся рост интереса.

Тяжесть инвалидности у 20-35% больных, в самом деле, настолько значительно, что они не обслуживают себя, не передвигаются, по сути, не обучаемы. Значение этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной ролью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидность.

Рост заболеваемости детским церебральным параличом – одна из особенностей значимых заболеваний психоневрологического профиля. Это говорит о том, что проблеме лечения детского церебрального паралича нужно уделять огромное внимание. Для такого заболевания типичны: спазмы мышц нижних конечностей, контрактуры, двигательные нарушения и другие изменения в локомоторном аппарате. Отмечается повышение сухожильных рефлексов, мышечного тонуса, понижение мышечной силы и работоспособности мышц, наличие контрактур (обычно сгибательно-приводящего типа) и деформаций, нарушение координации движений, стояния и ходьбы, наличие непроизвольных движений, синкинезий. Многократно при этом заболевании нарушается психика, возникают расстройства со стороны черепно-мозговых нервов (косоглазие, ухудшение зрения, слуха), бульбарные расстройства.

На поздней стадии, когда происходит восстановление той или иной функции, преимущественно за счет компенсаторно - приспособительных процессов, встречаются вторичные дистрофические изменения в мышцах, связках, сухожилиях и других тканях. Возникшие на начальной стадии тонические рефлексы, контрактуры, неверные установки конечностей, деформации и другие нарушения с трудом поддаются коррекции. Поэтому, из важнейших методов лечения ДЦП является - физическая реабилитация, которая у детей школьного возраста должна быть направлена на формирование навыков повседневной жизни, развитие способности к общению и подготовке ребенка к жизни в коллективе. Для успеха данной цели необходимо внедрение новых оздоровительных технологий с использованием методов физической культуры и спорта, направленных на компенсацию у них дефицита двигательной активности и повышения физического развития.

B.C. Дмитриев, 2004 считает, что в настоящее время используемые формы реабилитации могут быть усовершенствованы за счет внедрения знаний о резервных возможностях человека.

По мнению Л.О. Бадалян, 2003 совершенствование индивидуальных режимов общего физического развития и двигательной активности является определяющим фактором физической реабилитации, социальной адаптации и полноценной интеграции инвалидов в обществе. Для здоровья и большей мощности организма, его устойчивости нужны не «щадящие» упражнения, а ежедневные тренировки разной интенсивности и различного объема.

С точки зрения Н.Н. Ефименко, 2001 детский церебральный паралич сопровождается ограничением двигательной активности. Эта гипокинезия приводит к ухудшению функций всех систем организма, и не только двигательного аппарата. Физические упражнения уменьшают пагубное влияние гипокинезии и являются профилактикой и устранением гипокинетических расстройств.

Установлено, что у детей с ДЦП двигательные нарушения успешно лечатся движением, в связи с этим осуществляют занятия адаптивным физическим воспитанием, лечебной физкультурой, а также адаптивным спортом, в том числе легкой атлетикой. Несомненно, с индивидуальным подбором нагрузки, которая, однако, по мнению А.С. Кахидзе, 2009 часто подбирается без учета выраженности двигательных и социальных ограничений, психоэмоционального настроя детей с ДЦП, что значительно увеличивает сроки реабилитации. Стоит отметить, что если физическая реабилитация недостаточна, то это приводит к усугублению двигательных возможностей, возникновению контрактур и деформаций.

А.М. Пузиков, 2006 считает, что без нарушений двигательной активности, детский церебральный паралич может сопровождаться патологиями зрения, слуха и речи. Весьма нередко ДЦП сочетается с различными формами эпилепсии и нарушениями умственного и психического развития.

Однако, главная проблема состоит в том, что такие дети ограничены в двигательной активности, хотя дети проходят курс реабилитации 3 раза в год, но этого явно не достаточно.

Так, адаптивный спорт является средством рекреации и реабилитации детей с ДЦП, он способствует самореализации в новых условиях с использованием природных факторов (здоровый образ жизни, спорт, закаливание, рациональное питание). А это требует максимальных усилий и полного отвлечения от своих проблем и болезней.

Такие дети могут заниматься в секциях по разным видам спорта, в ГБУДО «ОСДЮСШОР» по плаванию в городе Кемерово.

Отметим, что в этом учреждении есть секция по легкой атлетике для детей с ДЦП, которую ведет тренер-преподаватель Попова Светлана Моисеевна.

Известно, что в городе Кемерово имеется достаточно большое количество детей с данным заболеванием, но финансирование специализированных учреждений не производится в должной мере. В связи с этим дети из малообеспеченных и многодетных семей не могут заниматься в платных секциях. Именно поэтому многие остаются без помощи квалифицированных специалистов.

