ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ФОРМУ СТОПЫ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ФОРМУ СТОПЫ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

Айтбагин А.Т. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Тарко-Сале Пуровского района
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Плоскостопие – это одно из наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. По данным разных авторов, составляет до 60% всей ортопедической патологии у детей школьного возраста, что в несколько раз больше чем в начале 60-х годов (15%) прошлого столетия. Наши исследования подтвердили общероссийскую статистику по плоскостопию среди детей младшего школьного возраста. В чем причина такой ситуации?

Изучая научно-методическую литературу, мы выяснили, что основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц стопы и голени, которая возникает из-за недостатка движений и отсутствия специальной тренировки. В районах Крайнего Севера эта проблема усугубляется, так как дети вынуждены сидеть дома из-за низких температур.

Дети с плоской стопой страдают болями и отеками в ногах, повышенной утомляемостью при длительной ходьбе. В некоторых случаях, плоскостопие является причиной развития других заболеваний, например, таких как нарушение осанки, сколиоз и других.

В основе профилактики и лечения плоскостопия у детей лежит систематическое выполнение упражнений, направленных на укрепление мышц-сгибателей и супинаторов стопы.

Проведенный нами анализ двигательной активности учащихся первых классов показывает, что всего 13% учащихся дополнительно занимается физическими упражнениями в различных спортивных секциях. Все остальные учащиеся (87%) активно двигаются только на уроках физической культуры. Все это обусловливает актуальность проблемы профилактики плоскостопия и ранней коррекции деформации стоп в общеобразовательном учреждении.

Мы изучили программу по физическому воспитанию в первых классах и выяснили, что для формирования свода стопы на уроках физкультуры используют стандартные упражнения, например, ходьбу на носках, на пятках, на наружном крае стопы, в приседе и другие. Данные упражнения учащиеся выполняют в спортивной обуви и в малом количестве, что недостаточно и малоэффективно для формирования свода стопы.

Таким образом, проблема может быть сформулирована как противоречие между увеличением количества учащихся с плоскостопием и отсутствием профилактических мер по борьбе с данным отклонением от нормы на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

На основе выделенной проблемы была сформулирована теманаучно-исследовательской работы: «Влияние комплекса физических упражнений с использованием специального оборудования на форму стопы учащихся первых классов».

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что эффективным средством профилактики плоскостопия на уроках физической культуры являются физические упражнения для укрепления мышц стопы и голени, которые выполняются с использованием специального оборудования и инвентаря.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по физической культуре в начальной школе. Предмет исследования – комплекс физических упражнений для мышц стопы и голени с использованием специального оборудования.

Цель исследования: определить эффективность применения комплекса физических упражнений с использованием специального оборудования на уроках физической культуры в начальной школе с целью профилактики плоскостопия.

На основе цели, объекта и предмета исследования были выдвинуты следующие задачи:

  1. Определить содержание понятия «Плоскостопие».

  2. Изучить методы исследования функционального состояния мышц стопы и голени.

  3. Определить наиболее эффективные средства физического воспитания с целью профилактики плоскостопия.

  4. Выявить влияние комплекса физических упражнений с использованием специального оборудования на форму стопы учащихся первых классов Тарко-Салинской школы №2.

  5. Разработать методические рекомендации по профилактике плоскостопия у младших школьников по итогам исследования.

Методологическая база исследования включает: научные труды ученых В.А. Епифанова, Л. Бонева, М.В. Казарезова, А.А. Потапчук, С.Н. Попова, А.П. Матвеева др.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; плантографический метод; анкетирование; научный эксперимент.

Научно-исследовательскаяработа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, приложений. Список литературы включает 10 библиографических источника.

Глава I. Основная часть

  1.  
    1. Понятие о плоскостопии

В учебнике М.Р. Сапина по анатомии и физиологии человека выделяют пять продольных сводов (по числу плюсневых костей) и один поперечный свод стопы (см. приложение 1, рис.1). В укреплении сводов стопы важную роль выполняют туго натянутые связки и мышцы, при их расслаблении своды опускаются, может сформироваться плоскостопие. [8, стр. 92-95]

Плоскостопие – это деформация стопы, проявляющаяся в снижении высоты ее продольных сводов, пронировании заднего и отведении переднего отделов стопы (см. приложение 1, рис. 2). При плоскостопии основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний свод, и рессорная функция стопы при этом резко снижается. [2, стр. 271-276]

Наиболее распространенный вид плоскостопия – это статическое плоскостопие (до 90% выявленных случаев). Основными причинами развития статического плоскостопия являются: слабость мышц стопы и голени; избыточная масса тела; чрезмерная физическая нагрузка на аппарат стопы (прыжки с высоты, продолжительный бег и т.д.); тесная, плоская обувь или обувь на высоком каблуке. [2, стр. 271-276]

Плоскостопие различается по степени тяжести: I, II и III степени. [4, стр. 86-91]

  1.  
    1. Методы исследования функционального состояния мышц стопы

Изучая научно-методическую литературу, мы выяснили, что есть субъективные и объективные методы исследования формы стопы.

К объективным методам исследования формы стопы относят: 1) подометрический метод; 2) рентгенографический метод; 3) плантографический метод.

Плантография – это наиболее простой и доступный метод диагностики. Основан на получении отпечатков стопы, по которым определяется степень ее уплощения. Для получения плантограммы используют вазелин, который наносят на подошвы учащегося. Ребенок становится на лист бумаги, оставляя следы от вазелина, при этом стопы опускаются и поднимаются одновременно и равномерно из положения сидя. След на бумаге сразу же обводят карандашом для избежания расплывчатости контуров и производят оценку полученной плантограммы. Плантограмму можно оценить различными способами. [7, стр. 7-12]

В своей работе мы оценивали плантограммы детей по способу Штритера. На отпечатке стоп проводят касательную линию АВ и опускают перпендикуляр к касательной в наиболее узком месте перешейка – СД. Индекс Штритера определяют по формуле (ЕД / СД) х 100. В норме индекс равен до 50%, при результате от 50 до 60% у ребенка определяется уплощение сводов стоп и от 60% и более – выраженное плоскостопие (см. приложение 1, рис. 3 и рис. 4).

