Объемы производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях.Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Объем реализации продукции можно определить или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате, т. е. выручке. Она может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.
Целью анализа является: выявление и подсчет упущенных возможностей и резервов увеличения производства и реализации продукции. Анализ осуществляют по каждому виду продукции, подразделению и в целом путем сравнивания фактического объема производства с плановым или уровнем производства за ряд предшествующих лет. Анализ позволяет установить степень выполнения плана, изменения показателей за ряд лет и определить темпы прироста производства каждого вида продукции в отдельности. Всю валовую продукцию оценивают по сопоставимым или по фактически сложившимся ценам реализации, которые отражают не только объем произведенной продукции, но и качество, каналы, структуру реализованной продукции, конъюнктуру рынка. На выход валовой продукции растениеводства влияют погодно–климатические условия, а также качество посевного материала, дозы внесения удобрений, соблюдение сроков сева и уборки, строгое выполнение всех технологических операций производственного цикла, наличие квалифицированных кадров, уровень механизации производственных процессов, передовая организация труда. Однако всё это влияет на выход продукции через изменения посевных и уборочных площадей, а также урожайность сельскохозяйственных культур и в последствии на реализацию продукции.
В СПК им. Фрунзе Серафимовичского района Волгоградской области основными возделываемыми культурами являются зерновые и подсолнечник. На их примере охарактеризуем производство и реализацию продукции растениеводства в хозяйстве.
Как видно из таблицы 1, в отчетном году, по отношению к базисному, площадь под зерновыми сократилась на 1739 га. При этом произошло увеличение посевов озимой зерновой культуры на 41,4%, за счет сокращения площади яровых зерновых. Постепенно сокращается площадь и под подсолнечник (на 891 га в 2016 году к 2012 году).
Самая высокая урожайность озимых была достигнута в 2016 году – 27,9 ц/га. В этот же год валовой сбор зерна составил свыше 59 тыс. ц.. Однако сбор 2016 года оказался на 27,6% меньше 2015 года. В хозяйстве идет постепенное снижение урожая подсолнечника, так если в 2012 году она составила 10,24 ц/га, то в 2016 году снизилась на 67,8%.
Таблица 1 - Анализ производства и реализации продукции подсолнечника и зерновых культур в СПК им. Фрунзе
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Изменение |
|
абсолютное |
относи-тельное, % |
||||||
Площадь, га зерновых культур в т.ч. озимых яровых подсолнечника Урожайность, ц/га зерновых культур в т.ч. озимых яровых подсолнечника Валовой сбор, ц зерновых культур в т.ч. озимых яровых подсолнечника Реализовано, ц зерна подсолнечника Уровень товарности, % зерна подсолнечника стоимость валовой продукции зерна подсолнечника |
3881 3657 224 2983 23,45 23,92 15,96 10,24 91038 87462 3576 30549 97884 30760 18,2 39,9 15423,2 12115,3 |
2505 2279 226 3094 20,0 20,8 11,8 6,5 50167 47490 2677 20270 45882 18732 16,1 37,5 8839,0 8228,3 |
2520 2463 207 2626 16,4 17,6 2,2 7,2 43686 43234 452 18988 38631 18695 33,2 95,2 16384,9 18370,5 |
3383 3046 337 2283 24,4 26,2 8,3 8,6 82583 79795 2788 17118 54130 14457 19,1 46,3 24125,0 9386,1 |
2142 2142 - 2092 27,9 27,9 - 3,3 59757 59757 - 6982 77470 8716 35,3 83,7 16270,2 4682,2 |
-1739 -1515 - -891 4,4 4,0 - -6,9 -31281 -27705 - -23567 -20414 -22044 17,1 43,8 847 -7433,1 |
55,2 58,6 - 70,1 119,0 116,6 32,2 65,6 68,3 - 22,9 79,1 28,3 194,0 209,8 105,5 38,6 |
За анализируемый период наблюдается повышение в уровне товарности, как подсолнечника, так и зерновых. Если в 2012 году доля реализованной продукции зерна составила 18,2 %, то в 2016 году – 35,3 %. Уровень товарности подсолнечника вырос с 39,9 % в 2012 году, до 83,7 % - 2016 году. Самый высокий уровень товарности подсолнечника наблюдается в 2014 году – 95,2 %. На предприятии больше всего зерна реализовано в 2012 году – 97884 ц., это в 2,5 раза больше 2014 года. В этом же году реализовали 30760 ц подсолнечника, что на 71,7 % больше чем в 2016 году.
