Эти документы не дублируют государственные нормы и стандарты, а учитывают специфику отрасли определенного субъекта Федерации. К производственно-отраслевым документам предприятий относятся стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений (СТП и СТО).
Для того чтобы обеспечить надлежащее качество выполнения строительных работ, соответствие возводимых сооружений требованиям законодательной, нормативной и проектной документации, а также сдать готовый объект в срок, необходимо строго контролировать все этапы строительства. Осуществлением контроля занимаются эксперты, обладающие должной подготовкой и действующие на основании соответствующих разрешительных документов. Согласно положениям действующей нормативно-законодательной базы Российской Федерации, на текущий момент существуют 3 вида надзора в строительстве:
Государственный строительный надзор;
Строительный контроль;
Авторский надзор.
Строительный контроль
Определение строительного контроля и основные требования к его организации оговорены статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Осуществление строительного контроля на объекте находится в компетенции лица, ведущего строительство, застройщика или технического заказчика. Кроме этого застройщик или технический заказчик могут привлекать к работе и разработчика проектной документации. Следовательно, понятие «строительный контроль», регламентируемое Градостроительным кодексом, сочетает в себе функции производственного контроля подрядчика, технической службы заказчика и авторского надзора проектировщика.
Служба строительного контроля следит за тем, чтобы в процессе нового строительства, реконструкции или капитального ремонта работы на площадке велись согласно действующим регламентам, градостроительным планам, а также соответствовали данным инженерных изысканий и техническим решениям, предусмотренным проектной документацией.
Государственный строительный надзор
Государственный строительный надзор ведется уполномоченными органами исполнительной власти при новом строительстве и реконструкции объектов, в случае, если проектная документация на них подлежит экспертизе согласно статье 49 Градостроительного кодекса. Предметом контроля со стороны Государственного строительного надзора является:
соответствие выполняемых строительных работ, а также применяемых при строительстве материалов действующим нормативам, проектно-сметной документации, требованиям энергоэффективности и оснащенности объекта приборами учета энергоресурсов;
наличие оформленного в установленном порядке разрешения на строительство;
наличие допуска СРО у лица, выполняющего строительные работы, если таковой предусмотрен статьей 52 Градостроительного кодекса.
По результатам проверок органами Государственного строительного надзора составляется акт с указанием выявленных нарушений, а лицу, осуществляющему строительство, выдается предписание об их устранении.
Авторский надзор
Авторский надзор – это услуги, которые разработчик проектной документации оказывает заказчику. Основная сфера контроля со стороны авторского надзора – это проверка соответствия строящегося объекта разработанной технической документации. Основным отчетным документом является оформленный в установленном порядке журнал авторского надзора.
В настоящее время ведение авторского надзора со стороны проектировщика не относится к обязательным процедурам, а его необходимость определяется заданием на проектирование. В соответствии с частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса, авторский надзор со стороны проектировщика может осуществляться в рамках строительного контроля по инициативе застройщика или технического заказчика.[2]
Контроль – одна из общих функций управления проектом. Под контролем обычно подразумевают сравнение планируемых результатов управления с достигнутыми результатами. При этом планируемые организацией строительства результаты управления не должны находиться в противоречии с действующими правовыми и техническими нормами.
Согласно действующему законодательству, контроль строительства регламентирует Градостроительный кодекс РФ. Проводиться он должен в течение всего времени проведения стройки – от закладки нулевого уровня до ввода объекта в эксплуатацию. Необходимость его проведения объясняется гарантиями безопасности возведенного здания или сооружения.[3]
Контроль хода строительства осуществляют следующие органы:
1.Государственный архитектурно-строительный надзор. Этот орган осуществляет государственный надзор за качеством строительства. Инспекции ГАСН выполняют следующие функции:
- выдают разрешения на производство строительных и монтажных работ;
- контролируют соблюдение нормативных требований, законодательных актов Российской Федерации по капитальному строительству;
- осуществляют выборочные проверки качественного и своевременного строительства, а также ведения необходимой исполнительной документации, реализации утвержденных проектов и соблюдения технических требований архитектурно-градостроительных решений;
- осуществляют надзор за работой технических комиссий по расследованию причин аварий;
- выдают техническое заключение о качестве выполненных строительных и монтажных работ.
