ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕПРИЗНАННОГО ГОСУДАРСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОСТОЯНИИ ВОЕННОГО, НАЦИОНАЛЬНОГО ИЛИ РЕЛИГИОЗНОГО КОНФЛИКТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕПРИЗНАННОГО ГОСУДАРСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОСТОЯНИИ ВОЕННОГО, НАЦИОНАЛЬНОГО ИЛИ РЕЛИГИОЗНОГО КОНФЛИКТА

Колосов К.А. 1, Парчевский Д.В. 1, Крылова Г.Ф. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема правового статуса государства, находящегося в состоянии военного, национального или религиозного конфликта, является в системе международных отношений наиболее острой в последнее время. Каждый год в мире происходит приблизительно до 30ти военных конфликтов. Положение государства, находящегося в состоянии любого рода конфликта, влечет за собой определенные юридические последствия в соответствии с международными договорами. К сожалению, во многих регионах земного шара сохраняется нестабильная обстановка. К таким горячим точкам в данный момент можно отнести Сирию, Палестину, Израиль, Ирак, Турцию, Йемен, Мексику, Южный Судан, Афганистан, Пакистан, Мьянму, Южную Осетию, Абхазию, Украину, Донецкую и Луганскую народные республики, территорию Крым, Испанию и др. Многие из этих государств не получили международного признания, так как во многих случаях были использованы военные методы для достижения суверенитета, а это создает угрозу для всех стран мира, имеющих в своем составе этнические меньшинства. Любой из таких конфликтов рано или поздно становится фактором, дестабилизирующим международную обстановку.

Определённость и стабильность статуса государства позитивно влияет на его международно-правовой статус, создаёт авторитет, открывает широкие возможности для сотрудничества с другими государствами. А если государство находится в состоянии военного, национального или религиозного конфликта, оно лишает себя многих возможностей.

Для начала хотелось бы отметить, что в современной научной литературе конфликт трактуется в виде борьбы, столкновения или противостояния двух или более сторон. А национальный конфликт - это особая разновидность социального межгруппового конфликта, когда группы с противоположными интересами поляризуются друг против друга по национальному признаку. К таким государствам, например, относятся НКР, Абхазия, Приднестровье, Палестина и др.

Причинами национальных конфликтов могут стать:

1) спорные территории;

2) изгнание народа со своей территории и возвращение депортированного народа на свою историческую родину;

3) произвольное изменение административных границ;

4) насильственное включение территории народов в соседнее государство;

5) разногласия между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (искореняя национальность);

6) отсутствие у народа национальной государственности и ее расчлененность между другими государствами;

Военный конфликт- это форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с двусторонним использованием военного насилия. Причинами военных конфликтов могут быть:

1) борьба за источники сырья;

2) стремление противников к недопущению возникновения нового центра силы и мощного конкурента;

3) борьба за национальное самоопределение;

4) борьба за социальную справедливость, суверенитет и территориальную независимость на национальной и этнической основе;

5) попытки пересмотра существующих границ;

Религиозный конфликт- это столкновение и противодействие между носителями религиозных ценностей, которая обусловлена несовпадением взглядов в вопросах вероучения и религиозной деятельности.

Практика показывает, что чаще всего конфликты вспыхивают в государствах с разнородным составом населения. Для них характерны острые противоборства, связанные со стремлением определенных политических сил добиться от Центра уступок в диапазоне: от желания произвести некоторый сдвиг прерогатив внутри государства до полного разрыва прежних политических обязательств и перехода конкретной территории под власть нового государства. Их предметным основанием является вопрос о статусе проблемного региона в «Большом» государстве, удовлетворение их базовых потребностей, сохранение своей идентичности.

