ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Свиридова С.С. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в Российской школе наблюдаются системные процессы модернизации всех направлений её деятельности, обновление содержания образования, повышение технологичности учебно-воспитательного процесса, развитие материально-технической базы. Доминантной выступает задача обеспечения качества образования на всех этапах, в том числе, и в начальной школе. Реализовать данную задачу возможно с помощью применения на уроках средств мультимедиа.

Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Новые информационные технологии имеют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа [2].

В настоящей статье предпринята попытка исследования возможностей мультимедиа с акцентированием внимания на методические особенности проведения урока в начальной школе. Таким образом, объектом исследования выступают уроки в начальной школе. Предметом исследования является возможность применения средств мультимедиа на уроках в начальной школе.

Актуальность исследования заключается в поиске эффективных средств повышения качества урока в начальной школе, а также удовлетворения потребности учителей в поиске эффективных средств реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, реализуемого в учебно-воспитательном процессе.

Проблема исследования заключается в выявленном противоречии между расширением информационно-образовательной среды и недостаточным использованием дидактического потенциала средств мультимедиа в начальной школе.

Следует отметить, что важнейшей задачей школы является гуманизация процесса обучения, которая находит свое выражение в том, что, наряду с педагогическими целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их личности и индивидуальности. Происходит постепенное осознание потребности в формировании информационной культуры обучающихся.

Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях постоянно растущей информатизации учебного процесса требует от педагога умений и знаний в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами и средствами современной науки, к которым следует отнести в настоящее время мультимедийные средства.

В процессе исследования мы проанализировали трактовки понятия «средства мультимедиа». В научно-методической и педагогической литературе данное понятие определено неоднозначно. Проанализируем понятие мультимедийных средств в обучении.

Мультимедийные средства характеризуются автором как удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных возможностей. Информация в мультимедиа программах передается с помощью трех средств – графики, аудио и видео, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка 1.

Мультимедиа (англ. multimedia) — контент, или содержание, которое одновременно передается в разных формах: звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Например, в одном объекте-контейнере может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней. Это достигается использованием определённого набора аппаратных и программных средств [3].

Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum – много и media, medium – средоточие) средства – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео и анимацией), организованными в виде единой информационной среды [5].

Анализ понятия мультимедийные средства обучения позволяет перейти к рассмотрению роли педагога в учебном процессе, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск с использованием современных средств учебно-воспитательной работы.

Следует отметить, что важным для учителя начальных классов является этап проектирования мультимедийного урока. При проектировании будущего урока разработчик должен знать, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, а также для чего предназначен мультимедийный урок:

Это может быть изучение нового материала, предъявления новой информации; закрепление пройденного, отработки учебных умений и навыков; повторение, практического применения полученных знаний, умений навыков; а также обобщение, систематизации знаний.

При подготовке мультимедийного урока учитель должен продумать последовательность технологических операций, правильно поставить цели и задачи урока, подобрать формы, методы и приемы проведения урока и проследить какую роль играет этот урок в системе уроков по изучаемой теме и всего учебного процесса. Необходимо также, обеспечить педагогическое общение на уроке, постоянную обратную связь с учащимися и обратить внимание - чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект.

Важно помнить, что применение мультимедийных средств требует определённой подготовительной работы со стороны педагога и соблюдения педагогических условий работы.

Прежде всего, подготовить детей к просмотру. Наш анализ практики показывает, что наиболее эффективная форма подготовки – беседа, в которой учитель четко поставленными вопросами помогает детям вспомнить все то, что они изучали ранее по данной теме. Достаточно нескольких минут для вступительного слова до показа экранного пособия. После демонстрации учитель проводит беседу, в процессе которой он выясняет, как усвоен материал, уточняет и дополняет полученные представления. Следует помнить при этом, что длительная демонстрация утомляет учащихся, особенно младших школьников.

В настоящее время, как показывает наш анализ, существует определённый опыт применения таких мультимедийных средств, как: презентации, видео-фрагменты, интерактивная доска. К каждому средству необходимо продумать приёмы их применения. Так, мультимедийные презентации целесообразно применять: при изучении нового материала; при закреплении новой темы; для проверки знаний, для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам; при проверке фронтальных самостоятельных работ; средство эмоциональной разгрузки.

По мнению Горячева М.Д., применение в учебном процессе таких мультимедиа средств как видео- урок, значительно повышает познавательный уровень обучающихся. Рассмотрим некоторые правила и последовательность работы учителя с видеофильмами:

1. Составить схемы к каждому рабочему эпизоду, т.е. письменная фиксация всех реплик персонажей;

2. Выявить в фильме конкретный материал, подлежащий к усвоению, определять конспект их употребления, указывать эпизоды фильма;

3. Определить и быть готовыми прокомментировать явления, которые могут не понять учащиеся;

4. Составить серию заданий и упражнений, необходимых для усвоения материала;

5. По возможности подбирать занимательные тексты для дополнительно чтения, которые переключаются с содержанием фильма;

6. Видеофильмы продолжительностью в 20–30 минут лучше включать отдельно, как основную часть сценария видео урока.

Одним из видов мультимедиа средств является использование на уроке интерактивной доски, которая расширяет дидактические возможности обучения, повышает учебную мотивацию учащихся. При работе с интерактивной доской учитель должен руководствоваться определенными правилами:

Во-первых, рационально использовать интерактивную доску;

Во-вторых, при использовании интерактивной доски и проекционного экрана обеспечивать ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости;

В-третьих, после работы с интерактивной доской необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте;

В-четвёртых, обладать представлениями об эргономических требованиях к оформлению экранной информации (размер и гарнитура шрифта, цветовые решения, сочетание шрифта и фона и др.);

В-пятых, нельзя использовать следующие сочетания цветов: желтый шрифт на белом фоне, черный шрифт на сером фоне, одновременное применение большого количества различных цветов и малый размер шрифта связать иллюстративную сторону со всем содержанием урока;

В-шестых, длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения в 1–4 классах должна составлять 15–20 минут [4].

Следует отметить, что каждое мультимедийное средство обучения должно выполнять определенные дидактические задачи, вытекающие из общих задач урока, обеспечивать активную умственную деятельность учащихся, помогать в преодолении трудностей изложения и усвоения учебного материала, входящие в комплекс части должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В целом, наше мини-исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Современная система начального образования реализуется ФГОС, которые задают требования к повышению качества урока в начальной школе.

  2. Повысить качество обучения возможно на основе применения на уроках мультимедийных средств обучения..

  3. Под средствами мультимедиа мы понимаем интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком.

  4. Важным условием обеспечения качества урока в начальной школе является готовность педагога использовать мультимедийные средства обучения.

Список литературы:

1. Брыксина О.Ф. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс / О.Ф. Брыксина. – Волгоград, 2011.

2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс // Начальная школа. 2013.

3. Протопопова В.В. Медиакомпетентность современного педагога / Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: Материалы четвертой международной научно-практической конференция. – Самара: ПГСГА, 2009.

4. Мантуленко В.В. Мультимедиа в современном образовании / Актуальные проблемы воспитания и образования: Выпуск 6: межвузовский сборник научных статей / под ред. М.Д. Горячева – Самара: Изд-во "Самарский университет", 2012.

5. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. Пособие. Шадринск: ШГПИ, 2015.

Просмотров работы: 222