  1.  
    1. Основные средства коррекции нарушений функций стопы при плоскостопии

Анализируя научную литературу, мы выяснили, что в основе профилактики плоскостопия у детей ведущее место занимают средства лечебной физической культуры: лечебная гимнастика; массаж; корригирующие ортопедические стельки-супинаторы. [3, стр. 421]

Лечебная гимнастика – основное средство лечения плоскостопия. Особенностью методики является применение специальных упражнений, направленных на укрепление мышц-сгибателей и супинаторов стопы. К таким упражнениям относят следующие: сгибание и разгибание пальцев ног; захват пальцами ног различных предметов и их перекладывание; специальные варианты ходьбы. Для усиления корригирующего эффекта применяют специальное оборудование: ребристые и массажные дорожки, скошенные поверхности и т.п. В различных оздоровительных программах по коррекции формы стопы при плоскостопии делают акцент на равномерное распределение веса тела на стопы, а также обучают детей активно поддерживать свод стопы, перенося тяжесть тела главным образом на наружный край стопы (см. приложение 1, рис. 5). [1, стр. 293-295]

Все упражнения для коррекции формы стопы рекомендуют выполнять босиком. Хождение без обуви не только способствует правильному формированию аппарата стопы, но и раздражает рецепторные зоны, создающие оздоровительный фон. [9, стр. 216-218]

В связи с нарушением рессорной функции стоп при плоскостопии, в практике лечебной физической культуры в занятиях с детьми ограничивают упражнения со скакалкой, опорные прыжки, прыжки с высоты, продолжительный бег.

Проанализируем программу по физкультуре в первых классах и рассмотрим физические упражнения с точки зрения профилактики плоскостопия. Основу школьной программы по физическому воспитанию в начальных (первых) классах составляют гимнастические и легкоатлетические упражнения, ходьба на лыжах, подвижные игры и плавание. [6]

В школьной программе для первого класса ведущим разделом является гимнастика, включающая: 1) строевые упражнения; 2) ОРУ без предметов и с предметами; 3) упражнения в лазании и перелезании; 4) упражнения в равновесии; 5) простейшие акробатические упражнения; 6) танцевальные упражнения; 7) упражнения со скакалкой. [10, стр. 190-191]

Многие физические упражнения из раздела гимнастики используются для профилактики и лечения плоскостопия. Эффективным средством для развития мышц ног являются упражнения в лазании и перелезании, в равновесии, общеразвивающие упражнения с предметами.

Арсенал основных средств из раздела легкой атлетики составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях.

Наиболее эффективным средством профилактики плоскостопия из раздела легкой атлетики является ходьба. Во все комплексы лечебной гимнастики включены различные варианты ходьбы, например, на носках, на пятках, приставным шагом, в приседе и другие.При обучении учащихся технике ходьбы, следует добиваться правильной установки стоп (нельзя ходить с разведением стоп наружу и внутрь, а также нельзя ходить с носка на пятку). К сожалению, на уроках физической культуры этому вопросу уделяется мало внимания.

Ходьба на лыжах является очень эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания. Данный вид физических упражнений используется для профилактики многих заболеваний, в том числе и плоскостопия. В районах Крайнего Севера, в связи с низкими температурами, ходьба на лыжах на уроках физической культуры, к сожалению, используется крайне редко. [5, стр. 56-59]

Подвижные игры в первом классе являются ведущим средством для развития физических качеств, таких как, силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. В играх закрепляются естественные движения и отдельные умения и навыки, которые приобретены на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и т.д. Недостаток игры состоит только в том, что физическая нагрузка в игре не поддается точной и индивидуальной дозировке.

Плавание оказывает на организм ребенка разностороннее воздействие. Плавание улучшает функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата. Для профилактики плоскостопия полезно плавать способом «кроль», при этом, для усиления воздействия на мышцы стопы, желательно плавать в ластах. К сожалению, в школе нет бассейна, поэтому организовать плавание для учащихся весьма проблематично. [10, стр. 190-191]

Выводы поI главе

Мы изучили научно-методическую литературу по вопросам профилактики плоскостопия у детей, провели беседы с врачами города Тарко-Сале, сравнили средства коррекции формы стопы в разных источниках, посетили занятия в группах ЛФК в детской поликлинике и уроки физической культуры в первых классах и пришли к определенным выводам:

  1. «Плоскостопие» – это деформация стопы, проявляющаяся в снижении высоты ее продольных сводов, пронировании заднего и отведении переднего отделов стопы.

  2. Распространенность плоскостопия у детей составляет от 40 до 60%.

  3. Дети с плоской стопой страдают болями и отеками в ногах, повышенной утомляемостью при длительной ходьбе, страдает весь организм.

  4. Основными причинами развития плоскостопия являются: слабость мышц стопы и голени; избыточная масса тела; чрезмерная физическая нагрузка на аппарат стопы; тесная, плоская обувь или обувь на высоком каблуке.

  5. Определить форму стопы можно различными методами. Плантография – это объективный, безопасный и массовый метод диагностики.

  6. В основе профилактики плоскостопия у детей лежит систематическое выполнение упражнений, направленных на укрепление мышц-сгибателей и супинаторов стопы.

  7. К таким упражнениям относят следующие: сгибание и разгибание пальцев ног; захват пальцами ног различных предметов и их перекладывание; специальные варианты ходьбы. Для усиления корригирующего эффекта применяют специальное оборудование.

  8. Все упражнения для коррекции формы стопы рекомендуют выполнять без обуви.

  9. При плоскостопии ограничивают упражнения со скакалкой, опорные прыжки, прыжки с высоты, продолжительный бег.

  10. Занятия по коррекции плоскостопия в кабинетах ЛФК проводятся курсами (2-3 раза в год) по 10 процедур, что недостаточно для формирования свода стопы. Именно поэтому на амбулаторном приеме родители часто предъявляют жалобы на плоскостопие у детей разного возраста даже после курсов лечения в кабинетах лечебной физкультуры.

  11. Урок физкультуры является обязательной формой организации занятий физическими упражнениями. Проводятся три раза в неделю на основе научно обоснованной программы физического воспитания, рассчитанной на длительный срок обучения.

  12. На каждом уроке физкультуры решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей – это одна из оздоровительных задач физического воспитания в начальной школе.

  13. На уроке физкультуры в начальной школе для профилактики плоскостопия используются стандартные упражнения: различные варианты ходьбы; сгибания и разгибания, круговые движения в голеностопных суставах и другие. Все упражнения для мышц стопы и голени учащиеся выполняют в спортивной обуви и в малом количестве.

Глава II. Практическая часть

2.1.Цель, методы и организация исследования функций стопы учащихся первых классов МБОУ «СОШ №2» г. Тарко-Сале

Практическую часть работы мы провели в течение 2015-2016 учебного года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Тарко-Сале, Пуровского района. В исследовании участвовали учащиеся первых классов: 1«А», 1«Б», 1«В», 1«Г» и 1«Д». Всего приняли участие 127 учащихся.

