УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ 8-14 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНЫМ ПЛАВАНИЕМ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ 8-14 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНЫМ ПЛАВАНИЕМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблемы обучения плаванию детей-инвалидов дошкольного и школьного возрастов набирают все большую значимость. Результатами научных разработок специалистов в которых отмечается ухудшение состояния здоровья детей, увеличение детской инвалидности, особенно с неврологическими заболеваниями, в том числе детским церебральным параличом (ДЦП) и возникших различных синдромов, ухудшающих функцию клеток мозга, соматических и вегетативных систем нарушений генетического кода последовательного преодоления сил гравитации.

Закон Архимеда гласит: на тело, погруженное в воду действует сила равная весу объема вытесненной им жидкости. Сила воды, действующая на тело, всегда направлена вверх – называется статической или Архимедовой силой. «Архимедова сила» изучается как в статике, так и в динамике спортивного и параолимпийского плавания. Данный закон Архимеда широко используется в начальном обучении плаванию при выполнении упражнений: «погружение», «всплывание», «лежание», «скольжение». В настоящее время в области теории и практики гидрореабилитации, спортивного и адаптивного плавания, оздоровительного плавания, адаптивной физической культуры происходит активный поиск и разработка новых средств и методов обучения двигательным действиям. При разработке эффективных средств и методов, главным критерием является их доступность и посильность усвоения в соответствии возрастным периодам развития и физической подготовленности ребенка. Особый учет в выборе дидактических средств необходим для организации и проведения занятий с детьми-инвалидами, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья, проявляющиеся в двигательных действиях. Анализ результатов эффективности индивидуального обучения плаванию показывает, что за основу формирования исходной модели для обучения плаванию детей-инвалидов принимают адаптированные средства и методы заимствованные из методик обучения здоровых детей, либо полученных в результате поисковых педагогических экспериментов. В связи с патологическими заболеваниями выполнение двигательных действий снижает степень их соответствия и сравнительной оценки, поскольку двигательные действия здорового ребенка принципиально отличаются от неустановившихся двигательных действий инвалида с различными поражениями мозга, контрактур и деформаций.

Применяемые на практике методики обучения плаванию ребенка-инвалида разрешают, прежде всего, проблемы лечебной физической культуры. Однако не могут быть напрямую использованы для организации занятий в воде с детьми при тяжелых поражениях церебральным параличом, поскольку не учитывают: комплексного проявления в условиях погружения в воду для плавания; сложности и характера последствий заболеваний; возможности утраты освоенного умения плавать больным ребенком; жизненной необходимости оперативного контроля двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды. Создания системы условий формирования и оперативной разработки адекватных моделей эффективного индивидуального обучения плаванию детей с тяжелыми последствиями церебрального паралича; не известных ребенку подчас с рождения, а потому и не усвоенных двигательных действий, либо утраченных в отличие от нормального развития; приобретенных, в силу особенностей формы и синдромов заболевания, непроизвольно выполняемых двигательных действий ученика; особенностей индивидуального обучения с учетом условий воспитания «домашнего ребенка», или при совместном пребывании в разных возрастных группах детского сада здоровых детей и детей с последствиями заболеваний.

Особая важность решения проблемы обучения плаванию тяжело больных детей обусловлена оздоровительным влиянием, экологически чистым, без медикаментозным воздействием водной среды на развивающийся организм, активизирующим способности ребенка-инвалида.

В литературе насчитывается более 20 классификаций ДЦП. Они основываются на этиологических признаках, характере клинических проявлений, патологических и других особенностях. В основу нашей работы положена общепринятая классификации К. А. Семеновой (1978), базирующаяся не только на клинических, но и на морфологических данных пяти форм ДЦП: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически – астатическая форма.

Важно подчеркнуть педагогические обобщения ученых о том, что как человек должен научиться сосать, сидеть, ходить, говорить, точно так же он должен научиться плавать, плавание как способ передвижения не является не врожденным. Однако в доступной нам литературе не удалось обнаружить работ, отражающих методику начального обучения плаванию детей с тяжелыми формами ДЦП.

Цель исследования: изучение возрастных особенностей формирования техники спортивных способов плавания детей с детским церебральным параличом 8-14 лет.

Представлялось, что изучение способности проявления или не проявления движений ребенка позволит:

  • разработать, на основе изучения литературных источников отражающих, соответствующие последствиям заболеваний и поражений особенности, проявления мышечных движений, модели предполагаемых двигательных действий ребенка в условиях водной среды;

  • предвидеть и предупредить возможное возникновение опасных и особо опасных критических ситуаций;

  • разработать обобщенную модель начального обучения плаванию;

  • реализовать в индивидуальном процессе обобщенную модель начального обучения плаванию;

  • опознать спонтанно выполненное движение ребенка-инвалида в условиях водной среды, как аналогичное какому-либо элементу системы движений пловца,

  • трансформировать обобщенную модель в реализацию индивидуального обучения плаванию, путем повторения этого движения с помощью тренера;

  • формировать и совершенствовать двигательные действия ребенка-инвалида от спонтанно проявленного к целесообразному.

Двигательные действия ребенка имеют свои индивидуальные характерные отличительные особенности определяющие последствиями заболевания и степени поражения, а также общие особенности характерных поз и положений тела: вертикальное и горизонтальное. Общие особенности двигательных действий детей позволяют выполнять оперативный и функциональный контроль за доступностью и посильностью упражнений и его нагрузкой, проводить сравнительный анализ в условиях «на суше» и «на воде».

