Проблеме воспитания детей раннего дошкольного возраста посвящены работы Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко В. М. Бехтерева, Н. Л. Фигуриной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний дошкольный возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов, считают ранний дошкольный возраст сенситивным для развития детей.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки современных стратегий и подходов к воспитанию детей раннего дошкольного возраста считают современные исследователи, А.А. Арламов, А.Н. Бойко, Г.В.Воробьев, А.М.Гельмонт, А.В. Лоренсов, М.М. Поташник, О.Г. Хомерики, А.Я. Наин и др. Они отмечают, что, в зависимости от широты и глубины современных стратегий и подходов к воспитанию детей раннего дошкольного возраста, можно говорить как о массовых, крупных, глобальных, систематических, фундаментальных, стратегических, глубоких нововведениях, так и о частных новшествах.
Как показывает анализ в большей степени современные стратегии и подходы внедряются в настоящее время в практику воспитания детей раннего дошкольного возрастав системе дошкольного образования крайне недостаточно, что актуализирует заявленную тему.
Изучение современных стратегий и подходов к воспитанию детей раннего дошкольного возраста, используемых в дошкольной образовательной организации показало, что разработка и внедрение новых педагогических стратегий и подходов детей в дошкольном образовательном учреждении должно включать в себя следующие блоки: социализация и гуманизация жизни детей, развитие саморегуляции, создание принципов предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении, создание единого пространства для социализации детей в дошкольном учреждлении, формирование и внедрение новых методов, систем воспитания, в том числе на правленых на преемственность дошкольного образования, развитие и внедрение проектных форм деятельности детей, педагогов и взрослых.
Новой задачей дошкольного учрежлдения становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у детей раннего дошкольного возраста. Вся жизнь детей в дошкольном учреждении должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми. Для этого необходимо изменять технологию образовательного процесса и создать условия для социального развития ребенка.
Современные стратегии и подходы к воспитанию детей раннего дошкольного возраста, предъявляемые в дошкольном образовательном учреждении, меняют систему управления воспитания, определяют необходимость выработки новых подходов к управленческой и педагогической деятельности всего коллектива. Встает необходимость перестройки сознания в рамках новых ценностей, категорий и понятий, таких как конкурентоспособность, компетентность, рынок образовательных услуг, самоорганизация и самоуправление. Они определяют управленческий функционал руководителя и направление деятельности всего педагогического коллектива, ориентируя на инновационный путь обеспечения качества воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Необходимость разработки программы развития современных стратегий и подходов к воспитанию детей раннего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждений обусловлена важностью целей развития воспитания и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации. Поэтому стратегическая цель государственной политики в области воспитания- повышение доступности качественного воспитания, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Однако в условиях экономического кризиса ее реализация определяется не столько внешним ресурсным обеспечением развития системы воспитания, сколько способностью системы воспитания актуализировать свой внутренний потенциал саморазвития и воспитания. Экономический кризис не может стать поводом отказа от перехода на новую модель воспитания, нацеленную на обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества в качественном воспитании. Проблемакачества воспитания в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования воспитания, дошкольное образовательное учреждение представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом.
Актуальность исследуемой темы связана еще и с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик как продолжающих традиции, так и основывающихся на новых технологиях воспитания. Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей раннего возраста.
В «Концепции модернизации российского образования» говорится о том, что воспитание, как первостепенный приоритет, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс развития. Воспитание в широком смысле, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке детей раннего дошкольного возраста к жизни, способности к успешной социализации в обществе.
В заключении, можно сказать, что стратегии и подходы воспитания детей раннего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении строится на основе современных достижений психологической науки и принципе уважения к личности ребенка. Реализуемые стратегии также должны учитывать возрастные психологические особенности не только всего периода раннего дошкольного возраста, но и каждого его этапа. Общая стратегия воспитания детей раннего дошкольного возраста в дошкольном учреждении в настоящее время остается предметом детального обсуждения .
1.Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М.: Творческий центр Сфера, 2008.- 208 с.
2.Бескина, Р.М., Виноградова, М.Д. Идеи А.С. Макаренко сегодня: учеб.пособие / Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Знание, 2011. – 80 с.
3.Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп./ З.М. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: Академический Проект; Культура, 2010. -240 с.
4.Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011. - 259с. Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике.
5.Гербова, В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова и др.; под ред. Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение, 2010. – 224 с.
6.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение, 2010.
7.Езопова С.А. Анализ системы дошкольного образования в современной России // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 1. – С.5-11.
8.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 432 с.
9.Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
10.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб.пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – с. 336.