Еще одной причиной конфликтов можно назвать ослабление национального государства, изменение его функций, невозможность в ряде случаев гарантировать безопасность. Все это влечет за собой развитие затяжных конфликтов, которые, то вспыхивают, то затухают вновь. При этом исследователи обращают внимание не только на объективные обстоятельства, но и на субъективный фактор как причину слабости государств. Например, американский ученый Т. Сейболт считает, что многие современные конфликты возникают из-за «плохих лидеров», «слабых правительств», негодных методов управления (фаворитизм, грабеж, насильственные захваты власти), а также ничем не ограниченную-вплоть до гражданской войны- борьбы за власть в странах, где элиты заняты, прежде всего, самими собой.

К числу самых острых и крупных региональных конфликтов, истоки которых уходят в эпоху биполярного мира относятся арабо-израильский (палестинский) и корейский. К новейшим региональным конфликтам следует отнести конфликт в Афганистане и Ираке, который был порожден, с одной стороны, террористической и антиамериканской деятельностью, а с другой-стремлением США обеспечить свою безопасность и свои национальные интересы, а также интересы и безопасность своих союзников с помощью вооруженного вторжения в Афганистан и Ирак и свержения павших там режимов. Международный конфликт в Ливии стал результатом вооруженного вмешательства НАТО во внутренний конфликт с целью защиты гражданского населения.

Еще одну группу конфликтов составляют многочисленные конфликты в странах Африки, Азии, Латинской Америки (Судане, Сомали, Конго, Руанде, Западной Сахаре, Шри0Ланке, Колумбии и др.), которые, хотя и имеют внутренний характер, оказывают воздействие и на международные отношения. Это связано с перемещением повстанческих формирований беженцев на территории соседних государств, незаконными поставками оружия и т.д.

К следующей группе можно отнести конфликты в посткоммунистических странах. А.А. Большаков выделяет 4 «зоны» внутренних вооруженных конфликтов в этих странах:

- территория Центральной Европы. Все этнические вооруженные конфликты (албано-македонский, косовский (албано-сербский), сербско-словенский, сербско-хорватский) связаны со странами бывшей Югославии (СФРЮ) и Албанией. Сюда же можно отнести и конфликт в Боснии и Герцеговине.

- территория российского приграничья, включающая Украину, Белоруссию, Молдавию. Здесь можно выделить приднестровско-молдавский вооруженный конфликт.

- территория Северного Кавказа (российско-чеченский и осетино-ингушский внутренние вооруженные конфликты).

- территория Южного Кавказа. Все три новые посткоммунистические страны-Армения, Грузия, Азербайджан-вовлечены в этнические вооруженные конфликты: абхазско-грузинский, грузино- осетинский, армяно-азербайджанский.1

Все выше перечисленные конфликты с точки зрения их международно0правового статуса делятся на две группы: международные конфликты и внутренние конфликты. Но во всех этих конфликтах прослеживается общая черта: все они в итоге связаны с политико-территориальными проблемами, то есть с вопросом о власти над подконтрольной территорией, претензии на власть по отношению к одной и той же территории, смена власти над определенной территорией-таковы проявления сущностной природы этих конфликтов.

Дело в том, что новое государство может считаться субъектом международного права и рассчитывать на международное признание, если оно образовалось в полном соответствии с принципом самоопределения наций и не нарушало бы принципа территориальной целостности. Критерии для определения государства перечислены Конвенции, которую приняла Лига наций в Монтевидео в 1933 году. Это один из немногих международных документов, перечисляющих признаки, определяющие правосубъектность государства с точки зрения международного права. В Статье 1 Конвенции закреплены четыре признака государства, как субъекта международного права:

- постоянное население;

- определенная территория;

- собственное правительство;

-способность к вступлению в отношения с другими государствами;

В.Н.Рябцев отмечает, что в современных условиях такие государства могут существовать в трех видах:

- как территориальное образование, существующее вполне самостоятельно, без чьей-либо поддержки извне; может быть достаточно прочным, нормально функционирующим политическим организмом, а значит отвечать всем критериям государственности согласно Конвенции Монтевидео 1933 г. за исключением одного-внешнего суверенитета, т.е. способности властных структур вступать в равноправные отношения с другими государствами;