В связи с вышеизложенным можно считать, что данная тема «оценка физического и нервно - психического состояния детей 9 - 11 лет с ДЦП (СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ), занимающихся в секции легкая атлетика» курсовой работы является актуальной.

Цель исследования: изучение научно - методической литературы по теме оценка физического и нервно - психического состояния детей 9 - 11 лет с ДЦП(СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ), занимающихся в секции легкая атлетика.

Объект исследования: дети в возрасте от 9 до 11 лет, страдающие ДЦП (СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ), занимающиеся в секции по легкой атлетике в губернском центре спорта «КУЗБАСС» города Кемерово.

Предмет исследования: средства и методические приемы оценки физического и нервно - психического состояния детей 9 - 11 лет с ДЦП (СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ), занимающихся в секции легкая атлетика.

Нами было проведено исследование развития физической, нервно-психической подготовленности у детей с ДЦП (спастическая диплегия)

Результаты исследования представлены в таблице 1, 2.

Таблица 1

Результаты исследования нервно - психического состояния детей с ДЦП (спастическая диплегия).

Спортсмен

Тест на тревожность Спилбергера - Ханина

Теппинг - тест

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Левая рука

Правая рука

В. Алексей, 11 лет

1,3

1,9

Средне - слабый

Средне - сильный

С. Артем, 9 лет

1,5

2,5

Средний

Средне - слабый

М. Эвелина, 11 лет

1,65

2,1

Слабый

Стабильный

По тесту на Тревожность можно сказать следующее - в основном все дети задачу выполнили на удовлетворительном уровне. Никаких вопросов не вызвало у детей сомнений при заполнении в бланк ответов. Так мы видим из таблицы, что у детей в основном преобладает низкий уровень над высоким уровнем тревожность личности. Из полученных значений мы видим, что у Алексея (Ситуативная тревожность и Личностная тревожность), Артема (Ситуативная тревожность) и Эвелины (Ситуативная тревожность) по данным тестам - низкий уровень тревожности. Для низко - тревожных людей требуются пробуждение активности, возбуждение заинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач. И высокий уровень тревожности, по тесту выявлен у Эвелины (Личностная тревожность) и у Артема (Личностная тревожность). Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

По Теппинг - тесту можно сказать следующее - все дети справились с эти заданием на среднем уровне. Из полученных значений мы видим, что у Алексея – средне - слабый тип левой руки, следовательно, темп работы снижается после первых 10-15 с. (этот тип считается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – средне - слабая нервная система) и средне - сильный тип правой руки, первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня (вследствие способности к краткой мобилизации, такие тестируемые относятся к группе лиц со средне - сильной нервной системой); у Артема - средний тип левой руки, значит нервная система тестируемого средней силы (максимальный темп сохраняется некоторое время на одном уровне, а затем постепенно снижается.) и средне - слабый тип правой руки, видно, что темп работы снижается после первых 10-15 с. (этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне - слабая нервная система); у Эвелины - слабый тип левой руки, следовательно, максимальный темп снижается уже со второго 5 - секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы (этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого) и стабильный тип правой руки, следовательно, максимальный тип удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы (этот тип свидетельствует о наличии у испытуемого нервной систему средней силы).

Таблица 2

Результаты исследования физического состояния детей с ДЦП (спастическая диплегия).

Спортсмен

СФП (специальная физическая подготовка)

Прыжок в длину с места (см)

Подъем в сед из положения, лежа за 30 секунд (количество раз)

Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (количество раз)

Наклон вперед из положения сидя (см)

Челночный бег 3х10м. (сек)

В. Алексей, 11 лет

87

11

3

3

10,10

С. Артём, 9 лет

48

10

1

0

17,08

М. Эвелина, 11 лет

35

10

5

2

16,68

Исходя из теста СФП,мы определили исходный уровень двигательных возможностей детей с ДЦП, что позволило выделить их двигательные возможности, способных ходить, умеющих совершать локомоторные действия, но не координированных в движениях. На начальных этапах физической подготовки с детьми младшего школьного возраста, а также в случае тяжелой степени двигательных нарушений наиболее эффективным следует признать индивидуальный метод взаимодействия с ребенком, поскольку именно в этих ситуациях он наиболее беспомощен и максимально зависит от окружающих его взрослых.