Реализация продукции является связующим звеном между производством и потреблением. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.
На примере зерна, мы можем проследить динамику производства и реализации на предприятии. Из таблицы 2 видно, что в отчетном 2016 году объем производства зерна увеличился по сравнению с 2011 годом более чем в 1,1 раза. Наименьшие объемы производства и реализации продукции на предприятии пришлись на 2013 год. Так, объем реализации в 2016 году увеличился в 2,6 раза.
Таблица 2 - Динамика производства и реализации зерна в СПК им. Фрунзе
Год |
Объем производства продукции, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
Объем реализации продукции, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные |
|||
2012 2013 2014 2015 2016 |
15423,2 8839,0 16384,9 24125,0 16270,2 |
100,0 57,3 106,2 156,4 105,5 |
100,0 57,3 185,4 147,2 67,4 |
16583 8084 14489 15813 21093 |
100,0 48,7 87,4 95,4 127,2 |
100,0 48,7 179,2 109,1 133,4 |
Для большей наглядности динамику производства и реализации можно изобразить графически (рисунок 1). На протяжении пятилетнего периода наблюдается незначительное превышение темпов роста производства продукции над темпами роста реализации, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Рис. 1. Динамика производства и реализации зерна в СПК им. Фрунзе
За анализируемый период в государственные фонды поставки подсолнечника не осуществлялись. За весь анализируемый период большая часть подсолнечника была реализована на рынках, а впоследствии предприятиям и организациям. Пошлины на оплату дивидендов предприятие не производило.
Таблица 3 - Баланс продукции подсолнечника в СПК им. Фрунзе за 2012 – 2016 гг.
Показатели |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
отклонения |
|
ц |
% |
||||||
Наличие на начало года |
570 |
368 |
621 |
357 |
2661 |
2091 |
466,8 |
Произведено за вычетом отходов |
30549 |
20270 |
18988 |
17118 |
6982 |
-23567 |
22,9 |
Приобретено |
375 |
306 |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого приход |
30924 |
20576 |
18988 |
17118 |
6982 |
-23942 |
22,6 |
Реализовано организациям, на рынках |
25462 |
16589 |
14068 |
13125 |
8716 |
-16746 |
34,2 |
Выдано в порядке оплаты труда |
3366 |
1689 |
1736 |
1332 |
- |
- |
- |
На семена |
366 |
789 |
399 |
357 |
145 |
-221 |
39,6 |
Всего расходовано |
31126 |
20323 |
19252 |
14814 |
8861 |
-22265 |
28,5 |
Наличие на конец года |
368 |
621 |
357 |
2661 |
782 |
414 |
212,5 |
Из данных таблицы 3 видно, что в 2016 году на семена направилось меньше подсолнечника, чем в остальные, так в 2013 году было оставлено на эти цели в 5 раз больше центнеров подсолнечника. В 2012 году предприятием было приобретено 375 ц, в 2013 году на 18,4 % меньше, а впоследствии полностью прекратили закупку подсолнечника. Необходимо обратить внимание на то, что снижается доля подсолнечника, выданного в порядке оплаты работникам хозяйства, а в последний год в качестве выплаты было выдано лишь зерно.
Ежегодно часть продукции остается на конец года и переходит остатком на начало следующего. На предприятии их размер нестабилен. Наибольшее количество было оставлено в 2015 году, что в 7 раз превосходило количество оставленного подсолнечника в 2012 году.