Предприятия в своей производственно-хозяйственной деятельности могут использовать несколько видов прогнозирования. В частности, конъюнктурное (3-6 месяцев), краткосрочное (1-2 года), среднесрочное (3-5 лет), долгосрочное (5-10 лет), перспективное (более 10 лет). При этом маркетинговое подразделение предприятия должно руководствоваться, в зависимости от конечной цели, выбором этого периода. Основной подход заключается в том, чтобы горизонт планирования сделать максимально короче. Чем период прогноза будет короче, тем легче предусмотреть и правильно оценить степень воздействия на развитие рынка и его факторов, определяющих его.
Основными источниками информации о будущих характеристиках рынка являются:
человеческий опыт и интуиция;
экстраполяция тенденций, процессов, закономерностей развития, известных в прошлом и настоящем;
модель исследуемого процесса, отражающая ожидаемые и желательные тенденции его развития.
Имеющаяся в наличии информация о реализации товаров (работ, услуг) по месяцам прошлого года позволяет остановиться на способе экстраполирования тенденций.
Экстраполирование продолжение в будущее тенденций процессов, отражаемых в виде динамических рядов и их показателей, на основе разработанных моделей регрессионного типа. Этот вариант основан на гипотезе о сохранении в будущем, сложившихся ранее тенденций. Такой подход к прогнозированию предполагает использование эконометрических моделей.
В качестве важнейшего фактора, определяющего развитие рынка, вводится временной фактор (тренд). Процедура экстраполяции тенденций предполагает набор трендовых моделей прогнозирования и формы кривой, наиболее близко описывающей ряд эмпирических данных.
При анализе информации о сбыте продукции по контрагентам, можно прийти к выводу о спросе на продукцию предприятия, удовлетворения спроса, насыщения рынка. Следовательно, можно сделать вывод о перспективах рынка и близости его к насыщению. Поэтому маркетинговая служба предприятия должна оперативно отслеживать динамику тенденции спроса и предложения.
Аппроксимирование данных спроса и предложения мы предлагаем проводить службе маркетинга предприятия с использованием логарифмической зависимости. Построение линии тренда осуществляется по уравнению:
Y = c * lnx + b, (1)
где у – реализация, тыс. руб.,
x – месяцы года,
с, b независимые переменные.
При неизменной ситуации на рынке маркетинговая служба предприятия может сделать прогноз сбыта готовой продукции на следующий год.
Если динамика сбыта продукции не равномерна, это говорит о непостоянном спросе на товар. При должном и своевременном обновлении ассортимента продукции тенденция роста будет сохраняться.
Для прогнозирования службой маркетинга может быть применена полиномиальная модель аппроксимации данных. Расчёт производится по уравнению (2):
, (2)
где у – реализация, тыс. руб.,
x – месяцы года,
с, b независимые переменные.
Одно из самых важных условий коммерческого успеха – постоянное определение соотношения спроса и предложения товара или услуги на основе анализа взаимодействия конъюнктурообразующих факторов. Если коммерсант не владеет характеристикой текущего состояния рынка, условиями сделок купли-продажи в ассортиментной структуре и динамике, он лишен возможности квалифицированно, выгодно и надежно совершить торговую операцию, соперничать с другими предприятиями и изготовителями за рынок сбыта, завоевание его определенного сегмента. Изучение конъюнктуры товарных рынков – это хлеб торговли. И не только по своему значению для торгового дела, но и трудоемкости получения результата. Здесь возможен вариантный подход.
ЛИТЕРАТУРА
Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 474 с. – (Бакалавр и магистр. Академический курс).
1. Golubkov, E. P. Marketing dlja professionalov: prakticheskij kurs : uchebnik i praktikum dlja bakalavriata i magistratury / E. P. Golubkov. – M. : Izdatel'stvo Jurajt, 2017. – 474 s. – (Bakalavr i magistr. Akademicheskij kurs).