Цель исследования: определить эффективность применения комплекса физических упражнений с использованием специального оборудования на уроках физической культуры в начальной школе с целью профилактики плоскостопия.

В своей работе мы использовали плантографический метод исследования, оценивали плантограммы по способу Штритера. Данный метод исследования отвечает таким требованиям как, доступность и массовость, надежность и достоверность, безопасность использования.

Научно-исследовательскую работу мы провели в три этапа.

В начале учебного года (первый этап) мы организовали и провели плантографическое исследование стоп учащихся первых классов. Далее оценили плантограммы по способу Штритера, определили степень отклонения от нормы (нормальные стопы, уплощение сводов стоп, плоскостопие и полые стопы). Также по данным медицинских карт учащихся первых классов, где указаны рост и вес, мы определили ИМТ каждого ребёнка, и отметили только тех учащихся, у которых ИМТ превышает возрастную норму (приложение 2 и 3).

Затем проанализировали результаты проведенных исследований, которые отображены в таблицах 1, 2 и 3, а также в приложении 3.

Таблица 1.

Результаты плантографических исследований стоп учащихся первых классов

в начале учебного года

Класс

К-во

уч-ся в классе

В начале учебного года

(количество учащихся, %)

Стопы в пределах нормы

Нарушение формы стопы

уплощение сводов стоп

плоскостопие

полые стопы

Всего ограничений

1 «А»

25

12 (48%)

7 (28%)

6 (24%)

-

13 (52%)

1 «Б»

27

13 (48%)

4 (16%)

8 (32%)

2 (7%)

14 (52%)

1 «В»

28

13 (46%)

10 (36%)

5 (18%)

-

15 (54%)

1 «Г»

26

13 (50%)

9 (35%)

4 (15%)

-

13 (50%)

1 «Д»

21

9 (42%)

6 (29%)

6 (29%)

-

12 (58%)

Всего

127

60 (47,2%)

36

29

2

67 (52,8%)

Примечание: жирным шрифтом указан экспериментальный класс и общая статистика.

Результаты исследований, представленные в табл. 1 показывают, что у 60 учащихся (47,2%) стопы в пределах нормы (индекс Штритера до 50%). У 67 учащихся (52,8%) были выявлены различные нарушения формы стопы. Из них с уплощением сводов стоп (индекс Штритера от 50 до 60%) – 53,7% учащихся, с плоскостопием (индекс Штритера от 60% и более) – 43,3% учащихся и с полыми стопами (отсутствует опорный край стопы) – 3% учащихся.

Таблица 2.

Результаты плантографических исследований стоп учащихся первых классов

по гендерному признаку в начале учебного года

Пол учащихся

Всего в первых классах

(кол-во уч-ся)

Стопы в пределах нормы

(кол-во уч-ся, %)

Нарушение формы стопы

(кол-во уч-ся, %)

Мальчики

69

29 (42%)

40 (58%)

Девочки

58

31 (53,4%)

27 (46,6%)

Результаты исследований, представленные в табл. 2 показывают, что у мальчиков нарушения формы стопы выявлены в 58% случаев, а у девочек – в 46,6% случаев.

Таблица 3.

Результаты плантографических исследований стоп учащихся первых классов

по антропометрическому признаку в начале учебного года

Показатель

Всего в первых классах

(кол-во уч-ся)

Стопы в пределах нормы

(кол-во уч-ся, %)

Нарушение формы стопы

(кол-во уч-ся, %)

ИМТ в пределах возрастной нормы

100 (78,7%)

36 (36%)

64 (64%)

ИМТ превышает возрастную норму

27 (21,3%)

24 (89%)

3 (11%)

Примечание: ИМТ – индекс массы тела

Результаты исследований, представленные в табл. 3 показывают, что с избыточной массой тела в первых классах 21,3% учащихся. Из них, у 11% учащихся были выявлены нарушения формы стопы, а у 89% учащихся с избыточной массой тела – стопы в пределах нормы.

Во втором этапе нашей работы приняли участие учащиеся 1«В» класса, так как в этом классе наибольшее количество учащихся с нарушением формы стопы.

Вначале мы составили комплекс физических упражнений для укрепления мышц стопы и голени (приложение 4). В данный комплекс мы включили только те упражнения, которые выполняются с использованием специального оборудования и инвентаря. Затем подготовили инвентарь (мешочки, шарики, палки, мячи) и специальное оборудование (массажные, ребристые, угловые дорожки). Далее обучили учащихся 1«В» класса технике выполнения физических упражнений с использованием специального оборудования и инвентаря. Предложенный комплекс упражнений учащиеся выполняли на каждом уроке физической культуры в течение учебного года в подготовительной части (10 минут).

В конце учебного года (третий этап) мы повторно провели плантографическое исследование стоп у 127 учащихся первых классов, оценили плантограммы по способу Штритера. Результаты исследований отображены в таблице 4, а также в приложении 3.

Таблица 4.

Результаты плантографических исследований стоп учащихся первых классов

в конце учебного года

Класс

К-во

учащихся в классе

В конце учебного года (количество учащихся, %)

Стопы в пределах нормы

Нарушение формы стопы

уплощение сводов стоп

плоскостопие

полые стопы

Всего ограничений

1 «А»

25

14 (56%)

6 (24%)

5 (20%)

-

11 (44%)

1 «Б»

27

13 (48%)

6 (22%)

6 (22%)

2 (8%)

14 (52%)

1 «В»

28

23 (82%)

4 (13%)

1 (5%)

-

5 (18%)

1 «Г»

26

13 (50%)

10 (38%)

3 (12%)

-

13 (50%)

1 «Д»

21

11 (52%)

5 (24%)

5 (24%)

-

10 (48%)

Примечание: жирным шрифтом указан экспериментальный класс.

Далее мы сравнили результаты плантографических исследований стоп учащихся первых классов в начале и в конце учебного года (диаграмма).

Диаграмма.

Сравнительный анализ результатовплантографических исследований стоп

учащихся первых классов в начале и в конце учебного года (кол-во учащихся)

1 «В» (экспериментальный класс) 1«А», 1«Б», 1«Г», 1«Д» (контрольные классы)

Результаты плантографических исследований в начале и в конце учебного года, представленные на диаграмме показывают следующее. В начале года во всех первых классах процент учащихся с нарушением формы стопы был примерно одинаков.

В конце учебного года в 1«В» классе процент учащихся с нарушением формы стопы значительно уменьшился, а в остальных первых классах процент учащихся с нарушением формы стопы остался практически без изменений.

