Объемы производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях.Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Объем реализации продукции можно определить или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате, т. е. выручке. Она может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.
Целью анализа является: выявление и подсчет упущенных возможностей и резервов увеличения производства и реализации продукции. Анализ осуществляют по каждому виду продукции, подразделению и в целом путем сравнивания фактического объема производства с плановым или уровнем производства за ряд предшествующих лет. Анализ позволяет установить степень выполнения плана, изменения показателей за ряд лет и определить темпы прироста производства каждого вида продукции в отдельности. Всю валовую продукцию оценивают по сопоставимым или по фактически сложившимся ценам реализации, которые отражают не только объем произведенной продукции, но и качество, каналы, структуру реализованной продукции, конъюнктуру рынка. На выход валовой продукции растениеводства влияют погодно–климатические условия, а также качество посевного материала, дозы внесения удобрений, соблюдение сроков сева и уборки, строгое выполнение всех технологических операций производственного цикла, наличие квалифицированных кадров, уровень механизации производственных процессов, передовая организация труда. Однако всё это влияет на выход продукции через изменения посевных и уборочных площадей, а также урожайность сельскохозяйственных культур и в последствии на реализацию продукции.
В СПК им. Фрунзе Серафимовичского района Волгоградской области основными возделываемыми культурами являются зерновые и подсолнечник. На их примере охарактеризуем производство и реализацию продукции растениеводства в хозяйстве.
Как видно из таблицы 1, в отчетном году, по отношению к базисному, площадь под зерновыми сократилась на 1739 га. При этом произошло увеличение посевов озимой зерновой культуры на 41,4%, за счет сокращения площади яровых зерновых. Постепенно сокращается площадь и под подсолнечник (на 891 га в 2016 году к 2012 году).
Самая высокая урожайность озимых была достигнута в 2016 году – 27,9 ц/га. В этот же год валовой сбор зерна составил свыше 59 тыс. ц.. Однако сбор 2016 года оказался на 27,6% меньше 2015 года. В хозяйстве идет постепенное снижение урожая подсолнечника, так если в 2012 году она составила 10,24 ц/га, то в 2016 году снизилась на 67,8%.
Таблица 1 - Анализ производства и реализации продукции подсолнечника и зерновых культур в СПК им. Фрунзе
| Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Изменение | |
| абсолютное | относи-тельное, % | ||||||
| Площадь, га зерновых культур в т.ч. озимых яровых подсолнечника Урожайность, ц/га зерновых культур в т.ч. озимых яровых подсолнечника Валовой сбор, ц зерновых культур в т.ч. озимых яровых подсолнечника Реализовано, ц зерна подсолнечника Уровень товарности, % зерна подсолнечника стоимость валовой продукции зерна подсолнечника | 3881 3657 224 2983 23,45 23,92 15,96 10,24 91038 87462 3576 30549 97884 30760 18,2 39,9 15423,2 12115,3 | 2505 2279 226 3094 20,0 20,8 11,8 6,5 50167 47490 2677 20270 45882 18732 16,1 37,5 8839,0 8228,3 | 2520 2463 207 2626 16,4 17,6 2,2 7,2 43686 43234 452 18988 38631 18695 33,2 95,2 16384,9 18370,5 | 3383 3046 337 2283 24,4 26,2 8,3 8,6 82583 79795 2788 17118 54130 14457 19,1 46,3 24125,0 9386,1 | 2142 2142 - 2092 27,9 27,9 - 3,3 59757 59757 - 6982 77470 8716 35,3 83,7 16270,2 4682,2 | -1739 -1515 - -891 4,4 4,0 - -6,9 -31281 -27705 - -23567 -20414 -22044 17,1 43,8 847 -7433,1 | 55,2 58,6 - 70,1 119,0 116,6 32,2 65,6 68,3 - 22,9 79,1 28,3 194,0 209,8 105,5 38,6 | 
За анализируемый период наблюдается повышение в уровне товарности, как подсолнечника, так и зерновых. Если в 2012 году доля реализованной продукции зерна составила 18,2 %, то в 2016 году – 35,3 %. Уровень товарности подсолнечника вырос с 39,9 % в 2012 году, до 83,7 % - 2016 году. Самый высокий уровень товарности подсолнечника наблюдается в 2014 году – 95,2 %. На предприятии больше всего зерна реализовано в 2012 году – 97884 ц., это в 2,5 раза больше 2014 года. В этом же году реализовали 30760 ц подсолнечника, что на 71,7 % больше чем в 2016 году.