Практическая оценка исходных возможностей детей с диагнозом ДЦП показала, что их индивидуальные уровни реализации значительно отличаются и определяются степенью нарушения функций верхних и нижних конечностей, общей, двигательной активностью, состоянием психомоторной сферы и т.д. Исходя из этого, предложенная педагогом, работающим с этими детьми методика, позволяющая ребенку с диагнозом ДЦП самостоятельно осуществлять физические упражнения на минимальном, частичном и оптимальном уровнях предложенной нагрузки, дает возможность максимально использовать различные методические приемы и специальные упражнения для повышения физической подготовленности, определяемых двигательными возможностями детей с ДЦП.

Исходя из результатов теста на СФП, можно выделить следующие рекомендации по выполнению упражнений, которые влияют на величину нагрузки (увеличивая или уменьшая ее):

  1. Исходные положения лежа, сидя - облегчают нагрузку, стоя - увеличивают.

  2. Включение небольших мышечных групп (стопы, кисти) - уменьшает нагрузку, упражнения для крупных мышц - увеличивает.

  •  
    • Увеличение числа повторений увеличивает нагрузку.

    • Темп упражнений должен быть адекватен функциональному состоянию ребенка с ДЦП.

    • Ритмическое выполнение упражнения облегчает нагрузку.

Исходя из результатов теста на СФП, можно заключить, что результаты, полученные в ходе исследования можно сравнить по следующим показателям:

  • Прыжок в длину с места: Алексей превосходит сверстников в показателях в 1,5 раза, что свидетельствует о лучшей подготовленности ребенка в данном виде, Артем соответственно прыгнул дальше Эвелины, но это может зависеть также от различия их гендерных признаков.

  • Подъем в сед из положения, лежа за 30 секунд: все дети находятся приблизительно в одних кондициях, разброс в 1 раз не имеет большого значения.

  • Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа: Эвелина показала результат значительно лучше, чем мальчики, что связано с тем, что у нее лучше развит верхний плечевой пояс. Низкий результат Артема может свидетельствовать о том, что у него форма ДЦП сложнее, чем у остальных детей.

  • Наклон вперед из положения сидя: Эвелина и Алексей показали примерно одинаковые результаты, в отличие от Артема, чей показатель может также свидетельствовать о более сложной форме ДЦП.

  • Челночный бег 3х10м: в данном виде программы Алексей показал значительно лучший результат относительно сверстников, Эвелина и Артем показали примерно одинаковое время, ведь Артем младше, а Эвелина - девочка.

Итак, в исследованиях мы выявили, что практически все результаты оценки физического и нервно - психического состояния детей 9 - 11 лет с ДЦП (СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ), занимающихся в секции легкой атлетики находятся на удовлетворительном уровне.

Стоит отметить, что половых различий в тестировании нами обнаружено не было. Такая ситуация с выполнением тестов безусловно связана с основным диагнозом детей - ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) - это заболевание центральной нервной системы, которое возникает в результате поражения одного или более отделов головного мозга. Таким образом, необходимо в процессе обучения и воспитания таких детей использовать все доступные средства, методы и методические приемы, в том числе и адаптивный спорт.

В ходе исследования были получены результаты выполнения детьми с ДЦП контрольных упражнений, направленных на оценку физических качеств. Были выявлены основные проблемы и слабые места каждого участника эксперимента. Изучив диагнозы и проанализировав результаты контрольных упражнений, было сделано заключение о том, что у некоторых детей поражение в большей степени приходится на ноги, у других больше поражены руки. Предполагается, что разработка индивидуальных программ в использовании методов и средств адаптивной легкой атлетике позволит положительным образом повлиять на развитие слабых сторон детей. Рассмотрена возможность индивидуального подхода с разработкой индивидуальных упражнений в зависимости от характера повреждений, основанных на технике адаптивной легкой атлетике. В дальнейшем предполагается возможность применения средств адаптивной легкой атлетике для возможной коррекции патологических двигательных действий детей страдающих церебральным параличом.

Список литературы

  1. Дмитриев, B.C. Особенности обеспечения физической подготовленности лиц с нарушениями функций движения и сенсорики // Научно-информационные основы физкультурного образования. Малаховка: МГАФК, 2004. - С. 82-88.

  2. Бадалян, Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. Киев: Здоровье, 2003. - 326 с.

  3. Ефименко, Н.Н., Сермеев, Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. М.: Советский спорт, 2001. - 55 с.

  4. Кахидзе, А.С. Социальные потребности в методиках с использованием тренажёров для восстановления при ДЦП, парезах, после инсультов, сложных травм // Открытый мир: науч.-практ. семинар по адаптивной двигательной активности. М., 2009. С. 42-44.

  5. Пузиков, А.М. Способ лечения спастической диплегии // ЛФК и массаж. 2006. № 7 (31). С. 51.

Просмотров работы: 291