  1.  
    1. Методические рекомендации по профилактике плоскостопия у детей младших классов в общеобразовательном учреждении по итогам исследования

  1. В начале учебного года необходимо организовать и провести плантографическое исследование стоп у каждого учащегося. Метод исследования поможет решить следующие задачи: 1) выявить у ребенка возможные отклонения от нормы и обеспечить индивидуальный подход в вопросах укрепления и сохранения здоровья в общеобразовательном учреждении; 2) сформировать положительную мотивацию к регулярным занятиям физическими упражнениями по профилактике плоскостопия; 3) определить эффективность применения тех или иных средств физического воспитания.

  2. Необходимо подготовить спортивный инвентарь и специальное оборудование. Использование всевозможных предметов при выполнении упражнений, повышает эмоциональный фон детей и формирует положительную мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

  3. Комплекс физических упражнений необходимо выполнять босиком, в медленном или среднем темпе. Вначале следует выполнять упражнения в исходном положении сидя, а затем упражнения в ходьбе. При выполнении упражнений для мышц стопы и голени, следить за правильной постановкой стоп, правильной осанкой и дыханием.

  4. Применять данный комплекс лучше в подготовительной части урока физкультуры. Время выполнения комплекса 8-10 минут. После применения комплекса, обязательно выполнить упражнения в расслаблении мышц стопы и голени.

  5. На протяжении всего урока физкультуры формировать у детей навык правильной установки стоп. Следует обращать внимание на правильное распределение площади опоры и центра тяжести при ходьбе, в положении стоя, а также при выполнении других двигательных действий. Стопы нужно ставить параллельно друг к другу, опираясь сначала на пятку, а потом на носок. Ходьба с разведенными носками перегружает внутренний край стопы и, следовательно, ведет к ее деформации. Следить за тем как ходит ребенок, какая у него установка стоп необходимо не только в школе, но и дома.

  6. На уроке необходимо обеспечить индивидуальный подход к тем детям, у которых по плантограмме определяется плоскостопие. Им следует ограничить физическую нагрузку в прыжках и беговых упражнениях. Учащиеся с плоскостопием также освобождаются от сдачи контрольных тестов в этих видах физических упражнений.

  7. После выполнения комплекса упражнений учащимся необходимо надеть спортивную обувь, которая должна соответствовать всем гигиеническим требованиям: быть прочной, жесткой и устойчивой, плотно охватывать стопу, но не жать. Во время физических нагрузок, детям с плоскостопием необходимо использовать супинаторы. Они облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, но пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как довольно быстро развивается атрофия мышц стопы и голени.

  8. Следует обращать внимание на гигиену стоп. Носки должны быть из натуральных тканей, хорошо впитывать влагу и соответствовать размеру стопы.

  9. Профилактикой плоскостопия необходимо заниматься не только в школе, но и дома. Регулярно и систематически выполнять домашнее задание по учебному предмету «Физическая культура», каждый день делать зарядку, проводить закаливающие процедуры, рационально питаться, бороться с порочными позами и вредными привычками (ходить с разведением стоп или косолапо; ходить, шаркая ногами и т.п.).

Выводы поII главе

Практическую часть работы мы начали с опроса родителей учащихся первых классов (было опрошено 127 родителей). Нас интересовал вопрос о том, какую обувь предпочитают покупать родители своим детям – дорогую, качественную или дешевую с рынка? Почти все родители (94,4%) ответили, что покупают качественную обувь, соответствующую всем гигиеническим требованиям. Данные анкетирования говорят о том, что тесная или плоская обувь не является причиной плоскостопия у детей в нашем случае. Мы также выяснили у родителей первоклассников, что свободное от уроков время 63% учащихся проводят дома, 24% учащихся – посещают музыкальную школу, и только 13% учащихся занимаются в спортивных секциях. Это говорит о дефиците движения у детей.

Также в начале года мы провели плантографическое исследование стоп учащихся первых классов. Далее оценили плантограммы по способу Штритера и определили степень отклонения от нормы. По данным медицинских карт учащихся, где указаны рост и вес, определили ИМТ каждого ребенка и отметили только тех учащихся, у которых ИМТ превышает возрастной показатель нормы. Затем проанализировали полученные результаты.

С помощью плантографического метода исследования мы выяснили, что 52,8% учащихся имеют нарушения формы стопы, из них – 43,3% учащихся с грубой деформацией стоп (индекс Штритера более 60%). Полученные данные подтверждают общероссийскую статистику по плоскостопию среди детского населения и обусловливают актуальность выбранной нами темы. В связи с тем, что половина учащихся в классе нуждается в коррекции формы стопы, вопросы профилактики плоскостопия должны быть первостепенными на уроках физической культуры. Результаты исследования также говорят о том, что необходимо обеспечить индивидуальный подход к тем детям, у которых было выявлено выраженное плоскостопие (индекс Штритера более 60%). Для этих учащихся на уроках физкультуры следует ограничить прыжки и бег.

В результате исследования, мы также выяснили, что плоскостопие у мальчиков определяется чаще (58% учащихся), чем у девочек (46,6% учащихся). Анализируя научно-методическую литературу, мы не нашли никакой статистики по выявлению плоскостопия по гендерному признаку. Распространенность плоскостопия среди мальчиков мы связываем с тем, что мальчики более «агрессивно» ведут себя в повседневной жизни, например, прыгают с высоты, чрезмерно бегают, рано начинают кататься на роликах и т.п. (чрезмерные физические нагрузки на аппарат стопы приводят к растяжению и ослаблению мышц стопы и голени).

Так как мальчикам в будущем служить в армии, а плоскостопие является ограничением в службе (юношей при плоскостопии III степени освобождают от службы в армии), следовательно, формировать свод стопы необходимо систематически с раннего возраста (в дошкольном учреждении) до окончания роста скелета (10-11 классы) и бережно относиться к опорно-двигательному аппарату.

Мы также определили, что 21,3% учащихся первых классов имеют ИМТ выше возрастной нормы, из них у 11% учащихся было выявлено плоскостопие, а у 89% учащихся с избыточной массой тела – стопы в пределах нормы. Таким образом, анализ полученных данных говорит о том, что избыточная масса тела не является причиной плоскостопия в нашем случае.

В результате анализа проведенных исследований мы пришли к выводу, что основными причинами нарушения формы стопы у учащихся первых классов Тарко-Салинской школы №2 являются: 1) слабость мышц стопы и голени, которая возникает из-за малоподвижного образа жизни; 2) чрезмерная статическая нагрузка на аппарат стопы.

Следовательно, формировать свод стопы необходимо регулярно с помощью специальных физических упражнений для мышц стопы и голени, а также соблюдать режим их применения.