Не случайно умственно отсталые дети имеют самые неблагоприятные показатели этой способности. Время простой реакции зависит от возраста. Сенситивным периодом является возраст 10—11 лет у девочек и 11—12 лет у мальчиков. У инвалидов и лиц с ограниченными возможностями как минимум один или несколько факторов имеют дефектную основу и поэтому тормозят развитие скоростных способностей. Комплексное развитие скоростных способностей. Большая часть видов адаптивного спорта требует комплексного проявления всех скоростных способностей (спринтерские дистанции в плавании, легкой атлетике) или их большинства (спортивные игры, виды единоборств).

В процессе достижения цели исследования решались следующие задачи:

1.Провести анализ ошибок в технике спортивных способов плавания детей с ДЦП 8-14 лет;

2.Изучить возрастную динамику показателей техники спортивных способов плавания детей с ДЦП 8-14 лет;

3.Осуществить возрастную дифференцировку средств обучения и совершенствования техники плавания с учетом возрастных особенностей ее формирования у детей с ДЦП 8-14 лет.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

теоретический анализ информационных источников; педагогический эксперимент;

педагогические контрольные испытания; педагогические наблюдения; антропометрия; хронометрия; расчетные методы; методы математической статистики.

В исследовании, организованном в период с сентября 2016 г. по март 2017 г. на базе Губернского универсального спортивного комплекса «Лазурный» г. Кемерово, принимали участие 29 детей от 8 до 14 лет с диагнозом ДЦП (спастическая диплегия): 14 девочек и 15 мальчиков.

Особенности формирования плавательных движений у детей с ДЦП 8-14 лет, выявленные в результате исследований, являются основой для распределения средств обучения технике плавания школьников различных возрастных групп. Изучение способности проявления или не проявления движений ребенка позволило нам:

• разработать, на основе изучения литературных источников отражающих, соответствующие последствиям заболеваний и поражений особенности, проявления мышечных движений, модели предполагаемых двигательных действий ребенка в условиях водной среды;

• предвидеть и предупредить возможное возникновение опасных и особо опасных критических ситуаций;

• разработать обобщенную модель начального обучения плаванию;

• реализовать в индивидуальном процессе обобщенную модель начального обучения плаванию;

• опознать спонтанно выполненное движение ребенка-инвалида в условиях водной среды, как аналогичное какому-либо элементу системы движений пловца,

• трансформировать обобщенную модель в реализацию индивидуального обучения плаванию, путем повторения этого движения с помощью тренера.

Согласно разработанной возрастной дифференцировке средств, в период с 8 до 9 лет наиболее целесообразно сделать акцент на использовании средств начального обучения плаванию. Следующий возрастной период, от 9 до 10 лет, - наиболее благоприятный для овладения спортивными способами плавания.

Исходя из того, что благоприятный период формирования техники плавательных движений очень непродолжителен и ограничивается узкими рамками возрастного диапазона от 9 до 10 лет, можно сделать заключение о целесообразности одновременного обучения всем спортивным способам плавания. Ведущей формой организации обучения должны являться индивидуальные занятия, включающие в себя дифференцированный подход к ребенку-инвалиду в зависимости от сложности диагноза и физического развития.

Разработанная возрастная дифференцировка средств обучения и совершенствования техники спортивных способов плавания детей с ДЦП 8-14 лет предполагает, что в период с 8 до 9 лет наиболее целесообразно сделать акцент на использовании средств начального обучения плаванию. Следующий возрастной период, от 9 до 10 лет, - наиболее благоприятный для овладения спортивными способами плавания. Исходя из того, что благоприятный период формирования техники плавательных движений очень непродолжителен и ограничивается узкими рамками возрастного диапазона от 9 до 10 лет, можно сделать заключение о целесообразности одновременного обучения всем спортивным способам плавания.

Ведущей формой организации обучения должны являться индивидуальные занятия, включающие в себя дифференцированный подход к ребенку-инвалиду в зависимости от сложности диагноза и физического развития.

Список литературы

  1. Булгакова, Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов и др.; Под ред. Н. Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.

  2. Козырева, О. В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия: учебное пособие / О. В. Козырева, А. А. Иванов. - М.: Советский спорт, 2010. – 280 с.

  3. Пермяков, В. Е. Использование средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей 9-11 лет с задержкой психического развития :дис. ... канд. пед. наук / В. Е. Пермяков. – Краснодар, 2004. – 207 с.

  4. Петрухин, А. С. Эпилептология детского возраста : руководство для врачей / А. С. Петрухин ; под ред. А. С. Петрухина. – М.: Медицина, 2000. – 624 с.

  5. Ростомашвили, Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: Учебное пособие / Л. Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009. – 300 с.

  6. Сладкова, Н.А. Типовая программа спортивной подготовки спортсменов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по плаванию / авт.- сост. Н. А. Сладкова; Паралимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 2012. – 120 с.

  7. Шпак, С. Л. Гидропедагогика ребенка с церебральным параличом. Учебно-методическое пособие / С. Л. Шпак. - Под редакцией проф. Д. Ф. Мосунова– ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2010. – 152 с.

Просмотров работы: 55