СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ВНУТРИФИРМЕННОГО ДОКУМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ВНУТРИФИРМЕННОГО ДОКУМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Иванова Д.А. 1, Черкалин Е.А. 1
1Краснодарский архитектурно-строительный техникум
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце 80-х годов в качестве вольного перевода на русский язык английского словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.

Согласно пункту 2 ПБУ 1/2008 учетная политика представляет собой принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

На предприятии учетная политика обычно фиксируется в виде внутреннего нормативного акта размером 12-15 страниц, фиксирующего выбранные предприятием альтернативы из перечня хозяйственных операций.

Последствия принятия учетной политики очень важны для внутренней жизни организации и, следовательно, учетная политика является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц. Учетная политика предоставляет возможность законного способа корректировки финансового результата и налогооблагаемой прибыли.

Формирование учетной политики следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит организации выбрать оптимальный вариант учета, эффективный как с точки зрения бухгалтерского учета, так и с точки зрения режима налогообложения.

Учетная политика ежегодно составляется главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в организации, и утверждается руководителем организации. Налоговый учет в организации, как правило, осуществляется лицами, ведущими бухгалтерский учет, поэтому аналогичные правила применяются и при формировании налоговой учетной политики.

Налоговая учетная политика утверждается в порядке, установленном НК РФ. Но так как порядок ее утверждения во многом схож с бухгалтерскими правилами, обычно учетная политика организации оформляется в виде одного нормативного документа, состоящего из трех основных разделов - организационного и двух методологических (бухгалтерского и налогового), и утверждается одним приказом руководителя.

И бухгалтерская, и налоговая политики формируются исходя из допущения последовательности ее применения. Поэтому у действующей организации нет необходимости ее утверждать ежегодно. Вместе с тем учетная политика всегда должна соответствовать нормам действующего бухгалтерского и налогового законодательства. Изменение законодательных норм, смена методов учета, избранных компанией ранее, влекут за собой необходимость внесения изменений в данный документ. При этом вовсе не обязательно переписывать учетную политику заново. Достаточно внести в свой внутренний регламент необходимые поправки. Руководитель не позднее последнего рабочего дня уходящего года должен издать приказ о внесении изменений в учетную политику организации.

С одной стороны, учетная политика является документом для внутрифирменного использования, практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии. В то же время часть учетной политики представляется в налоговые органы в составе пояснительной записки при сдаче годовой бухгалтерской отчетности.

Всех пользователей учетной политики можно разделить на внешних и внутренних.

Учетная политика в широком смысле как совокупность внутренних документов организации, касающихся ведения бухгалтерского учета, используется:

- учетной (бухгалтерской) службой организации - в целях обеспечения типовых процедур ведения учета, стандартизации учетных процессов, обеспечения достоверности отчетности за счет совершенствования технологии ее производства и как элемент контрольной среды;

- контрольными подразделениями организации (ревизоры, внутренние аудиторы) - в целях осуществления контроля учетных процессов и их субъектов - работников учетной службы, подтверждения показателей отчетности и как элемент контрольной среды;

- методологами организации - как инструмент соблюдения организацией норм бухгалтерского учета;

- менеджментом компании - в целях обеспечения соответствия деятельности стандартам качества, стандартизации учетных процессов, принятия корректных управленческих решений, т.е. в целях повышения эффективности управленческой деятельности компании.

Внешние пользователи используют приказ по учетной политике в следующих целях:

- аудиторы - в целях подтверждения достоверности отчетности;

- прочие пользователи отчетности - в целях понимания отчетности, оценки отдельных ее показателей (через раскрытие учетной политики).

Таким образом, учетная политика имеет очень важное значение, как для самой организации, так и для внешних пользователей (государства в лице налоговых органов). Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации.

ПБУ 1/2008 распространяется:

- в части формирования учетной политики - на все организации;

- в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом ее утверждения руководителем организации. Они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

Разработка учетной политики на новый финансовый год заканчивается к концу декабря уходящего года и в этом же месяце утверждается. Необходимо учесть, что срок утверждения учетной политики должен быть таким, чтобы все работники организации, которых непосредственно затрагивают положения разработанных документов, успели с ними ознакомиться.

Вновь созданная организация обязана сформировать учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц). В этом случае считается, что организация применяет учетную политику с момента государственной регистрации.

Условиями, позволяющими реализовать требования и правила бухгалтерского учета в составе приказа руководителя об учетной политике, являются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета для ведения бухгалтерского учета;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета для оформления фактов хозяйственной деятельности;

- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств.

К условиям, способствующим применению способов оценки и методик учета имущества, обязательств организации и хозяйственных операций, относятся:

- правила документооборота;

- технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями.

Выбранные способы оценки и методики учета движения имущества, обязательств организации и хозяйственных операций представляются в приказе об учетной политике исходя из того набора способов и методов, которые допускаются законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы учета, при формировании учетной политики организация сама разрабатывает соответствующий способ исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.

К способам оценки и методикам бухгалтерского учета относятся порядок признания в учете активов и обязательств организации, способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, методики учета движения имущества и обязательств.

Изменить свою учетную политику, согласно пункту 10 ПБУ 1/2008, организация может:

- если внесены поправки в законодательство России или нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету;

- если организация разработала новые способы бухгалтерского учета;

- в случае существенного изменения условий хозяйствования, к которым относятся реорганизация, переход к новым видам деятельности и т. п.

Измененная учетная политика вводится в действие с начала следующего отчетного года, «если иное не обусловливается причиной такого изменения» (п. 12 ПБУ 1/2008), то есть разрешается это сделать и в текущем году.

Внося изменения в учетную политику, необходимо дополнительно оценить в денежном выражении то влияние, которое окажет это изменение на финансовое положение организации.

При существенном характере такого влияния организация обязана будет скорректировать бухгалтерскую отчетность на начало года, с которого произошли изменения в учетной политике. Если в бухгалтерской отчетности приводятся данные за несколько лет, то отразить изменения необходимо и за более ранний период.

Организациям, публикующим свою бухгалтерскую отчетность необходимо раскрывать в пояснительной записке существенные способы ведения бухгалтерского учета.

Если изменения в учетную политику внесены после того, как составлена годовая бухгалтерская отчетность, их следует раскрыть в промежуточной бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерское законодательство не требует от организаций представлять бухгалтерскую учетную политику организации налоговым органам. Вместе с тем организация обязана раскрывать в пояснительной записке, входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности, принятые ею при формировании учетной политики существенные способы ведения бухгалтерского учета.

Организация не обязана представлять налоговым органам свою налоговую учетную политику, потому что НК РФ не содержит соответствующее требование. В то же время в налоговой учетной политике перечислены правила, применяемые налогоплательщиком при исчислении налогов. Поэтому учетная налоговая политика может рассматриваться как документ, необходимый для исчисления и уплаты налогов.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 23 НК РФ определено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы, а в определенных НК РФ случаях - и их должностным лицам, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Поэтому налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика его учетную политику для целей налогообложения. Если требование налогового органа будет проигнорировано, налогоплательщик несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации (п. 5 ст. 23 НК РФ). За непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, с налогоплательщика взыскивается штраф по ст. 126 НК РФ.

Главная задача учетной политики - максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 28.04.2017).

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон № 146-ФЗ от 31.07.1998 г. (по состоянию на 01.01.2018 г.)

Просмотров работы: 226