2.Технический надзор заказчика. Осуществляется в течение всего периода строительства объекта в целях контроля за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов, в том числе по качеству проводимых СМР, соответствия стоимости строительства утвержденным проектам и сметам.
В течении строительства объекта строительный контроль за проведением строительных работ, включает:
- контроль качества выполненных работ
- приемку физических объемов выполненных общестроительных работ
- проверку актов выполненных работ
- приемку скрытых работ
- приемку исполнительную документацию
- организацию выбора поставщиков строительных материалов и конструкций для оптимизации показателей стоимости и качества строительства
3.Авторский надзор проектировщика. Проводится проектной организацией на протяжении всего периода строительства и приемки объекта в эксплуатацию. Авторский надзор осуществляется на основании договора, заключенного заказчиком с проектной организацией на весь период строительства объекта.
4.Экологическая экспертиза. Устанавливает соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, определяет допустимость реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экспертизы.
5.Госэкспертиза. Является вневедомственным органом, ее деятельность определяются следующими задачами:
- проведение комплексной экспертизы технико-экономических обоснований и проектов на строительство, реконструкцию и расширение предприятий, зданий и сооружений, чтобы они отвечали передовому отечественному и мировому уровню, обеспечивали выпуск конкурентоспособной продукции, рациональное и экономное использование всех видов ресурсов, конструктивную надежность, высокое качество архитектуры и градостроительных решений, эксплуатационную и экологическую безопасность и соответствовали санитарно-гигиеническим и строительным нормам и правилам.
- осуществление контроля за соблюдением основных направлений государственной инвестиционной политики, за комплексным решением вопросов строительства производственных объектов, жилых домов, других объектов социального назначения и охраны окружающей среды, развития инженерной инфраструктуры.
6.Городская административно-техническая инспекция. Обеспечивает систематический контроль предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц за нарушение правил благоустройства и производства строительных работ.
7.Госгортехнадзор. Курирует вопросы обеспечения безопасности работ и жизнедеятельности.
8.Городская инспекция по охране памятников. Определяет нормы строительства и эксплуатации исторически и архитектурно значимых объектов.
9.Трудовая инспекция. Охраняет трудовые права наемных работников
10.Санэпиднадзор. Осуществляет санитарную и эпидемиологическую защиту работников.
11.Пожарный надзор. Осуществляет контроль пожарной безопасности строящегося объекта.
В процессе контроля выстраивается многоступенчатый порядок проверки. Состав должен определяться теми работами, которые, как предполагается в техдокументации, будут выполнять на стройке. При этом следят за тем, чтобы все уровни контроля согласовывались между собой. С самого начала строительных или ремонтных работ, чтобы избежать ошибок и некачественного исполнения, заказчику потребуется постоянный контроль.
Выбор определенного вида (или видов) надзора будет зависеть от сложности проводимых работ, сложности техпроцессов, квалификационного уровня персонала и прочего. Окончательный выбор конкретного вида (или нескольких видов) контроля определяется: масштабом строящегося объекта, количественным составом и уровнем сложности работ. [1]
Основными видами строительного контроля являются:
Входной контроль, который направлен на исполнение требований специальной документации, СНиПов, ГОСТов, ТУ и пр. Может быть выборочным или сплошным.
При сплошном контроле проверяются практически все стройматериалы, инструменты, строительные конструкции, его выбирают при строительстве ответственного и опасного объекта. Кроме того сплошной надзор должен проводится в тех случаях, когда поставщик не может предоставить данные о качестве стройматериалов, поступающих к месту строительства, когда невозможно применить другие методы контроля.