После проведения плантографических исследований, мы составили комплекс физических упражнений с использованием специального оборудования. Разработанный нами комплекс упражнений использовался учащимися 1«В» класса в течение учебного года на каждом уроке физической культуры (в подготовительной части). Учащиеся 1«А», 1«Б», 1«Г» и 1«Д» классов занимались по рабочей программе предметная линия учебников А.П. Матвеева и выполняли стандартные упражнения для мышц стопы и голени.

В конце учебного года мы повторно провели плантографические исследования стоп у 127 учащихся первых классов и сравнили результаты исследований.

Сравнивая результаты проведенных исследований в начале и в конце учебного года, мы выяснили, что положительная динамика функций стопы у учащихся определяется во всех первых классах, ни у одного ребенка не было выявлено ухудшение формы стопы. Следовательно, регулярные занятия физической культурой по учебной программе А.П.Матвеева благоприятно сказываются на состоянии здоровья детей. С другой стороны, изменить форму стопы до состояния нормы в 1«А», 1«Б», 1«Г» и 1«Д» классах удалось только 4,04% учащимся.

Кардинальных изменений формы стопы до состояния нормы смогли добиться только учащиеся 1«В» класса. В начале года в этом классе было выявлено 18% учащихся с плоскостопием и 36% учащихся с уплощением сводов стоп. После применения разработанного нами комплекса физических упражнений с использованием специального оборудования, было выявлено с плоскостопием – 5% учащихся, а с уплощением сводов стоп – 13% учащихся.

Таким образом, проведенные исследования демонстрируют высокую эффективность комплекса физических упражнений с использованием специального оборудования для коррекции формы стопы у учащихся на уроках физической культуры.

Заключение

Плоскостопие – это самое распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата, которое встречается у 60% детей разного возраста (анализ литературы). Плантографические исследования, которые мы провели, подтвердили общероссийскую статистику по данному заболеванию. Из 127 обследованных учащихся первых классов, 67 учащихся (52,8%) имеют нарушение формы стопы.

При плоскостопии опускается внутренний край стопы, мышцы и связки растягиваются, ослабевают и атрофируются, изменяется положение костей. Все это приводит к повышению утомляемости при длительной ходьбе, к болевым ощущениям и отекам в икроножных мышцах, снижению физической работоспособности. У ребенка с плоскостопием страдает весь организм. Поэтому борьба с плоскостопием это первостепенная задача для детей, родителей и педагогов.

В научно-методической литературе, а также в результате собственных исследований, мы выяснили, что основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц стопы и голени, которая возникает из-за малоподвижного образа жизни и отсутствия специальной тренировки. Укрепить мышцы стопы и голени, и тем самым изменить форму стопы, можно с помощью специальных физических упражнений.

В практике лечебной физической культуры для коррекции формы стопы применяют следующие упражнения: сгибание и разгибание пальцев ног; захват пальцами ног различных предметов и их перекладывание; специальные варианты ходьбы (на носках, на пятках, на наружном крае стопы, с правильной установкой стоп).

Мы проанализировали программу по физическому воспитанию в первых классах и выяснили, что для формирования свода стопы на уроках физической культуры используют стандартные упражнения, например, ходьбу на носках, на пятках, на наружном крае стопы, в приседе, сгибания и разгибания в голеностопных суставах и другие. Данные упражнения учащиеся выполняют в спортивной обуви и в малом количестве, что недостаточно и малоэффективно для формирования свода стопы.

Мы разработали комплекс физических упражнений с использованием специального оборудования для профилактики плоскостопия и доказали его высокую эффективность. После применения комплекса упражнений на уроках физической культуры, многие учащиеся с нарушением формы стопы смогли укрепить мышцы и избавиться от плоскостопия.

Комплекс упражнений, который мы разработали и внедрили в образовательный процесс, имеет ряд преимуществ перед стандартными комплексами упражнений для мышц стопы и голени. Использование на уроках физкультуры специального оборудования и инвентаря усиливает влияние физических упражнений на мышцы и связки стопы, что благоприятно сказывается на формировании свода стопы, а также способствует повышению интереса у детей к занятиям физическими упражнениями.

Положительный результат исследования позволил нам разработать методические рекомендации по профилактике плоскостопия у детей в общеобразовательном учреждении. Данный комплекс упражнений может быть рекомендован для занятий с детьми в кабинетах ЛФК, в дошкольных и в общеобразовательных учреждениях для профилактики плоскостопия.

Цель научно-исследовательской работы достигнута.

Список литературы

  1. Бонев Л., Слынчев П., Банков С. Руководство по кинезотерапии. – София: Медицина и физкультура, 1978. – 357 с.

  2. Лечебная физическая культура: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ (С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др.); под ред. С.Н. Попова. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.

  3. Лечебная физическая культура: Справочник / Епифанов В.А., Мошков В.Н., Антуфьева Р.И. и др. / Под ред. В.А. Епифанова. – М.: Медицина, 1987. – 528 с.

  4. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физ. культура» / Артамонова Л.Л., Панфилов О.П., Борисова В.В.; общ. ред. О.П. Панфилова. – М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2010. -389 с. – (Учебное пособие для вузов).

  5. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.

  6. Матвеев А.П. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А.П. Матвеев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с.

  7. Потапчук А.А., Печора Т.А. Профилактика и лечение плоскостопия у детей. Методические рекомендации. – СПб.: ППМИ, 1995. – 21 с.

  8. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. . – 5-е изд., перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 384 с.

  9. Травматология, ортопедия и восстановительная хирургия: Учебник / М.В. Казарезов, И.В. Бауэр, А.М. Королева. – г. Новосибирск, НПО БРИЗ, 2004. – 288 с.

  10. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.

Приложение 1.

Рис.1. Схемы сводов стопы: А – схема второго продольного свода стопы; Б – схема поперечного свода стопы

А Б

Рис.2. Плоскостопие III степени: А – вид спереди; Б – вид сзади

А Б В Г

Рис. 3. Оценка плантограммы: А – первый способ; Б – второй способ; В – по способу Чижина; Г – по способу Штритера

Продолжение приложения 1.

А Б В

Рис. 4. Плантограммы стоп: А – уплощение сводов стоп; Б – полые стопы; В – выраженное плоскостопие

А Б

Рис. 5. Плоскостопие III степени: А – привычная опора на внутренний край стопы; Б – активная опора на наружный край стопы

Приложение 2.