- как образование, не способное существовать самостоятельно и поэтому нуждающееся в помощи внешнего управления (косовская схема);

- образование, которое, находясь в составе прежнего государства, уже имело некоторую автономию, и которое, воспользовавшись присутствием на своей территории вне регионального фактора, ведущего военные действия против центрального правительства, де-факто установило на подконтрольной территории независимое правление («свободный Курдистан» на севере Ирака);2

Нужно заметить, что очень многие конфликтные государства являются непризнанными образованиями, хотя за исключением всего лишь одного признака, способности к вступлению в отношения с другими странами, они смогли выстроить свои институты власти, консолидировать ее и установить суверенитет над определенной, достаточно протяженной территорией, а также обеспечить функционирование выборных процедур. Но выборы в данных государствах не признаются государствами –ведущими акторами мировой политики, равно как и ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС. На выборы, происходящие в непризнанных образованиях, не приезжают наблюдатели этих организаций, а те кто наблюдает за ходом выборов, представляют себя в личном, а не институциональном качестве. Да и сами выборы, зачастую, проводятся в форс мажорных обстоятельствах. Но все равно выборы- это способ легитимации власти.

Так каковы же негативные последствия для стран, которые находятся в состоянии национального, военного или религиозного конфликтов?

1) прекращение дипломатических отношений;

2) лишение способности к вступлению в отношения с другими государствами;

3) прекращение действий многосторонних договоров;

4) получение статуса «непризнанные» с вытекающими последствиями;

5) наложение санкций;

6) экономическое ослабление;

7) использование третьими лицами для ведения боевых действий;

8) возможность использования территорий для транзита оружия, наркотиков, контрабанды и т.д.;

9) лишение населения нормальных условий жизни;

10) болезни и эпидемии;

Итак, непризнанные государства, находящиеся в состоянии военного, национального или религиозного конфликта, чаще всего имеет все признаки государства, но лишено международно-дипломатического признания. Такие государства не имеют правомерных возможностей коммуникации с другими странами по политическим, экономическим и другим вопросам, им сложно развивать инфраструктуру, заключать контракты, вступать в международные организации. Они могут рассчитывать только на гуманитарную помощь со стороны НКО развитых стран, что исключает возможность их полноценного развития. По причине своего непризнанного суверенитета такие государства иногда становятся потенциальным объектом амбиций для мировых держав в целях усиления собственного стратегического и территориального потенциала. Часто эти государства лишаются источника ресурсов, рынка сбыта или собственных территорий. Статус государства влияет и на население, которое в нем проживает. Жители сталкиваются со множеством проблем: недействительность документов, поиск работы, получение образования и другие вышеперечисленные проблемы. В то же время конфликтные государства влияют на стабильность международной среды.

Учитывая все негативные последствия, которые влекут за собой разного рода военные, национальные и религиозные конфликты, встает вопрос об их скорейшем урегулировании. Но существуют две политико-правовые коллизии, которые затрудняют это урегулирование:

- противоречие между правом народов на самоопределение и территориальной целостностью государств;

- противоречие между государственным суверенитетом и политикой международного вмешательства во внутренние дела государства с целью урегулирования гуманитарного кризиса или предотвращения террористической угрозы.

Многие ученые утверждают, что современное международное право не регламентирует аспекты, связанные с вышеуказанными проблемами. И данная правовая неясность, незавершенность системы международно-правового регулирования этой проблемы в условиях, когда на территориях двухсот государств проживает несколько тысяч народов, которые могут стремиться к обретению того или иного политического статуса, к образованию собственной государственности, будет приводить к новым государственным конфликтам.

1 Большаков А.Г. Этнические вооруженные конфликты в посткоммунистических странах: основные тенденции развития и возможности урегулирования. Ученые записки Казанского университета. 2008. С.111.

2 Рябцев В.Н. Влияние международных факторов на исход «замороженных» сецессионистских конфликтов. Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2009№7 (62). С 238.

Просмотров работы: 108