Реализация продукции является связующим звеном между производством и потреблением. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.
На примере зерна, мы можем проследить динамику производства и реализации на предприятии. Из таблицы 2 видно, что в отчетном 2016 году объем производства зерна увеличился по сравнению с 2011 годом более чем в 1,1 раза. Наименьшие объемы производства и реализации продукции на предприятии пришлись на 2013 год. Так, объем реализации в 2016 году увеличился в 2,6 раза.
Таблица 2 - Динамика производства и реализации зерна в СПК им. Фрунзе
| Год | Объем производства продукции, тыс. руб. | Темпы роста, % | Объем реализации продукции, тыс. руб. | Темпы роста, % | ||
| базисные | цепные | базисные | цепные | |||
| 2012 2013 2014 2015 2016 | 15423,2 8839,0 16384,9 24125,0 16270,2 | 100,0 57,3 106,2 156,4 105,5 | 100,0 57,3 185,4 147,2 67,4 | 16583 8084 14489 15813 21093 | 100,0 48,7 87,4 95,4 127,2 | 100,0 48,7 179,2 109,1 133,4 | 
Для большей наглядности динамику производства и реализации можно изобразить графически (рисунок 1). На протяжении пятилетнего периода наблюдается незначительное превышение темпов роста производства продукции над темпами роста реализации, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Рис. 1. Динамика производства и реализации зерна в СПК им. Фрунзе
За анализируемый период в государственные фонды поставки подсолнечника не осуществлялись. За весь анализируемый период большая часть подсолнечника была реализована на рынках, а впоследствии предприятиям и организациям. Пошлины на оплату дивидендов предприятие не производило.
Таблица 3 - Баланс продукции подсолнечника в СПК им. Фрунзе за 2012 – 2016 гг.
| Показатели | 2012г. | 2013г. | 2014г. | 2015г. | 2016г. | отклонения | |
| ц | % | ||||||
| Наличие на начало года | 570 | 368 | 621 | 357 | 2661 | 2091 | 466,8 | 
| Произведено за вычетом отходов | 30549 | 20270 | 18988 | 17118 | 6982 | -23567 | 22,9 | 
| Приобретено | 375 | 306 | - | - | - | - | - | 
| Итого приход | 30924 | 20576 | 18988 | 17118 | 6982 | -23942 | 22,6 | 
| Реализовано организациям, на рынках | 25462 | 16589 | 14068 | 13125 | 8716 | -16746 | 34,2 | 
| Выдано в порядке оплаты труда | 3366 | 1689 | 1736 | 1332 | - | - | - | 
| На семена | 366 | 789 | 399 | 357 | 145 | -221 | 39,6 | 
| Всего расходовано | 31126 | 20323 | 19252 | 14814 | 8861 | -22265 | 28,5 | 
| Наличие на конец года | 368 | 621 | 357 | 2661 | 782 | 414 | 212,5 | 
Из данных таблицы 3 видно, что в 2016 году на семена направилось меньше подсолнечника, чем в остальные, так в 2013 году было оставлено на эти цели в 5 раз больше центнеров подсолнечника. В 2012 году предприятием было приобретено 375 ц, в 2013 году на 18,4 % меньше, а впоследствии полностью прекратили закупку подсолнечника. Необходимо обратить внимание на то, что снижается доля подсолнечника, выданного в порядке оплаты работникам хозяйства, а в последний год в качестве выплаты было выдано лишь зерно.
Ежегодно часть продукции остается на конец года и переходит остатком на начало следующего. На предприятии их размер нестабилен. Наибольшее количество было оставлено в 2015 году, что в 7 раз превосходило количество оставленного подсолнечника в 2012 году.