Нормативы индекса массы тела (кг/м2) для детей и подростков

в зависимости от пола и возраста

Индекс массы тела (ИМТ) = вес (кг)/рост2(м)

Индекс массы тела для девочек*

Соответствие между массой человека и его ростом

13,4 и менее

Недостаточная масса тела

13,4-19,7

Масса тела в пределах возрастной нормы

19,7 и более

Избыточная масса тела

*для 7 лет

Индекс массы тела для мальчиков*

Соответствие между массой человека и его ростом

13,6 и менее

Недостаточная масса тела

13,6-18,9

Масса тела в пределах возрастной нормы

18,9 и более

Избыточная масса тела

*для 7 лет

Примечание: информация предоставлена врачами-педиатрами ГБУЗ ЯНАО «ТЦРБ»

Приложение 3.

Результаты плантографических исследований стоп учащихся 1 «А» класса

в начале и в конце учебного года

п/п

ФАМИЛИЯ ИМЯ

Масса

тела

в начале года

В НАЧАЛЕ

учебного года

В КОНЦЕ

учебного года

Индекс Штритера

правая стопа

Индекс Штритера

левая стопа

Индекс Штритера

правая стопа

Индекс Штритера

левая стопа

1.

Байбаков Михаил

 

56,8%

44,8%

50,8%

45,2%

2.

Богданова Ольга

 

36,6%

23,5%

35,7%

29,8%

3.

Вануйто Ростислав

Х

48,6%

43,9%

47,3%

45,8%

4.

Галимзянов Анвар

 

47,6%

51,6%

45,9%

49,3%

5.

Джафаров Нурлан

 

52,5%

50,8%

52,9%

52,3%

6.

Ерина Елизавета

Х

44,7%

42,1%

42,1%

40,9%

7.

Зиновьева Мелания

 

42,6%

39,7%

40,5%

39,7%

8.

Исаева Алина

 

55,3%

53,3%

54,5%

49,3%

9.

Карасев Павел

 

54,3%

41,5%

50%

42,1%

10.

Каширина Арина

Х

45,8%

44,5%

44,3%

41,5%

11.

Корнийчук Мирон

 

40,9%

41,4%

40,9%

40,5%

12.

Кузнецова А.

 

59,2%

64,5%

56,3%

60,3%

13.

Кунин Артем

 

36,6%

35,7%

35,7%

36,6%

14.

Матвейчук Иван

 

45,9%

43,6%

42,1%

41,5%

15.

Махнач Алексей

 

53,3%

58%

52,3%

55,3%

16.

Мигунова Анна

 

40,5%

36,2%

39,7%

38,5%

17.

Моллаев Рамазан

 

64,4%

63,7%

62,2%

63,9%

18.

Морозов Артемий

 

52,4%

52,3%

49,3%

48,6%

19.

Нуртдинов Роберт

 

67,1%

51,6%

59,2%

50,8%

20.

Рымбельская Юлия

 

84,6%

63,9%

71,9%

60%

21.

Сергеева Софья

 

30,9%

35,4%

34,9%

38,6%

22.

Сетов Ярослав

Х

45,2%

45,7%

44,7%

44,7%

23.

Суховерова Н.

Х

60%

64,8%

59,2%

63,7%

24.

Хабитов Хабиб

 

44,7%

48,6%

45%

45,9%

25.

Яниев Никита

 

92,4%

95,5%

90,5%

92,5%

ВСЕГО ОГРАНИЧЕНИЙ

КОЛ-ВО УЧАЩИХСЯ

5

13

11

Примечание: фамилии и имена учащихся изменены.

- плоскостопие; - уплощение сводов стоп; - полые стопы; Х – ИМТ превышает возрастную норму

15 мальчиков, из них с нарушением формы стопы – 9 учащихся

10 девочек, из них с нарушением формы стопы – 4 учащихся

Продолжение приложения 3.

Результаты плантографических исследований стоп учащихся 1 «Б» класса

в начале и в конце учебного года

п/п

ФАМИЛИЯ ИМЯ

Масса

тела

в начале года

В НАЧАЛЕ

учебного года

В КОНЦЕ

учебного года

Индекс Штритера

правая стопа

Индекс Штритера

левая стопа

Индекс Штритера

правая стопа

Индекс Штритера

левая стопа

1.

Абрамкин Иван

 

44,7%

45,2%

43,6%

45,9%

2.

Авабакирова Айзат

 

60,3%

47,2%

59,5%

50,8%

3.

Арапов Виктор

 

72,7%

71,6%

71,9%

63,4%

4.

Бахина Ярослава

Х

37,7%

39,6%

40,2%

40,5%

5.

Белый Александр

 

47,3%

46,8%

44,6%

45,5%

6.

Березин Родион

 

42,1%

43,6%

41,8%

42%

7.

Васильченко А.

Х

43,5%

47,6%

43,6%

46,4%

8.

Ведерникова Кира

 

52,9%

64,2%

50%

60,3%

9.

Вьюткина Татьяна

 

50,9%

56,4%

50,3%

54,5%

10.

Иванов Ростислав

 

47,6%

48,4%

44,7%

46,3%

11.

Исмаилова Ш.

Х

43,7%

42,6%

40,1%

41,9%

12.

Калинина Милана

Х

46,8%

49,1%

45,5%

44,3%

13.

Канев Тимофей

 

45,4%

44,7%

43%

43,5%

14.

Кореняк Матвей

 

59,5%

50%

51%

50%

15.

Кривых Артем

 

78,8%

75%

71,6%

70%

16.

Нежиденко Юлия

 

48%

50,8%

50%

50,8%

17.

Омаров Иса

 

64,8%

54,5%

60,3%

52,3%

18.

Перепелица Е.

 

полая

18,9%

полая

39,2%

19.

Пяк Богдан

 

39,2%

39,7%

42,6%

40,1%

20.

Рудаков Павел

 

56,3%

54,5%

52,4%

50%

21.

Сенченко Екатер.

 

40%

41,5%

40%

40,2%

22.

Сязи Дмитрий

Х

49,3%

47,8%

46,8%

47,6%

23.

Тарарина Е.

 

52,3%

63,4%

50,3%

60,9%

24.

Тарасова Арина

 

86%

78,8%

77,8%

71,6%

25.

Уктамов Ахлиёр

 

39,4%

полая

40,1%

полая

26.

Ульянов Матвей

Х

46,5%

48,1%

44,7%

43%

27.

Щербакова Мария

 

57,8%

63,4%

57,2%

59,5%

ВСЕГО ОГРАНИЧЕНИЙ

КОЛ-ВО УЧАЩИХСЯ

6

14

14

Примечание: фамилии и имена учащихся изменены.

- плоскостопие; - уплощение сводов стоп; - полые стопы; Х – ИМТ превышает возрастную норму

15 мальчиков, из них с нарушением формы стопы – 6 учащихся

12 девочек, из них с нарушением формы стопы – 8 учащихся

Продолжение приложения 3.