Выборочный контроль подразумевает проверку строго определенной части стройматериалов с распространением данных этого контроля на всю продукцию, поставленную в одной партии (проверяется состав цементного раствора, качество стеновых блоков, бетона, лакокрасочных и отделочных материалов).
В случае выявления некачественного товара, продавцу предъявляют претензию для замены поставленной партии, либо для, возмещения убытков, понесённых подрядчиками из-за поставки недоброкачественного товара.
Пооперационный контроль можно назвать разновидностью оперативного контроля, призванного своевременно выявлять ошибки в строительном процессе и причины, повлиявшие на их появление. Осуществляется младшим руководящим персоналом, на который соответствующими документами возлагается вся полнота ответственности за качество проводимых работ.
Промежуточный контроль необходим при поэтапном строительстве, когда проверяются определенные виды работ или элементы здания после их завершения. Только после приемки очередного этапа строительного процесса, представители заказчика дают разрешение на проведение следующего. Например, промежуточной проверке подвергают изготовление арматурных каркасов, фундаментные работы, гидроизоляцию и т.д. Для этого проводят контрольный обмер или специальные испытания.
При этом создается техническая комиссия, в которую должны включаться, помимо представителей подрядчика, представители заказчика и сотрудники проектной фирмы, по проекту которой ведутся работы. Представители проектных компаний, призванные осуществлять авторский надзор, обладают правом остановить строительно-монтажные работы на любом этапе, если выявлены нарушения технологии строительства, использование недоброкачественных стройматериалов, расхождения с проектом.
Инспекционный контроль заключается в периодическом надзоре за возведением здания. Осуществляется, как правило, представителями сторонних фирм: с обязательным присутствием представителей подрядной компании и представителей заказчика.
Может проводиться Государственным архитектурно-строительным надзором (ГАСН), его инспекции присутствуют во всех регионах РФ. Кроме того, нужно быть готовым к проверкам строящегося объекта Госгортехнадзором, который обязан осуществлять технический контроль в строительстве, органами пожарного и санитарного надзора.
Приёмочный контроль готового объекта для допуска его к эксплуатации проводят дважды: рабочая и приёмочная комиссии.
Все проводимые работы и их результаты в обязательном порядке должны соответствовать техрегламентам, утвержденному проекту, данным инженерных изысканий. Строительный контроль заключается в:
осуществлении управления строительными процессами;
качественной проверке поставляемых стройматериалов, инструментов и комплектующих
осуществлении приёмо-сдаточных мероприятий;
ведении всей документации, сопровождающей строительные работы.
При долгосрочном строительстве в проект может вноситься большое количество доработок, вызванных финансовыми или техническими причинами. Согласно требованиям строительного надзора все вносимые изменения не должны негативно влиять на безопасность возводимого сооружения.
Приёмной комиссией проверяется соответствие качества работ, стройматериалов технологической дисциплине. Представитель генподрядчика обязан предъявить рабочей комиссии все технические документы: акты приемки промежуточных работ, результаты испытаний стройматериалов и др.
После каждого этапа приемки подводится «итог» с документированием обнаруженных в ходе проверки дефектов готового объекта или несоответствие его проекту. Только после устранения подрядчиком всех выявленных недочетов приемной комиссией подписывается акт на ввод сооружения в эксплуатацию.
Список литературы
1. Барановская, Н.И. Экономика строительства. Часть 1 / Н.И. Барановская, Ю.Н. Казанский, А.Ф. Клюев и др. - М.: АСВ, 2003. - 368 c.
2. Олейник, П.П. Организация, планирование, управления и экономика строительства. Терминологический словарь. Справочное издание. / П.П. Олейник, Б.Ф. Ширшиков. - М.: АСВ, 2016. - 320 c.
3. Плотников, А.Н. Экономика строительства: Учебное пособие / А.Н. Плотников. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 288 c.