Результаты плантографических исследований стоп учащихся 1 «В» класса

в начале и в конце учебного года

п/п

ФАМИЛИЯ ИМЯ

Масса

тела

в начале года

В НАЧАЛЕ

учебного года

В КОНЦЕ

учебного года

Индекс Штритера

правая стопа

Индекс Штритера

левая стопа

Индекс Штритера

правая стопа

Индекс Штритера

левая стопа

1.

Арцуев Мухаммад

 

60,9%

59,3%

55,5%

47,6%

2.

Балыбердин Г.

Х

45,3%

44,1%

45,4%

44,7%

3.

Бардина Полина

 

67,8%

62,2%

50%

48,2%

4.

Бухарова Анна

 

40,6%

36,9%

42,6%

38,2%

5.

Гойдин Виктор

Х

59,3%

55,5%

49,2%

47,8%

6.

Ельчищева София

 

57,8%

52,3%

44,7%

49,1%

7.

Ивченкова Анна

 

51,6%

49,1%

48%

41,5%

8.

Имедашвили Дени

 

57,3%

50,8%

48%

47,6%

9.

Косачев Сергей

 

64,5%

70,2%

54%

59,3%

10.

Кузнецова София

Х

37,9%

38,3%

43,7%

44,1%

11.

Кутафин Даниил

 

53,8%

57,8%

48,1%

46,2%

12.

Ловкис Анастасия

 

40,6%

36,9%

42,1%

42,6%

13.

Луценко А.

Х

44,1%

47,9%

44,2%

44,9%

14.

Максудов Эльдар

 

77,8%

69,1%

69,4%

54,5%

15.

Мальцев А.

 

47,3%

49%

45,3%

47,6%

16.

Маслова Валерия

Х

45,4%

43,8%

44,7%

42,1%

17.

Матвеева Ксения

 

50,8%

47,6%

49,1%

47,6%

18.

Миниахметова К.

 

50%

54,3%

49,2%

49,4%

19.

Митрофанов Илья

 

52,4%

64,7%

47,8%

55,5%

20.

Муштаргаев И.

 

55,9%

54,5%

49,1%

46,8%

21.

Самигуллина К.

 

39,7%

36,9%

38,3%

38%

22.

Слинько Софья

Х

49,2%

47,9%

44,7%

45,4%

23.

Томчик Дмитрий

 

51,8%

50%

48,4%

47,6%

24.

Трапезникова А.

Х

45,3%

41,5%

43,7%

42,6%

25.

Туктаров Илья

 

44,3%

41,5%

40,6%

42,6%

26.

Харинова Мария

 

55,9%

57,6%

48,2%

47,9%

27.

Хоптяр Федор

 

42,1%

44,7%

45,4%

45%

28.

Школяренко В.

 

36,6%

39,7%

47,6%

44,7%

ВСЕГО ОГРАНИЧЕНИЙ

7

15

5

Примечание: фамилии и имена учащихся изменены.

- плоскостопие; - уплощение сводов стоп; - полые стопы; Х – ИМТ превышает возрастную норму

13 мальчиков, из них с нарушением формы стопы – 9 учащихся

15 девочек, из них с нарушением формы стопы – 6 учащихся

Продолжение приложения 3.

Результаты плантографических исследований стоп учащихся 1 «Г» класса

в начале и в конце учебного года

п/п

ФАМИЛИЯ ИМЯ

Масса

тела

в начале года

В НАЧАЛЕ

учебного года

В КОНЦЕ

учебного года

Индекс Штритера

правая стопа

Индекс Штритера

левая стопа

Индекс Штритера

правая стопа

Индекс Штритера

левая стопа

1.

Алескендеров И.

 

42,8%

42,6%

40,6%

41,9%

2.

Алиева Дженнет

 

51,6%

40%

50,8%

42%

3.

Балязин Матвей

Х

46,2%

43,8%

45,4%

42,6%

4.

Бородина Варвара

 

40%

40,9%

43%

43,5%

5.

Вайшев Святослав

 

64,5%

60%

62,2%

55,9%

6.

Валиева София

 

39,7%

38,4%

39,7%

38,3%

7.

Гроховецкий М.

 

61,6%

51,6%

60%

51,8 %

8.

Даитбекова Ф.

 

54%

46,6%

51,6%

45,4%

9.

Зайцев Артем

 

57,8%

53,7%

55,9%

50,8%

10.

Камина Виктория

 

51,8 %

50%

50,5%

49,1%

11.

Кунина Софья

 

49,1%

42,8%

45,1%

42%

12.

Ладиков Алексей

 

58,1 %

62,9%

55,9%

57,8%

13.

Музафарова Ю.

Х

43%

42,8%

41,4%

40,9%

14.

Овсянникова Е.

Х

44%

40,9%

43,8%

39,7%

15.

Осипова Арина

 

48,2%

50,8%

46,2%

50,2%

16.

Пантелеева Е.

 

56,1%

51,7%

54%

49,4%

17.

Пересадов Лев

 

41,4%

40,6%

40,6%

40,5%

18.

Попов Данил

 

56,4%

51,6%

50%

49,1%

19.

Салихова Амина

 

38,2%

39,6%

38%

40,9%

20.

Салихов Азамат

 

63,6%

49,1%

61,6%

50,2%

21.

Тупицина А.

 

54,8%

45,1%

51,6%

46,2%

22.

Усманова Марьям

 

55,2%

52,3%

50,2%

51,7%

23.

Хадиуллина Анна

 

44,1%

49,2%

44%

48,4%

24.

Хадиуллин М.

Х

43,9%

46,8%

42,9%

45,2%

25.

Хаитов Рустам

 

45,1%

43,5%

41,4%

43%

26.

Шадрина Анна

Х

44,1%

46,4%

42%

45,2%

ВСЕГО ОГРАНИЧЕНИЙ

КОЛ-ВО УЧАЩИХСЯ

5

13

13

Примечание: фамилии и имена учащихся изменены.

- плоскостопие; - уплощение сводов стоп; - полые стопы; Х – ИМТ превышает возрастную норму

11 мальчиков, из них с нарушением формы стопы – 6 учащихся

15 девочек, из них с нарушением формы стопы – 7 учащихся

Продолжение приложения 3.

Результаты плантографических исследований стоп учащихся 1 «Д» класса

в начале и в конце учебного года

п/п

ФАМИЛИЯ ИМЯ

Масса

тела

в начале года

В НАЧАЛЕ

учебного года

В КОНЦЕ

учебного года

Индекс Штритера

правая стопа

Индекс Штритера

левая стопа

Индекс Штритера

правая стопа

Индекс Штритера

левая стопа

1.

Айваседо А.

 

45,4%

46,9%

45%

44,8%

2.

Айваседо Николай

 

55,5%

50,9%

51,6%

50%

3.

Ассатуллин А.

 

71,9%

71,1%

68,5%

64,7%

4.

Воронков Данил

 

54,5%

51,6%

51,7%

51,3%

5.

Гусейнов Ренат

 

47,3%

58,6%

46,9%

49,7%

6.

Джамалов Ибрагим

 

41,4%

40,8%

41,5%

41,4%

7.

Думченко Арина

Х

41,6%

44,3%

42,8%

43,7%

8.

Думченко Диана

 

75,3%

89,3%

64,5%

71,1%

9.

Желещенко Роман

 

50,7%

53,3%

50%

50,8%

10.

Катеева Милана

Х

43,8%

48,3%

44%

46,9%

11.

Климович Николай

 

54,3%

56,3%

51,8 %

52%

12.

Кокунов Александр

 

56,8%

60,3%

55,5%

58,6%

13.

Кузьмин Никита

 

47,4%

49,5%

46,9%

48,3%

14.

Малмыгина Алиса

Х

64,7%

79,3%

64,5%

71,1%

15.

Новрузов Ульви

 

45%

45,6%

44,3%

43,7%

16.

Норматов Ихтиёр

 

68,5%

90,5%

53,3%

80%

17.

Паляруш Виктория

 

41,5%

40%

40,8%

40%

18.

Сиюткин Максим

 

48,3%

50,8%

44,2%

47,5%

19.

Татаренков Богдан

 

70,1%

73,6%

58,6%

64,5%

20.

Тимергазин Тимур

Х

44,5%

43,2%

41,4%

44%

21.

Шадрина Лариса

 

45%

44,1%

40,8%

41,5%

ВСЕГО ОГРАНИЧЕНИЙ

КОЛ-ВО УЧАЩИХСЯ

4

12

10

Примечание: фамилии и имена учащихся изменены.

- плоскостопие; - уплощение сводов стоп; - полые стопы; Х – ИМТ превышает возрастную норму

15 мальчиков, из них с нарушением формы стопы – 10 учащихся

6 девочек, из них с нарушением формы стопы – 2 учащихся

Продолжение приложения 3.

ПЛАНТОГРАММЫ УЧАЩИХСЯ 1 «В» КЛАССА

Учащийся Виктор Г.

В начале года: 59,3% и 55,5%. В конце года: 49,2% и 47,8%.

Учащаяся Полина Б.

В начале года: 67,8% и 62,2%. В конце года: 50% и 48,2%.

Продолжение приложения 3.

Учащийся Дени И.

В начале года: 57,3% и 50,8%. В конце года: 48% и 47,6%.

Учащаяся Мария Х.

В начале года: 55,9% и 57,6%. В конце года: 48,2% и 47,9%.

Приложение 4.

КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ МЫШЦ СТОПЫ И ГОЛЕНИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Методические указания:

- комплекс упражнений использовать в подготовительной части урока физической культуры 8-10 минут;

- все упражнения выполнять без обуви;

- темп выполнения упражнений медленный или средний;

- специальное оборудование разместить в спортивном зале «змейкой» в виде лабиринта;

- при ходьбе соблюдать технику безопасности, дистанция между учащимися 3-4 шага.

  1. УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В ИСХОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ НА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СКАМЕЙКЕ

  1. И.п. – сидя на гимнастической скамейке. Выполнить захват пальцами ног различных предметов попеременно правой или левой стопой, затем одновременно двумя стопами. Количество повторений 10-20 раз.

  1. И.п. – сидя на гимнастической скамейке, стопы на шариках. Выполнить попеременные или одновременные движения стопами вперед и назад. Повторять упражнение до 1 минуты.

  1. УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В ХОДЬБЕ

  1. Ходьба на носках по бревну, руки в стороны. Вначале необходимо научиться ходить по бревну с правильной установкой стоп. По мере закрепления навыка, ходить по бревну на носках, при этом, пятка и носок на одной линии. Сохранять равновесие.

  1. Ходьба по массажной дорожке. Стопы ставить в центр, приподнимая свод стопы, пятка и носок касаются дорожки.

  1. Ходьба по маленьким камням. Пятка и носок на одной линии.Сохранять равновесие.

  1. Ходьба, перешагивая набивные мячи. Высокое поднимание бедра, носок вниз. Захлест голени, бедро вниз. Следить за осанкой.

  1. Ходьба по гимнастической скамейке на носках, руки в стороны. Вначале необходимо научиться ходить по скамейке с правильной установкой стоп. По мере закрепления навыка, ходить по скамейке на носках, при этом, пятка и носок на одной линии. Сохранять равновесие. Со скамейки не спрыгивать.

  1. Ходьба по угловой дорожке. Стопы ставить на наклонную поверхность дорожки, приподнимая внутренний край стопы.

  1. Ходьба до дорожке «лестнице». Стопы ставить на рейку лестницы по центру.Темп выполнения упражнения медленный.Сохранять равновесие.

  1. Ходьба по мягкому мату. Чередовать ходьбу с правильной установкой стоп и на носках.

  1. Ходьба по пробкам. Стопы ставить параллельно, пятка и носок на одной линии.

  1. Ходьба с правильной установкой стоп. Стопы ставить параллельно, пятка и носок на одной линии.

  1. Ходьба по ребристой дорожке. Стопы ставить параллельно, пятка и носок на одной линии.

  1. Ходьба по гимнастической палке приставным шагом. Пятка и носок касаются пола. Сохранять равновесие.

  1. Ходьба, перешагивая предметы. Высокое поднимание бедра, носок вниз. Захлест голени, бедро вниз. Следить за осанкой.

  1. Ходьба по рейке гимнастической стенки приставным шагом. Хват сверху, руки на уровне груди.

  1. Лазанье в упоре, стоя на коленях.

  1. УПРАЖНЕНИЯ В РАССЛАБЛЕНИИ МЫШЦ СТОПЫ И ГОЛЕНИ

  1. И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке, правая нога на рейке. Выполнить наклон вперед, руки на рейку, ногу в коленном суставе не сгибать. Постараться растянуть мышцы задней поверхности ноги, удерживая положение до 8 счетов. Затем выполнить упражнение с другой ноги.

  1. И.п. – стоя на скамейке лицом к гимнастической стенке, руки на рейке. 1-3 – опустить пятки вниз, растягивая сухожилия; 4 – вернуться в и.п. При выполнении упражнения ноги в коленных суставах не сгибать, туловище держать прямо. Повторить упражнение до 10 раз.

Просмотров работы: 193